परमपद सन्तानक

Jun 30, 2014 01:05


Перелистывая последние страницы эпоса Рамаяна, вновь обратил пристальное внимание на сцену ухода Рамы: судя по всему, всё-таки, верна моя гипотеза о том, что в эпической традиции परमपद (paramapada, Высшая Обитель), равно как и сам सगुण ब्रह्मन् (saguna brahman, личностный Бог) не существует сама по себе, но проявляется в ответ на преданность святых, нуждающихся в ней.



В стихе 7.110.15 Рама просит Брахму поместить всех участников Рамаяны в место, достойное их, на что Творец отвечает в 7.110.17-18: "Все они отправятся в мир, именуемый सन्तानक (santaanaka)... находящийся рядом с царством Брахмана, и обретут божественное совершенство". Интересно то, что в большинстве изданий эпоса на европейских языках в стихе 18 содержится ошибка: фраза "рядом с царством Брахмана" переводится как "рядом с обителью Брахмы", т.е. Творца как функционального Божества, Хираньягарбхи, которая, как известно, находится в пределах सृष्टि (sRSTi, материального проявления), хотя в оригинале идёт термин ब्रह्मलोक (brahmaloka с короткой второй "a", а не с длинной), что указывает именно на сферу Брахмана. Напомню, что в последнем, четвёртом разделе Веданта Сутры обитатели царства Брахмана описываются как чистые бесплотные разумы, обладающие всеми божественными качествами и способные принимать любую форму по своему желанию, так что, вполне логично предположить, что если они являются поклонниками Рамы, то и Высшую Обитель он увидят в соответствующем свете (и примут соответствующие объекту своей любви формы). В свете этой концепции с одной стороны, историчность Рамаяны перестаёт быть критерием её "истинности" на арене भक्ति (bhakti, преданности), так как и Рама и мир Сантанака (или साकेत, saaket, Айодхья) всё-равно проявятся в ответ на любовь целой армии поклонников Героя из клана Рагху, а с другой, все внутренние переживания святых поэтов-рамаитов, выраженные в средневековой поэзии, если и не описывают, то, фактически, вызывают к реальности образы и эпизоды из жизни Айодхьи. Остаётся только в очередной раз поразиться гибкости и логичности индийской мысли...

философия, Рамаяна

Previous post Next post
Up