Не тратьтесь на аренду офиса. Не секрет, что это огромные деньги для небольшой компании. Да и для крупной компании деньги это могут быть немалые.
Новые тренды - «безтерриториальные офисы», коворкинг и удаленная работа.
СВОБОДНЫЕ ОФИСЫ
“Non-territorial office” или “free address” появились с кризисом и сейчас набирают обороты. Даже такие крупные компании как GlaxoSmithKline, American Express и PricewaterhouseCoopers переводят большую часть персонала в офисы без закрепленных мест. Сотрудникам выделяют личные шкафчики для хранения документов и офисных принадлежностей, а сидячие места за общими столами резервируются заранее или по принципу
«кто первый встал, того и тапки». Не сильно, в общем, отличается от свободной рассадки в университетах. (Компания American Express даже пошла навстречу пожеланиям сотрудниц и закупила табуретки на колесах, поставив их рядом со шкафчиками - чтобы удобнее было переодевать обувь).
Разумеется, сотрудники в таком случае пользуются ноутбуками, а смерть десктопов - вполне официальный подтвержденный тренд. Они уходят в прошлое, как пейджеры и пишущие машинки.
Для экономии места (и большей эргономики) также придумали такие вот столики-конторки, где вы полусидите-полустоите. Как утверждают производители, это именно то положение, которое телу наиболее комфортно.
В 2012 году International Facility Management Association провела опрос 950 компаний, и в 60% из них есть сотрудники, чье место не определено, при этом половина опрошенных сказало, что число таких сотрудников за последние два года увеличилось.
Считается, что работники также становятся более креативными, лучше сотрудничают друг с другом и вообще атмосфера в офисе становится более приятной. С этим не все согласны - хотя большинство адаптируется к новому укладу, достаточное количество человек чувствуют себя менее организованными, тратят больше времени на подготовку к работе (каждое утро надо заново устраиваться на новом месте) и жалеют о невозможности персонализировать пространство «под себя» - расставить цветы, фотографии и т.д.
Но несмотря на все возражения, отдельные кабинеты вряд ли вернутся в ближайшее время - GlaxoSmithKline объявили об экономии 30 млн долларов только на безтерриториальных офисах, а Philips - 28 млн евро. Ниже - офис Philips в Москве и по ссылке
рассказ о том, как Philips меняет рабочую среду. КОВОРКИНГ
Коворкингу прочат большое будущее, считают, что это заменит маленькие офисы. Спрос на коворкинговые пространства, как прогнозируют, увеличится в 2013 году на 40%. Вы еще не сталкивались с этим термином? Коворкинг - это единое помещение с общими столами, куда вы можете прийти на день и там работать. В стоимость аренды (на день, неделю, месяц и т.д.) входит собственно место, доступ в интернет, личный добавочный номер, возможность пользоваться переговорной, разнообразные удобства. Московское такое пространство в Нескучном саду работает круглосуточно, там есть маленькая кухня, души, большие мониторы, телевизор с игровой приставкой и даже несколько нешумных тренажеров.
Это коворкинговое пространство
Next Space в Сан-Франциско:
А это - Москва, Нескучный сад:
Помимо экономии на аренде офиса, считается, что работающие в таком пространстве получают дополнительные преимущества, поскольку вращаются в среде себе подобных. Ведь такие офисные места, как правило, снимают люди достаточно молодые, энергичные, мобильные и работающие примерно в одной сфере - где-то что-то рядом с креативом и фрилансом. (Во всяком случае, адвоката или бухгалтера мне там представить достаточно сложно, хотя, возможно, это просто ограничения моего воображения). Так вот, такое общение помогает налаживать связи, видеть новые возможности, осуществлять проекты более эффективно и дешево. (Скептик также подсказывает, что удобно уводить чужих клиентов и перенимать чужие идеи).
ГОСТИНИЧНЫЕ ЛОББИ
Впрочем, и коворкинг - очевидно не для всех. Я провела полдня в Нескучном саду и наблюдала за людьми - чтобы прочувствовать, что же это за тренд такой и для кого. На следующий день делюсь на работе с коллегой - а она в диком ужасе. Неужели, говорит, за это еще и платят - когда вокруг тебя чужие люди, и они разговаривают, и еще эти общие столы, никакой privacy…
Вот для тех, кто не хочет работать в специально отведенных местах, есть гостиничные лобби - дорогие и не очень. Еще один тренд -
гостиницы стараются привлечь деловых людей работать в их лобби. Предоставляют выход в интернет, телефонную связь, более удобные столы и т.д. Казалось бы, зачем им такие хлопоты - лишняя уличная грязь? Есть зачем. Во-первых, потенциальная аренда переговорных и конференц-залов. Во-вторых, какая-никакая, а прибыль бару в лобби и местному кафе или ресторану - обедать-то этим предпринимателям где-то надо. И, в-третьих, многие посетители предпочитают оживленную атмосферу в лобби гостиницы, это их успокаивает, гостиница производит лучшее впечатление.
А
здесь слайдшоу тех офисных предметов, которые к 2017 году, как ожидается, уйдут в прошлое вслед за пейджерами и видеомагнитофонами. Десктопы - само собой, факс, деловой костюм и стандартные часы работы.
Заглавное фото в посте - из
статьи о коворкинге в Википедии.
Также на тему трендов в маркетинге:
Как интернет, кризис и хэндмэйд изменили шопинг
Игры, стресс, чувства и личное пространство - что нас ждет в 2013
«Еда - это секс, наркотики и религия нашего времени»