Общеизвестно, что в Гусятине гусей нет. Ну в смысле почти нет, где-то по дворах может немного и насобирается. Но так чтобы массово по улицах ходили, то точно нет. Скорее всего раньше они там были, незря же и герб Гусятина изображает три гуся, летящих над городскими воротами, но потом где-то исчезли… Но говорим мы сегодня не о Гусятине. Просто я нашел, куда они с города над Збручем эммигрировали.
А эммигрировали они от австро-российской и польско-советской границы не очень далеко. Всего 13 км от райцентра Гусятин в село с нейтральным названием Сидоров…
Здесь гуси повсюду. Только вы выходите с авто, как попадаете в общий гогот толп этих созданий. Этот звук преследует вас везде, и возле костела (даже спрятавшись в костеле, вы обязательно будете его слышать), возле замка, на кладбище. Кажется от него негде спрятаться… Но, окунаясь в исследование архитектурных памятников этого небольшого села, вы уже и не замечаете общий гусинный галдеж, он стает приятным фоном для настоящих интересностей, на которые Сидоров богат.
Начнем с замка. Известен как «замок-корабль». Наверное все видели фото с любимого ракурса фотографов (собственно и я не удержался снять его так, см.заглавное фото) - солидный «нос корабля» на крутой высокой горе. На самом деле и гора не так высока, и приличная часть села доминирует над замком. Он просматривается гдето там внизу, на соседнем холме, который ниже окружающих. Конечно, и таким он не теряет своего величия. Но, насмотревшись на фото с любимого ракурса, поневоле разочаровываешся, что реальность не такая грандиозная, как казалось.
Замок построен в 1640 году Калиновскими. Нерегулярный и необычный в плане он действительно напоминает корабль, повторяя очертания меандра реки Суходол. В длину аж 178, а в ширину лишь 30 м… Острый нос «корабля» заканчивается башней, по «бортам» расположено бастеи… Остальсь лишь руины. К его разрушении приняли участие не только время, но и люди. Уже в 1950-х часть стен разобрали на строительство мостовой…
Но спустившись вниз в долину речки Суходол можно немного исправить это ощущение. Вот наконец выхожу на любимую всеми точку съемки - ну это другое дело :). Для поисков ракурса возвращаюсь на противоположный берег Суходола, обхожу замок вокруг. И этим теряю время на исследование замка всередине. Нет, я туда все же успел, но гроза и ливень налетели очень несвоевременно, фототехнику пришлось прятать в рюкзак…
Уже полностью мокрый добегаю назад к другому памятнику Сидорова - костелу Пресвятой Девы Марии (1730-1741 гг.) Знаю, здесь можно переждать грозу. Жду пару часов. Ливень не перестает…
Костел стоит на центральной улице села возле стадиона, на котором мирно пасутся коровы, ну и конечно же, гуси :) Костел было построено архитектором Яном де Виттом на средства владельца Сидорова Марцина Калиновского для доминиканского монастыря, он просуществовав здесь до 1784 г., когда австрийцы монастыри начали закрывать. С тех пор костел став фарным (т.е. приходским). На первый взгляд костел себе, и костел.
Красивый конечно, печальный в своем запустении… Но стоит присмотреться лучше и понять его оригинальность. Лучше конечно присматриваться с вертолета, но если не имеете такого, стоит по крайней мере обойти вокруг и представить его очертания сверху. Калиновские захотели, чтобы костел в плане напоминал их родовой герб «Калинову» - стрелу с двумя хвостами, которые увенчаны восьмиконечными звездами. И гений де Витта справился с этим заданием - алтарь построено в форме жала стрелы, первый же ярус симметричных башень - в форме восьмилучевых объемов.
Рядом с костелом - возведенный из камня двухэтажный монастырский дом.
В середину костела можно попасть через боковой вход. Он всегда открыт. Интерьер костела сильно разрушен. Но еще остались и остатки органа, и алтаря с амвоном… Собственно фото говорят об этом лучше… Костел запущенный, но по большим праздникам здесь все же проводят богослужения.
В 19 в. собственниками Сидорова стают Пайгерты - род поэтов. Они построили дворец, от которого ничего не осталось. Зато на городском кладбище сохранился величественное надгробие этого рода…
Гроза, которая внезапно налетела на гусье царство, все никак не оканчивалась, дождь лил, иногда немного переставал, но только я собирался выглянуть из своего убежища, возобновлялся с еще большей силой. Под дождем я все же сделал несколько кадров церкви и надгробия Пайгертов.
Оставлял гусье королевство под дружный гул птичьего общества с надеждой вернуться в этот край ужасных дорог и разрушенный памятников, величественных и прекрасных, пусть и своим упадком…