उपाय कौशल्य или кто придумал ад?

Sep 28, 2014 00:20


Слушая рассуждения коллеги об одном из ключевых понятий буддийской мысли उपाय कौशल्य (upAya kaushalya; "мудрая уловка", "разумный метод") подумал, а не является ли концепция ада точно такой же "уловкой" (в том числе и в устах Иисуса и Мухаммеда)?

Напомню, что в Сутре Лотоса Будда объясняет понятие притчей о горящем доме, на втором этаже которого играют дети. Поскольку они не знают, что такое пожар, и что такое смерть, им бесполезно кричать "прыгайте, пожар!". Но если крикнуть: "прыгайте, вам привезли телегу сладостей и игрушек", они прыгнут и спасутся. Ловлю себя на мысли, что описание ада в большинстве религий очень напоминают такую же уловку с целью убедить человека встать на путь самоосознания. В пользу этого мнения свидетельствует целый ряд факторов:

1. Концепция ада сформировалась достаточно поздно. В Индии она окончательно оформляется лишь с появлением буддизма, неизвестна она и ветхозаветным пророкам.

2. Представления о "вечном аде" абсурдны, так как действия, ограниченные пространством и временем, не могут привести к бесконечному результату.

3. Учение о "вечном аде" выставляет Бога несправедливым и жестоким тираном (по вышеуказанной причине: справедливое наказание - наказание соразмерное проступку; ни одному проступку не могут быть соразмерны вечные пытки или вечное отчуждение).

4. Описания ада почти всегда используются в "миссионерских" целях (мол, будете себя плохо вести, дядя Иегова поставит в угол...).



Вполне вероятно, что пока теологи спорят о том, аллегоричны ли описания ада, или реальны, а простые верующие делят райских гурий, образ и ада, и рая - лишь литературный и миссионерский приём, преследующий единственную цель: заставить человека встретиться с Высшей Реальностью (или с его собственным "Я"). Тем более, что мистики самого высокого уровня становятся индифферентны к дуализму "рая и ада", "награды и наказания": "Если почитаю Тебя из страха перед адом, отправь меня в ад!" - восклицает Рабия из Басры. -"Если почитаю Тебя из желания попасть в рай, закрой предо мной врата рая. Но если чту тебя из чистой любви к Тебе, не скрывай от меня Своего лика". Может потому, что они с самого начала знают Истину?

"Грех и праведность, наслаждение и боль - продукты ума и не имеют к тебе отношения... Поистине, ты свободен... Ты пронизываешь всю Вселенную, и вся Вселенная пребывает в тебе. Знай, что твоя природа - чистое Сознание. Отбрось все предрассудки!" (Аштавакра Самхита, 1.6,16).

философия

Previous post Next post
Up