Заговор спасения или был ли Иисус Христос эксклюзивистом?

Oct 13, 2014 00:33


В продолжение темы, поднятой в предыдущем посте, хочу порекомендовать англочитающей публике любопытную статью Кена Винсента "The Salvation Conspiracy: How Hell Became Eternal". Автор вскрывает историю того, как человеконенавистническая и, поистине, дьявольская концепция "вечного ада" и деления людей на "спасенных" и "неспасённых" превратила послание любви и надежды, принесённое Иисусом из Назарета, в ночной кошмар западной цивилизации. Эксклюзивистская концепция, ставшая элементом вероучения mainstream-Церкви не только оставила за собой кровавый шлейф преследований "еретиков", варварского миссионерства в странах Азии, Африки и Америки, охоты на ведьм и инквизиторских судилищь, но и сломала психику миллионам людей, искренне веровавших (и верующих) в то, что их неуверовавшие близкие обречены на вечные муки.



По утверждению теолога-конгрегационалиста Эдварда Бичера, вплоть до печального конкордата между Церковью и Римским Государством в IV веке в христианстве существовало шесть школ, лидирующей из которых была александрийско-антиохийская (к которой, в частности, принадлежали св. Климент и Ориген), придерживавшаяся открыто универсалистской концепции спасения (а также таких прогрессивных взглядов, как учение о предсуществовании души, циклическая система мироздания, перерождение неспасённых на данном этапе душ и пр.). Единственной открыто эксклюзивистской школой была латинская школа Северной Африки, представители которой одержали окончательную победу лишь в VI веке на Соборе, созванном по инициативе императора Юстиниана (а не римского епископа!) в Константинополе (543 год), где универсализм был объявлен ересью (вместе с другими прогрессивными учениями, положив конец всякому подлинному теологическому диалогу и погрузив Запад в пучину многовекового мракобесия).

Одним из отцов христианского эксклюзивизма можно назвать Тертуллиана, который впервые упоминает словосочетание "вечный ад", отправляя туда не только грешников, но и собственных оппонентов (вне зависимости от их образа жизни). Другим адвокатом "вечного проклятия" стал Августин, обрёкший на "неспасение" даже некрещённых младенцев (ужасная, de facto, фашистская, доктрина просуществовала в католическом богословии вплоть до II Ватиканского Собора). Вероятно, он позаимствовал это учение у манихеев, которым как раз, в отличие от Иисуса из Назарета, был свойственен жёсткий дуализм, и с которыми Августин был связан до своего обращения (а, точнее, возвращения) в христианство.

Очевидно, что опыт Иисуса из Назарета, опыт совершенного единства с Божественным, не уникален. И до, и после Христа Его "Я и Отец - Одно" испытывали и произносили сотни святых от ведийских риши до суфийских мистиков (в своих стихотворениях аль-Халладж открыто утверждает, что его опыт "ана аль-Хакк" идентичен опыту Исы бин Марьям), и, вероятно, каждый призван к этому же самому опыту, ведущему к вечному бытию, абсолютному знанию и бесконечному блаженству. Иисус, испытав этот универсальный опыт, выразил его в терминах иудейской традиции, знакомых Его слушателям точно также, как риши выразили его языком веданты, а суфии - языком ислама. Он основал Свою "церковь" (в смысле сангхи, сообщества духовных искателей, а не иерархического института, подавлявшего в течение веков любое проявление свободной мысли) не для того, чтобы учредить Собственный культ, а для того, чтобы привести жаждущих к такому же единству с Отцом, какое обрёл Сам. Но Его послание единства и любви, чтобы стать государственной религией мегаимперии, оказалось заковано в железные кандалы мифологем "грехопадения-искупления", "спасения-неспасения", "вечного рая-вечного ада", а затем и в жёсткие рамки догм одной единственной школы мысли, впоследствие жестоко преследовавшей инакомыслящих.

Конечно, в рамках официального, государственнического христианства в течение всех этих 2000 лет появлялись святые, удостоившиеся личной встречи с Богом через Христа (и то, как свет Христов пробился через стены догматического мрака, пожалуй, величайшее чудо Назарянина, совершённое Им с момента Его воплощения в этом мире), однако, лишь тогда христианство станет христианством (а не церквианством, коим оно является в большинстве своих современных форм), когда место культа Иисуса Христа займёт опыт Иисуса Христа, а концепция "вечного проклятия" будет забыта и навсегда отправлена на свалку истории человеческой мысли.

В качестве дополнительного чтения по теме рекомендую книги д-ра Бойда Перселла Spiritual Terrorism: Spiritual Abuse from the Womb to the Tomb и Christianity Without Insanity: For Optimal Mental/Emotional/Physical Health.

"Опыт Христа при реке Иордан - Сын/Абба - прекрасный семитский эквивалент "тат твам аси/ахам брахмасми". Разумеется, я могу использовать пример Христа, чтобы привести христиан к опыту "Я ЕСТЬ", однако, что действительно важно - так это сам опыт "Я ЕСТЬ!" (Свами Абхишиктананда).

Христос, история, христианство, философия, Иисус

Previous post Next post
Up