Кавказский поход. Часть 2. Ацгарские озера - пер.Чилик - пер.Кынхара - оз.Голубое

Sep 19, 2019 06:22

Продолжение
Начало, часть 1

3 день.
Ночью шел дождь, затем небо развеялось, и полная луна подсвечивала горы. Утром прохладно, градусов 10С.

Проснувшись, открыл палатку чтобы выйти наружу, а там - красота!

В тени хребта зябко, палатка мокрая то ли от ночного дождя, то ли от росы, но когда лучи солнца дотянулись до лагеря, сразу стало жарко.

Просушили палатку, собрали лагерь и пошли вниз вдоль реки Ацгара. За полчаса спустились до слияния с правым притоком, впадающим из долины к одноименному перевалу Ацгара. Здесь останавливались на лесной стоянке (единственной на маршруте) сжечь свой, а заодно и местный мусор.

От стоянки тропа уходит вверх в долину правого притока. На границе леса неожиданно уперлись в сооруженный из подручных материалов забор с калиткой.

Выйдя из лесной зоны, тропа по широкой долине густо поросшей разнотравьем плавно набирает высоту к перевалу.

Вскоре встречаем идущего навстречу мужчину, ведущего под уздцы лошадь. В руках у него только что сорванный иван-чай: "хороший", коротко говорит он.
Знакомимся - он из Карачаевска, наверху под перевалом пасутся его лошади, забор и калитку ниже сделал он, чтобы кони не ходили из долины.
Узнав, что мы из Москвы, беззлобно обзывает "москали" и смеётся.

Под перевальным взлетом встаем на обед. Рядом пасется табун лошадей. В породах лошадей не разбираюсь, но эти животные притягивают взгляд своей статью и изяществом.

Они любопытные и пугливые одновременно, людей в горах видят не часто.

Со стороны перевала спускается группа туристов - ребята из Лабинска, идут от озера Чилик, куда нам надо сегодня дойти. Обмениваемся информацией и расходимся в разные стороны.

Подъём на перевал несложный, по хорошей тропе, однако поднявшийся вслед за нами из долины туман мешает ориентироваться, приходиться часто сверяться с навигатором.

С перевала Ацгара (2725 м) ничего не видно, туман закрыл обзор.

Мы не задерживаемся, едим перевальную шоколадку и уходим по тропе, тянущейся влево по гребню.
Вскоре тропа разветвляется: основная уходит вправо и далее вниз в долину Архыза, менее набитая влево в сторону перевала Чилик. Тропа нечеткая и местами теряется, в тумане визуально найти ее нереально. "Идем по приборам", постоянно сверяясь с треком, залитым в навигатор. Перед перевальным взлетом немного теряем высоты, переходим засохший ручей затем круто уходим вверх с набором более 200 м.

На перевале Чилик (2890 м) мы уже в "молоке", видимость метров 15, сыро и холодно. Спуск с перевала неприятный: крутой, вдоль скальной стенки, с элементами скалолазания.
Метров на сто ниже спуск в долину немного выполаживается, туман уже не такой густой, но тропу видно плохо, отлавливаем ее по GPS. Обходим слева скальные сбросы.

Ниже грохочущего в тумане водопада переходим по камням речку и в 17.30 выходим к озеру Чилик и ставим лагерь на берегу.

Вокруг озера пасется большое стадо коров. Вожак громко зовет всех собраться на ночь вместе. Его слушаются и периодически, с ответным мычанием, из тумана выныривает очередная буренка с теленком и опасливо посматривая на нашу палатку, неспешно идет на зов.

Ночь ясная и холодная - около 10C.

4 день.
Утром небо чистое, воздух прозрачен и свеж. Из палатки отличный вид на озеро и горы.

Сходил к водопаду, который мы вчера слышали за пеленой тумана.

Когда тень хребта ушла от палатки и стало тепло, искупались в озере. Вода теплая. Озеро неглубокое и относительно большое, вода успевает прогреваться дневным теплом.
В воде водоема была замечена жизнь, может, и рыба есть.

Собравшись, обходим озеро и начинаем восхождение к перевалу Кынхара.

Путь непростой, идти часто приходиться по курумнику (крупнокаменная осыпь). Тропы нет, только разрозненные турики (пирамидки из камней) обозначают направление.

Внутренний голос подсказывает, что за нами кто-то следит. Окидываю взглядом окрестности и на скале выдающейся над хребтом замечаю с десяток горных козлов (кавказских туров), до них не менее 300 метров. Оптикой объектива максимально приближаю и фотографирую.

По пути проходим пару снежников - можно охладиться :)

С противоположной стороны перевала перетекает небольшое облако.

Еще один переход - и мы наверху. От озера Чилик на перевал Кынхара (2849 м) поднялись примерно за 2 часа.

Здесь ветрено, узко и неуютно, со стороны Архыза небо затянуто черными тучами и слышны раскаты грома. Сидеть в грозу на перевале не хочется совсем.
Не задерживаясь валим вниз, но быстро не получается - очень круто.
Гроза прошла мимо, и можно не торопиться.

Сверху отличный вид на озера в долине реки Кызылчук: Перевальное и Голубое.

У озера Голубое ставим лагерь и готовим обед.

На другой стороне озера не растаявший за лето снежный вынос лавины.

Сегодня полудневка, по этому поводу Наталья нас балует пиццей.

Вокруг лагеря коров замечено не было, но их меток разбросано очень много, никто не смог избежать этих "мин" :)

Ночью поднялся сильный ветер и своими порывами несколько часов пытался завалить нашу палатку. Мы с супругой от разбушевавшейся стихии проснулись и держали дуги палатки, чтобы не сломались. Вовка крепко спал и ничего не слышал ))