Обычно, попадая в Мукачево, туристы отправляются
в замок "Мункач", переименованный ещё чехами в "Паланок". Замок стоит отдельного репортажа, и наверняка, кто-нибудь его сделает - хорошей аппаратурой и с непредвзятым взглядом со стороны.
В самом центре города есть также т.наз. "Белый дворец" мадярского князя Ференца Ракоци 2-го (конец 17 века), ныне в нём разместилась юношеская художественная школа, первая в Украине.
Но мало кто не то чтобы из гостей, но и коренных жителей Мукачево знает про ещё один памятник архитектуры, ныне пребывающий в плачевном состоянии - дворец Ковнера. А ведь в закарпатском лексиконе он известен, обретя недобрую славу местного Моабита или Абу-Граиба...
В конце 19 столетия дворец выстроил на тогдашней окраине Мукачева венгерский барон еврейского происхождения Адольф Ковнер, зажиточный предприниматель и меценат. Точно неизвестно, часто ли он жил в этом дворце (занимаясь делами преимущественно на территории современной Венгрии), или же просто вкладывал деньги в недвижимость. Известно, что в сентябре 1914 года барон Ковнер передал свой дворец мукачевскому иудейскому святому обществу для создания в нем больницы. Однако в вихре Первой мировой было не до больниц, а при чешской власти во дворце устроился жупанат. Во времена повторного владения Закарпатьем Венгерским государством во дворце Ковнера ( венг. - "Ковнер-каштей", или, как его перекручивали славяне - "Ковнер-каштиль") разместилась венгерская контрразведка. Как и все подобные службы тоталитарных государств, во время войны она отметилась чрезвычайной жестокостью к людям, которые попадали в её руки - за подозрение в подрывной деятельности, обоснованной или безосновательной. Сейчас трудно сказать, сколько народа прошло через подвалы Ковнера во время террора, учинённого в Закарпатье венгерской властью, союзницей гитлеровской Германии.
Тем не менее, в современной Украине собрано немало материалов о так называемом Ковнеровском процессе, записано много воспоминаний тех, кто ощутил его в буквальном смысле на собственной шкуре. В июне-июле 1942 года во дворце Ковнера состоялся политический процесс над членами подпольной организации ОУН (Организация Украинских Националистов), перед военным трибуналом оказалось 170 мужчин. Значительно больше людей испытало физические и моральные издевательства до суда, и было выпущено на волю за недостатком доказательств. Задержанные в подозрении в связях с украинским националистическим подпольем месяцами сидели в тесных камерах подвала "Ковнер-каштиля", где жандармы из каждого выбивали показания, применяя целый набор истязаний, в особенности избиения дубинками по подошвам ног (очевидно, переняв исторический опыт турецких тюрем), так, чтобы заключённые долго не могли передвигаться или же оставались калеками. Среди сотен мужчин - узников Ковнера оказалась и одна женщина, 25-летняя уроженка ужгородских Баранинцев, учительница Маргарета Бабота, курьер в украинском подполье. Истязания и унижения, которым подвергли девушку, не сломали ее, она не выдала нужной палачам информации. В конце концов, после перевода в тюрьму в Ужгород (в помещении современного коммерческого техникума), ее выпустили, не доведя до суда. (Со временем Маргарета Бабота выехала в Словакию, и умерла в прошлом году в Пряшеве на 92-м году жизни. См. "
Жінка, яка здолала Ковнер" ).
Известно, что незадолго до освобождения Закарпатья из края готовился вывоз в конецлагеря цыганского населения. После того как в марте 1944 Венгрией стали фактически руководить немецкие нацисты, с соответствующей "национальной политикой", на гибель вывезли свыше 30 тысяч евреев. В сентябре 1944 в "Ковнер-каштиль" согнали цыган из мукачевских сёл, где и продержали до первых выстрелов советских пушек, а тогда жандармы вывезли обессиленных от голода пленников на поле под селом Павшино и там оставили, сами же убежали вслед за отступающей армией (См. "
Білий камінь з чорної катівні" )
Как же отнеслась к памяти своих мучеников, героев и обычных жертв современная Украина? К сожалению, практически никак, несмотря на большие прошлогодние торжества, связанные с 70-летием провозглашения
Карпатской Украины. Много ли закарпатцев сегодня знают, где расположен тот дворец, который когда-то служил украшением Мукачева, а потом стал символом человеческой жестокости и страданий? Сознаюсь, я и сам до сего года не знал, что дворец до сих пор существует, пока мне не показал его мукачевский историк, настоящий фанат истории Закарпатья, Михаил Федак-Вереш. С ним мы сделали первую экскурсию в закоулок, в который бы я сам не догадался заглянуть, десятками раз проезжая мимо. На улице Береговской, напротив длинного здания бывшей военной казармы, ныне стоят коробки пятиэтажек.
А это и есть окраины имения Адольфа Ковнера, вместо домов здесь были когда-то его парк и и ограда. Заходим в самый обычный набор пятиэтажек, и я вижу фантасмагорическую картину: дворец-аристократ посреди обычного "совкового" двора. Аристократ, однако, чувствует себя очень плохо.
В 50-е годы прошлого века здесь ненадолго разместилась районная государственная администрация, а со временем, и вплоть до прошлого года - Мукачевская районная прокуратура. С 1970 года здание Ковнер-каштею внесено в перечень памятников истории местного значения Закарпатской области, и пока в ней находились правоохранители, серьезной угрозы существованию дворца не было. Но как только он лишился хозяев, начался полный разгром. Сегодня вглубь просто опасно заходить - большинство перекрытий между этажом и подвалом исчезло, те, которые остались, угрожают провалиться под ногами. Стекла в окнах выбиты, большинство дверей исчезли вместе с рамами (наверно, на костры бомжей, следов пребывания которых во дворце более чем достаточно).
О бывшей роскоши баронского здания свидетельствует выложенный деревом потолок в главной комнате (приёмной?), и еще не выломленный узорчатый кафель на полу.
О трагических событиях, связанных с Ковнером, напоминает разве что табличка на его облупленной стене: "1942-1992. Вмуровано в 50-летие политических процессов венгерского воинского трибунала над патриотами Закарпатья. 4 июля 1992"
Как можно довести до такого состояния памятник архитектуры неподалеку от центра города - сказать тяжело. Какая судьба ждет дворец Ковнера - неизвестно. Местные жители говорят, что вокруг здания время от времени ходят заинтересованные и оценивают его состояние. Предполагают, что кто-то ждет, чтобы дворец пришел в полную непригодность, и тогда его можно будет выкупить подешевле.
Ряд моих критических статей в закарпатских СМИ прошёл незамеченным городской властью Мукачево.
Поэтому интересующимся неординарными, "непопсовыми" памятниками рекомендую осмотреть Ковнер, пока ещё не поздно...