Продолжу выкладывать сюда свои статьи о русских архитекторах из последнего вышедшего тома "Православной энциклопедии".
Первым был Иван Петрович ЗАРУДНЫЙ, вторым на букву "З" будет Андреян ЗАХАРОВ. Забавно, что идея писать монографические статьи по архитекторам, внесшим значительный вклад в церковную архитектуру, возникла в "Православной энциклопедии" не сразу, а когда несколько томов уже вышли. Поэтому те зодчие, чья буква уже прошла, оказались в пролете, среди них, кажется и... о ужас! - БАЖЕНОВ (г-н Бархин точно побьет тяжелым ордером все руководство этого издания!). Вот так у нас все большие дела делаются, "как бог на душу положит". Итак,
ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич (1761, Санкт-Петербург - 1811, Санкт-Петербург) - один из крупнейших русских архитекторов рубежа XVIII - XIX вв., в творчестве которого сформировались принципы т.н. высокого классицизма или ампира с романтически-возвышенным пониманием архитектурного образа, воплотившего идею величия и мощи империи, а также с ансамблевым подходом в решении градостроительных задач. Собственное творческое наследие архитектора относительно невелико, однако наличие в нем нескольких бесспорных шедевров (например, здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге) и активная педагогическая деятельность Захарова делают его ключевой фигурой российского архитектурного процесса, оказавшей существенное влияние на развитие стиля.
А.Д. Захаров родился в небогатой семье офицера на окраине Санкт-Петербурга, в малолетнем возрасте был отдан в училище при Академии художеств, в котором сразу хорошо себя зарекомендовал, за что был в 1769 г. публично премирован книгой. Обучение в Академии Захаров продолжил в архитектурном классе у А.А. Иванова. В 1782 г. за дипломный проект здания «фокзала», предназначенного для отдыха и увеселений, он удостоился большой золотой медали и права на пенсионерскую поездку во Францию, где пробыл с начала 1783 г. по середину 1786. В Париже Захаров рассчитывал учиться под руководством Ш. де Вайи, однако тот отказал ему за отсутствием вакансий. Проработав некоторое время под руководством малоизвестного Ж.-Ш. Бликара, Захаров поступил учеником к королевскому архитектору Ж.-Ф. Шальгрену, в будущем одному из создателей наполеоновского ампира. В мастерской Шальгрена Захаров воспринял характерное для предреволюционного французского неоклассицизма увлечение мегаломанией со свойственным ей пиранезианским прочтением античности, суровым минимализмом обобщенных форм и контрастной геометрией объемов. Помимо самого Шальгрена на русского архитектора повлияли и другие лидеры нового направления, в первую очередь К.-Н. Леду и в меньшей степени отличавшийся крайним авангардизмом Э.-Л. Булле. Соприкоснувшись со смелыми экспериментами французской школы и унаследовав от нее романтическое понимание грандиозности, Захаров по возвращении на родину продемонстрировал приверженность и традициям русского классицизма екатерининской эпохи, для которого характерны внимательно-грамотное отношение к ордеру и спокойные симметричные композиции.
Вернувшись в Россию, Захаров поступил на службу в Академию художеств, в 1794 г. получил звание академика. К 1792 г. относится самый ранний из дошедших от него проектов - эскиз торжественной декорации по случаю заключения Ясского мирного договора с Османской империей. К сожалению, сохранившееся графическое наследие зодчего крайне недостаточно и затрудняет изучение его творчества. Некоторые его важные проекты известны только по описаниям. С 1794 г. Захаров исполнял должность архитектора всех академических строений, еще теснее связав профессиональную деятельность с академией. С 1797 г. он числился профессором архитектуры, в 1802 г. был выбран членом Совета Академии, а год спустя - старшим профессором архитектуры. До конца жизни он преподавал, воспитав несколько поколений выпускников. Его наиболее известным учеником является А.И. Мельников, построивший немало зданий в стилистике ампира и позднего классицизма, в т.ч. несколько крупных соборов в разных городах России. Еще одним способным воспитанником Захарова был выходец из крепостных С.Е. Дудин, автор ярких классицистических зданий и ансамблей Ижевска, из которых выделяется комплекс Ижевского завода, спроектированный под воздействием захаровского Адмиралтейства.
В 1800 г. Захаров императорским указом был назначен архитектором Гатчины, преобразованной Павлом I из загородной резиденции в город. Под руководством зодчего там начинается строительство монастыря Св. Харлампия, парковых сооружений, кирхи в с. Малое Колпано, заново отделывается дворцовая церковь, выполняются многочисленные проекты для парка и города. Однако вскоре после убийства императора работы были свернуты. Многое так и не было реализовано или завершено с отказом от скульптурных украшений. Сейчас из построек Захарова в Гатчине сохранились павильон птичник (воссоздан по первоначальному проекту в 1844 г), Горбатый мост, остатки Трехарочного (или Львиного) моста.
В 1805 г. Захаров получил назначение главным архитектором Адмиралтейства, чтобы начать работу над главным произведением своей жизни - капитальной реконструкцией здания Адмиралтейства в Петербурге, сооруженного еще в 1730-х гг. И.К. Коробовым. Приняв руководство перестройкой Адмиралтейства от Ч. Камерона, Захаров уже в 1805 г. разработал проект полного изменения фасадов здания, а в 1806 г. подготовил окончательный проект всей реконструкции, с перепланировкой и новым приспособлением помещений под нужды учрежденного недавно морского министерства. Строительство началось сразу после утверждения проекта и растянулось на много лет, до 1823 г. По ходу регулярно возникали сложности с финансированием, переносились сроки сдачи объекта, у Захарова случались конфликты с чиновниками, что в итоге сильно подорвало его здоровье. Он так и не дожил до завершения работ, скончавшись в августе 1811 г.
Обновленное Адмиралтейство принадлежит к числу наиболее выдающихся шедевров русского классицизма, открыв ряд т.н. «больших проектов» Санкт-Петербурга первой трети XIX в., изменивших облик городского центра, наделив его новым масштабом и стилистическим единством. Захарову удалось органично увязать утопический размах французской мегаломании с реальным местом основанного Петром I Адмиралтейства в структуре и в жизни Петербурга. Здание, замкнувшее перспективу трехлучия главных магистратралей, создавалось как архитектурный символ морской державы, что подчеркивал и аллегорический язык богатого скульптурного убранства (ск. Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев). Башня со шпилем, оставшаяся от коробовского замысла, в новой захаровской редакции усилила свою роль в качестве важнейшей высотной доминанты. В ее архитектурном оформлении в полную силу проявились эстетические принципы зарождающегося ампира, особенно в главенстве крупных геометрических объемов с ровными плоскостями, контрастирующими с изысканной ювелирностью декора.
Помимо Адмиралтейства Захаров разрабатывал еще несколько важных проектов для Санкт-Петербурга (перепланировка галерного порта на Васильевском острове, казармы Адмиралтейства, новый корпус Морского госпиталя и т.д.), из которых мало что было осуществлено. Эти оставшиеся на бумаге замыслы в первую очередь интересны с точки зрения новых градостроительных подходов, входивших в русскую архитектуру во многом благодаря Захарову. Проекты Захарова не ограничивались Петербургом, в 1802 г. ему было поручено разработать несколько проектов «казенных строений» для провинциальных городов. Возведенные на основе чертежей Захарова здания в стилистике строгого классицизма сохранились в Чернигове (дом гражданского губернатора), Полтаве (застройка Круглой площади) и других городах.
В сфере культовой архитектуры за Захаровым числится не так много работ, однако они интересны с точки зрения развития типологии классицистического храма и эволюции стиля. К редким примерам средневековой стилизации в творчестве архитектора принадлежит оставшийся неосуществленным замысел монастыря Св. Харлампия в Гатчине (1800 г.). Спроектированная по заказу Павла I обитель органично встраивается в круг романтических фантазий императора, мечтавшего о возрождении рыцарской морали и средневекового благочестия. Монастырь был задуман Захаровым в виде католического аббатства с чертами крепостной архитектуры (на что указывают контрфорсы и небольшие проемы), но без четких стилистических признаков. Архитектор использовал минимальные вкрапления романских, готических и даже барочных элементов, словно намекая на длительную историю древнего монастыря, подвергавшегося переделкам. Главенствующую роль в асимметричной композиции должна была занять церковь базиликального типа с тремя нефами, завершенная лишь миниатюрным табернаклем и скромной барочно-готической звонницей. Внутри предполагался иконостас, устроенный по принципу традиционных тябловых иконостасов, но со стрельчатыми готическими рамами. К началу 1801 г. для постройки монастыря были вырыты рвы и частично заложен фундамент, однако после смерти Павла все работы прекратились.
В ближайших окрестностях Гатчины в с. Малое Колпано по проекту Захарова в 1799-1800 гг. была выстроена лютеранская церковь. Простая схема зального храма дополнена высокой башней, первоначально увенчанной шатром. В оформлении фасадов, облицованных известняком, Захаров соединил классические элементы (руст) с готическими (стрельчатые проемы), что является характерной особенностью т.н. павловского романтизма.
Для Гатчины Захаров также выполнил проект храма в воспитательном селении, оставшийся нереализованным. Судя по оставшимся чертежам, приземистая по пропорциям монументальная церковь должна была напоминать собор Св. Иосифа в Могилеве, спроектированный еще в 1780 г. Н.А. Львовым. Ее интересной особенностью являлся широкий и низкий барабан купола, прорезанный множеством арочных окон - прием, традиционно в екатерининском классицизме указывающий на греческие прототипы и в первую очередь на Софию Константинопольскую.
В 1800-х гг. по поручению императрицы Марии Федоровны Захаров выполнил несколько вариантов проекта памятника-мавзолея Павлу I для парка в Павловске. Известные по чертежам (в 1807-1810 гг. был осуществлен проект Тома де Томона), они демонстрируют романтический характер замысла, с обилием скульптуры, пышным убранством интерьера и эффектной театрализацией в духе времени. Так, в первом варианте, где Захаров отталкивался от образа египетской пирамиды, при входе задуманы два дымящихся жертвенника. Во втором проекте ротондальное мавзолейное пространство вписано в лаконичный куб с дорическим портиком.
Основной вклад Захарова в церковную архитектуру связан с разработкой типа монументальной купольной базилики, восходящей с одной стороны к образцу парижского Пантеона (церкви Св. Женевьевы, арх. Ж.-Ж. Суфло), а с другой, продолжавшей линию Троицкого собора Александро-Невской лавры И.Е. Старова. В январе 1801 г. Павлом I был утвержден выполненный Захаровым проект церкви при Обуховском сталелитейном заводе (бывш. Александровской мануфактуре). Ориентация на старовский Троицкий собор очевидна - помимо общего типологического сходства есть узнаваемые цитаты, вроде формы купольной ротонды с полуколоннами или входного шестиколонного портика.
Созданный Захаровым образ отличался немногословностью. Избранная тема базилики с доминантой «римского» купола была актуальной в свете утопических проектов Павла вернуть христианству распавшееся единство. Окончательному варианту предшествовал первый, в котором церковь еще более напоминала собор главного столичного монастыря, имея две парные башни на западном фасаде. По указанию императора проект было велено переработать, убрав башни, что Захаров и сделал, поместив две звонницы по сторонам аттика паперти, словно экран, приставленной к телу храма.
Строительство церкви было начато только в 1804 г. в память Павла I, из-за чего ее было решено освятить в честь апостола Павла. Под руководством архитектора Г. Пильникова храм возводился до 1806 г., после чего работы были приостановлены и возобновлены только в 1817 г. уже после смерти Захарова. Тогда недостроенный храм по техническим соображениям разобрали и начали строить заново по захаровскому проекту. При этом возникли сложности, т.к. не оказалось полного комплекта чертежей, в т.ч. боковых фасадов и детальных планов. Доработкой проекта занимался архитектор Н.А. Анисимов, самостоятельно спроектировавший интерьер и боковые фасады церкви. Только в 1826 г. храм был освящен, а в 1930 г. уничтожен до основания.
Начатую проектом церкви апостола Павла тему Захаров развил в своем самом известном и значительном церковном произведении - Андреевском соборе в Кронштадте, заложенном в 1806 г. и завершенном также после смерти автора, в 1817 г. Отталкиваясь от объемно-планировочной структуры храма Александровской мануфактуры, Захаров добился большей гармонии в пропорциях и придал выразительность образу собора введением высокой колокольни, завершенной изящной колонной ротондой и острым шпилем. Кроме французских прототипов в силуэте собора, особенно его колокольни следует отметить влияние однобашенных церквей английского классицизма, в т.ч. построек К. Рена.
Андреевский собор, снесенный в 1932 г., был заметным явлением в храмостроении русского классицизма, повлиявшим на архитектуру некоторых храмов в провинции и вызвавшим к жизни два относительно точных повторения, расходящихся с оригиналом лишь в деталях. Спасо-Преображенский собор в Днепропетровске (бывш. Екатеринославе, 1830-1835 гг.) в 1805-1806 гг. проектировался самим Захаровым, однако эти чертежи не найдены. В 1820-х гг. архитектором Ф. Санковским был выполнен проект на основе захаровского проекта кронштадского собора, по которому в итоге Екатеринославский собор и был выстроен. Вторая копия Андреевского собора появилась в 1816-1823 гг. в Ижевске и связана с деятельностью ученика Захарова С.Е. Дудина. Он сначала выполнил собственный проект собора Александра Невского, который был отвергнут, после чего взял за основу замысел учителя, изменив некоторые детали, в первую очередь, завершение колокольни. Влияние облика кронштадского собора можно наблюдать в ряде проектов и построек А.И. Мельникова, а также у других архитекторов, например, у А.А. Михайлова в проекте церкви Св. Екатерины на Васильевском острове в Петербурге (построена в1811-1823 гг.).
Адмиралтейство
Панорама Адмиралтейства до застройки внутренней территории
Вариант проекта мавзолея Павла I. Дальше еще несколько
Церковь Апостола Павла на Обуховских заводах. Снесена в 1930-е гг.
Паперть церкви Апостола Павла на Обуховских заводах
Андреевский собор в Кронштадте. Снесен в 1930-е гг.
Цветные фотки стащены у
av_otus.