По просьбе
av4 выкладываю фотоотчет об этом польском пейзажном парке (куда ОИРУ заезжало во время сентябрьского путешествия по Европе), так как он "тесно связан с нашей культурой, повлиял на лучшие наши (сейчас украинские) романтические парки - Софиевку и Александрию". В устроении парка участвовали наши художники и архитекторы (
Александр Орловский и
Иван Мартос),
род Радзивиллов оставил свой след в Украине и Белоруссии, а в коллекции парка находятся дары императрицы Екатерины Великой.
Ландшафтный парк "Аркадия" раскинулся под местечком
Неборов в Польше. Основан он в 1778 году по инициативе представительницы известного литовского княжеского рода Радзивиллов
Хеленой Радзивилл (в девичестве - Пшездецкой), назван в честь греческой легендарной Аркадии - края, где царит беспечность, мир и простодушие. Парк небольшой, спокойно его обойти можно за час, но очень приятный и уютный. Все руины рукотворные, однако выполнены с большим вкусом. В одном из павильонов до сих пор выставлена коллекция древностей, в том числе античных.
Архитектурное и композиционное решение парка разработал
Шимон Богумил Цуг при значительном личном участии княгини Радзивилл. Художники
Жан-Пьер Норблен и
Александр Орловский в своих набросках представляли массу архитектурных замыслов, которые до 1797 г. реализовывал Цуг, а позже
Хенрик Иттар. К устройству парка княгиня приступила весной 1778 года, продолжая работать над его композицией в течении всего последующего времени вплоть до своей кончины в 1821 году. Первыми постройками, появившимися на берегу перекрытого плотиной в 1781 году большого аркадийского пруда, были Каскад и Домик у водопада, немного позже Дом первосвященника и Храм Дианы, а также Акведук.
Акведук через речку:
(2)
Ранняя идейно-философская концепция парка, основанная на мифологических и литературных ассоциациях и масонских ритуалах, с самого начала была подчинена символике значений, зашифрованных в композиции архитектурных сооружений, малых парковых формах, в надписях на строениях, плитах и камнях, даже в формах древесных и цветочных массивов.
Идентифицировать сооружения постфактум оказалось сложно, некоторые все же я атрибутировала. В любом случае, названия не так уж важны (они все примерно в одинаковом духе: "Уголок меланхолии", "Гробница иллюзий", "Врата времени" и проч.).
Особенного внимания заслуживают детали, они весьма живописны.
(3)
(4)
(5)
(6)
Фонтанчик::
(7)
Приручение химеры (олицетворения несбыточной мечты):
(8)
(9)
(10)
(11)
(12)
Каменная арка на Острове жертвоприношений:
(13)
Готический домик над Гротом Сивиллы посвящен сыну Хелены
Михалу Гедеону Радзивиллу, наполеоновскому генералу и герою сражений:
(14)
Дом стражника:
(15)
(16)
(17)
Этот столп смотрится как-то инопланетно.
На половецкую бабу, которыми увлекалась Хелена, он не похож...
Что же это такое, интересно? Возможно, остаток какой-то композиции...
(18)
Храм Дианы (1783-1785):
(19)
Хелена Радзивилл собрала в Аркадии богатую коллекцию античного искусства, антикизирующей скульптуры и копий с античных памятников, а также средневековых и ренессансных древностей. Из этих памятников она создала своеобразный музей в Храме Дианы. Среди его экспонатов были голова Ниобы, бюст римлянки, греческие и римские стелы, саркофаги и погребальные урны, парковые украшения, античные и средневековые архитектурные элементы, а также антикизирующие памятники, в частности, скульптура спящей Ариадны, бюст Мелеагра и бюст молодого римлянина, треножник Станислава Августа, маньерестический маскарон
Гильельмо делла Порта и гермы резца Михаловича из Ужендова. В этом же духе выполнены произведения, заказанные самой княгиней, такие как "Св. Цецилия", вышедшая из-под резца Пьетро Стаджи и "Гений смерти"
Ивана Мартоса.
(20)
Плафон в Храме Дианы выполнен
Жан-Пьером Норбленом, изобразившим Аврору/Эос (богиню утренней зари).
(21)
(22)
(23)