Leave a comment

Comments 286

yurakolotov May 21 2015, 15:04:17 UTC
Не знаю, как другие, а я прокололся, не в том, что "не умею отличить необходимое условие от достаточного", а в недостаточно внимательном прочтении ( ... )

Reply

arbat May 22 2015, 02:35:25 UTC
"Часть проблемы, впрочем, ещё в том, что, как обратное утверждение, вы написали "Создателя нету, а местные законы охраняют рабство", т.е. добавили третью логическую переменную, а вторую убрали. "

Меня интересует, как атеисты оценивают поведение Tubman. Как построена их аксиоматика, как работает логика, и к какому выводу они приходят. Это я и спросил.

Я понятия не имею, что означает "обратное утверждение" (обратное ЧЕМУ?), и я не знаю, к чему именно я добавил переменную (какую переменную? у меня были переменные?) и что убрал.

" мысли, идеи, не могут существовать сами по себе" -- почему, собственно?"

Это называется "материализм".

"Идея, пришедшая в голову десяти разным васям более или менее одновременно, которая потом была рассказана тысячам разных петь, модифицирована, рассказана обратно васям и еще миллионам разных игорей и т.д. -- живёт сама по себе,"Извините, но, если она находится в головах Васей, то из этого никак невозможно сделать вывод, что она живет сама по себе. Вот, если эти Васи неожиданно помрут, а идея продолжит ( ... )

Reply

hombregris May 23 2015, 16:26:29 UTC
Почти ничто не существует само по себе в абсолютном смысле. Если вас в космос выкинуть или под воду погрузить, вы тоже помрете, то есть сами по себе вы не существуете. Вам нужна адекватная среда обитания. Среда обитания идей - разумы отдельных людей и их совокупности. Идея не существует вне этой среды обитания, так же как вы не можете существовать вне своей. Но если подумать, то идеи куда более живучи, чем люди.

Reply

arbat May 23 2015, 18:27:42 UTC
"Если вас в космос выкинуть или под воду погрузить, вы тоже помрете, то есть сами по себе вы не существуете."

То, что я помру, никак не значит, что я не существую. Я вполне материален и существую объективно. что означает, я существую вне зависимости от того, известно ли кому-то о моем существовании, и вне зависимости от того, согласны ли вы с этим или нет.

Если в Вашей системе аксиом есть идеи, которые имеют то же самое свойство - что они существуют объективно, без какого-либо материального носителя, сами по себе, даже, когда их никто не думает, не помнит, не записал нигде, и так далее, если в Вашей системе идеи существуют в том же объективном виде, что материальные объекты - то эта система материализмом не является, и, следовательно, не является атеизмом.

Reply


sorhed May 21 2015, 15:20:41 UTC
Секулярная система объективной морали называется «объективизм» (возможно, есть и другие), и никакой веры не предполагает - только рациональное мышление. Делать вид, что есть либо религиозная объективная этическая система, либо субъективная - это ложная дихотомия.

Natural laws (объективные и нерушимые) могут существовать и сами по себе, персонализированный Создатель для них не нужен. Как в физике, так и в этике. Правда, в физике нарушение законов _невозможно_, а в этике возможно, но будут последствия (доставляемые не карой небесной, а естественным ходом вещей).

Reply

arbat May 22 2015, 02:38:58 UTC
Я не отрицаю возможность существования секулярных систем морали.

Я просто прошу кого-то, кто исповедует одну из этих идей, объяснить, как она работает на примере Tubman. И, к моему изумлению, мне никто ничего не может внятно объяснить. Все попытки, которые я видел, требовали введения каких-то Объективных Моральных норм, что несовместимо с секулярной системой. Хотя многие утверждают, что такие системы есть, и они очень даже здоровско работают.

Reply

(The comment has been removed)

arbat May 22 2015, 13:29:08 UTC
Отлично, приведите мне ссылку на один пост, где есть объяснение.
Непременные условия:

(1) система должна быть атеистической, в ней не может быть аксиом типа "убийство это зло".

Желаю успеха.

Reply


sorhed May 21 2015, 15:25:38 UTC
Пример с Лобачевским и Эвклидом, кстати, абсолютно некорректен. Математика естественной наукой не является; там мы можем воображать себе сколько угодно непротиворечивых систем. Физика же одна на всех, и хотя можно вообразить иные системы физических законов, дана нам в ощущениях только одна. [Многие делают вывод о Создателе именно отсюда; но есть и альтернатива - антропный принцип ( ... )

Reply

arbat May 22 2015, 02:43:52 UTC
Чтобы утверждать, что не все моральные системы равноправны, надо изначально принять аксиому, что есть какой-то критерий, которому такая система должна отвечать. Только тогда можно заявить, что система Х отвечает критерию и потом пригодна, а система Y не отвечает критерию и потому не годится.

Ваша проблема, однако, в том, что сам акт принятия такого Объективного Критерия Истины моральных представлений является актом Веры. Для материалиста никаких объективных моральных истин быть не может.

Reply

daneel_ben_ury May 31 2015, 14:43:58 UTC
Система должна отвечать критерию выживаемости. Иначе она умрёт и перестанет существовать.
Мораль (набор аксиом, вбиваемых детям с младенчества) - это один из компонентов общества, сильно влияющий на выживаемость. При смене условий могут смениться и требования к морали.
И разумеется, в одинаковых условиях выжить могут общества с разной соралью. Правда, вероятность выжить у них будет разная.

Я надеюсь, Вы знаете историю о серых бабочках.

Reply

kouzdra May 22 2015, 02:57:21 UTC
Математика - вполне естественная наука - она для того чтобы "землю мерять" или там "движение планет считать" (матан для того и придуман). Если движения планет считаются криво - правят математику. А если считаются нормально - можно и на очевидные противоречия в аксиомах 200 лет плевать - "работает и ладно"

PS: собственно у Арбата вместо эксперимента "моральных нюх" и я не сомневаюсь даже что после некоторого количества "проб и ошибок" он выстроит аксиоматику которая опишет его "моральных нюх" - поскольку он человек религиозный - она будет "с Создателем". Но вообще-то это необязательно.

Другое дело что ценность этой аксиоматики для кого-либо кроме Арбата сомнительна - он то получит "логическое" подтверждение своей моральной имхи

Reply


zwstl May 21 2015, 15:25:41 UTC
> Многие атеисты убеждены, что есть всего одна религия, хуже того, каждый из них считает себя пророком и Папой этой религии

Вы ничего не перепутали: атеисты, которые себя считают пророком религии? Атеисты и религии?

Reply

arbat May 22 2015, 02:47:37 UTC
Я неоднократно лично наблюдал сцены, когда человек, который объявляет себя атеистом, рассказывает, что он точно знает, каким образом религиозные люди должны, по его мнению, интерпретировать какой-то текст.

Reply

freedom_of_sea May 22 2015, 06:54:02 UTC
но ведь атеисты тоже могут интерпретировать разные тексты.
Разве любителям математики Евклида запрещено искать ошибки в теоремах Лобачевского? Пока они принимают его аксиомы.

Reply

arbat May 22 2015, 13:32:14 UTC
Case in point.

Reply


(The comment has been removed)

arbat May 22 2015, 02:53:57 UTC
"Объективная совсем не обязательно означает- независимо от сознания"

Разумеется. Это еще может означать "замеренная прибором", или "принадлежащая к объективу фотоаппарата" (хотя это, может, не очень грамотно). Подмеченное Вами явление называется "омонимы".

Однако, когда люди употребляют слово, у которого есть омонимы, это не значит, что читатель может выбрать любой из омонимов, подставить значение и пытаться понять, что за херня получилась. Надо выбирать именно тот смысл, который имел в виду автор.

"В перечисленные вами группы запросто могут попасть и вполне себе верующие,"

Вероятно, могут. Но, по моим наблюдениям, не так часто. Я думаю, у верующих лучше развито воображение и абстрактное мышление.

Reply

(The comment has been removed)

arbat May 22 2015, 13:48:56 UTC
"Вы умудрились выбрать самое неважное замечание из всего текста "

Ваш текст основан на идее, что Вы можете взять мой текст, заменить в нем смысл одного из слов на омоним, и затем заявить, что это делает мое утверждение менее простым.

Reply


Leave a comment

Up