Загадки технологий кораблестроения

Mar 10, 2015 21:27


Поступил сложный вопрос comment by kontrabasist_so on an entry in apxiv:

«Игорь Юрьевич, просветите, пожалуйста, каким инструментом железным/бронзовым изготовляли средства морских коммуникаций - корабли, т.е. пилы - распилить бревно на доски, гвозди, скобы - что бы собрать из досок корпус и все такое, или подскажите, где в сети можно почитать на эту ( Read more... )

загадки, мореходство

Leave a comment

Comments 50

kontrabasist_so March 10 2015, 19:33:23 UTC
Игорь Юрьевич, у меня правильно укладывается в голове, что реальное время создания океанского килевого наборного корабля на котором можно перевезти из Америки в Европу лошадей/коров - это конец 18 века?

Где по вашему мнению могли находиться первые центры строительства подобных кораблей - Испания? Англия? Голландия?- пытаюсь понять логистику доставки в центры строительства таких кораблей бревен/досок для корпуса, бревен для мачт (вики пишет, что обычно мачты изготовляли из ствола пихты, а они не везде растут, и ели Восточной Европы) и увязать ее с локализацией мест произрастания деревьев, пригодных для строительства подобных кораблей

Reply

zepp7_7_7 March 10 2015, 20:33:06 UTC
сплавом вполне. меня больше напрягло , что достаточно много свай в венеции из сибирской лиственицы (её устанешь сплавлять - тонет. в пресной точно , в морской - хз).

Reply

bortnikk March 13 2015, 09:57:54 UTC
Откуда данные, что из сибирской лиственницы?
В Венеции об этом понятия не имеют, кстати.

Reply

zepp7_7_7 March 13 2015, 10:30:03 UTC

zepp7_7_7 March 10 2015, 20:37:25 UTC
ну , есть и такие. токмо меня больше интересует не "что ими можно сделать?" , а "как их сами делали?". выпендрёж явный. то ли чисто статусная вещь , то ли им делать нечего было.
топором (точнее - клиньями) прямослойную древесину проще распустить , чем пилой (и даже с профитом). а вот свиль уже устанешь. свиль шёл на палубы , вместо дуба , как наиболее износостойкий.

Reply


cergey_p March 11 2015, 05:18:38 UTC
При теске дерева топором получаются две доски.
Бревно с начала раскалывается на двое клиньями, а потом лишнее стесывается.
Результат лучше чем при пилении- не рвутся древесные волокна, а заминаются- вода меньше внутрь доски попадает-доска меньше гниет.
Вроде как викингские дракары так делали: расщепляли бревно на тонкие доски клиньями, потом гнули.
Каменным топором вполне возможно сделать доски-раскалывая по волокнам. Но дерево придется хорошенько выбирать- чтоб прямые волокна были.

Если не ошибаюсь Петр 1 вводил пиление пилами спецуказом: пилить каждое десятое бревно.

Плоскодонные и килевые суда скорее использовались на равне в зависимости от условий плаванья.
На реках и где мелководье-удобнее плоскодонки. В морях где сильные волны-удобнее килевые.

Reply

priestgeo March 11 2015, 05:59:46 UTC
Бревно можно расщеплять на доски клиньями. Можете посмотреть как это делается по древней технологии:

Reply

zepp7_7_7 March 11 2015, 06:21:44 UTC
вот и ответ на вопрос откуда взялась строчка "корабли , рубленные из мёрзлой древесины в зимнем лесу".

Reply

cergey_p March 11 2015, 06:56:47 UTC
Хорошо показаны преимущества тесаной доски над пиленой.
Поэтому требовался специальный указ о пилении: пилы были, но народ предпочитал тес.

Reply


ab_uno_disce March 11 2015, 05:31:20 UTC
Не помню или уже упоминал это здесь (а может вы и сами видели), но лошади были одним из важнейших меновых товаров в африканской работорговле - думается, именно отсюда и берется значительное количество "арабских" лошадей. Информации об этом довольно много, достаточно целевым образом поинтересоваться, на какие именно товары работорговцы выменивали рабов у африканских посредников (лошади там если не первой строчкой, то второй). Был даже устойчивый обменный курс, сколько тянет лошадь в черных рабах (такое себе евро против доллара :-)).

Reply

zepp7_7_7 March 11 2015, 06:25:36 UTC
в Африке есть территории , которые не смогли колонизировать - муха цеце сводит на нет всю пришлую живность , а у местных иммунитет. и чёй-т мне подсказывает , шо нету там ни диких коров , ни диких лошадей.

Reply

apxiv March 11 2015, 09:00:07 UTC
африканские посредники - очень интересное племя фульбе (фулани), скотоводы, лактозники, завоеватели, торговцы и просто работорговцы

Reply

ab_uno_disce March 11 2015, 09:31:38 UTC
Ну, берберы и прочий магриб тоже порядком к сему достойному делу приложились. Какому нибудь достойному сеньору с интересами в Индиях таки проще иметь дело с арабами-перекупщиками, чем самому по всяким африканским задам барыжить. :-)

Reply


maystre March 11 2015, 06:54:26 UTC
> Петр-1, начинавший осваивать «медвежий угол» Балтики, ездил в Венецию
> за чертежами и технологиями «новоманерных» судов

Петя ездил в "город на островах" , славный своими маскарадами ?

Петербург - тоже "город на островах" , и весь 18 век там были самые
грандиозные во всей Европе балы-маскарады . В советском фильме
"Гардемарины" ( с Харатьяном ) изображён такой карнавал в Петербурге .
Причём , в следующей серии фильма - главные герои "плывут в Венецию" ,
где участвуют в аналогичном карнавале . :)

То есть , настоящая "Венеция" - это Петербург ?

Reply


Leave a comment

Up