Кавказский поход. Часть 1. Архыз - пер. Уруп-Пхия - Ацгарские озера

Sep 16, 2019 06:05

Двадцать лет прошло с тех пор как мы были с Натальей в Архызе последний раз.
В мае 1999 мы вместе с командой Перовского турклуба сплавлялись от Архыза вниз, по реке Большой Зеленчук. А сейчас вместе с младшим сыном уходим в горы вверх, на хребет Абишира-Ахуба.
20 лет назад это было небольшое село в пограничной зоне с одной улицей и крохотным рынком, где местные бабушки продавали заезжим туристам вязаные свитера и носки из шерсти тут же пасущихся овец.
Нынешний Архыз - это курортный муравейник, из которого хочется побыстрее выбраться.

1 день (17.08.2019)
Машину оставляем в гостевом доме "Берлога 09", договариваемся с хозяином Артуром о заброске, и он на своей машине отвозит нас к началу маршрута, фактически, до куда может проехать легковая машина. А проехать уже можно далеко, я даже и не рассчитывал: от устья р. Дукка на три километра вверх по р.Архыз и дорогу активно строят дальше - работает техника и свежая насыпь уходит круто вверх в сторону долины р.Пхия. В перспективе через несколько лет дорога придет к Красной Поляне, а там уже и Сочи рядом.
Стройка перекопала все ориентиры, и выход на старую грунтовку к перевалу Пхия нам подсказывают рабочие.
Уже 17 часов - стоит поторопиться, надо пройти до перевала и найти хорошую стоянку, через пару часов будет темнеть.
Тропа круто уходит вверх и через полчаса мы уже на границе леса, отдыхаем и наслаждаемся видами.

Еще один переход до перевала Пхия (2160 м), за ним немного спускаемся и встаем на ночёвку на небольшой ровной площадке у ручья.

Мы ставили палатку, когда к нам на лошади подъехал пастух, Султан. Недалеко его кош (летнее стойбище). Пригласил вечером к себе в гости, а сейчас он едет к стаду доить свою любимую корову.
На обратном пути угощает парным молоком, а мы делимся с ним ужином. Рассказывает, что за лето туристов здесь прошло немного, мы пятые или шестые, кого он видел. Сам он из станицы Зеленчукской, и в конце сентября погонит стадо домой, тк уже будет холодать, может выпасть снег. Сообщает, что если подняться от перевала выше по гребню, можно поймать мобильную связь, дальше уже нигде связи не будет. Еще раз приглашает в гости попить айрана и уезжает, уже стемнело.
Ночью прошел небольшой дождь, утром туман, тепло, 15С.

2 день.
Целый день идем вдоль хребта.

Часто встречаются пасущиеся коровы и овцы. В долине реки Пхия много летних пастбищ и несколько стоянок пастухов (кошей).
Погода хорошая, с тропы открываются красивые виды.

Через пять километров подходим к кошу. Почуяв нас издалека в нашу сторону с лаем бросается свора пастушьих собак. Я останавливаюсь, размахиваю треккинговой палкой, но они не боятся. Первые две подбегают, обнюхивают и успокаиваются. Остальные, еще немного погавкав и покружив рядом, возвращаются к кошу. Из коша вышел мужчина, убедился, что все нормально, махнул нам рукой и зашел обратно. Идем дальше. С нами остаются две суки, прибежавшие первыми. Одна очень большая, похожа на волчицу с какой-то странной серо-тигровой окраской, вторая поменьше и моложе, смахивает на хаски.

Собаки сопровождают нас до следующего коша.

Там своя свора под предводительством огромного кобеля. Большая собака проводит короткие "переговоры" на повышенных тонах, и кобель со свитой возвращается к своему кошу...
Мы останавливаемся на обед, а собаки, к нашему удивлению, покидают нас, даже не попросив подачки за свою работу. Видимо, убедились, что у нас все в порядке, и ушли восвояси.

Встреча с пастушьими собаками вызвала противоречивые чувства: с одной стороны, очень неприятно, когда на тебя с лаем несётся свора собак - некоторые из них просто огромные и выглядят грозно, с другой стороны поразило, как они себя вели: сопровождали, оберегали от других собак, еды не выпрашивали, а когда мы стали готовить обед, ушли к своему кошу. Мы вспомнили, что вчера с Султаном тоже было две собаки, и они ничем себя не проявляли, пока мы ужинали и беседовали, а тихо лежали поодаль, метрах в десяти. Только когда пастух сел на лошадь, вскочили и побежали за ним.

Стоит отметить, что перед кошами мы оба раза теряли тропу. Возвращающиеся с пастбищ животные делают много тропинок вокруг стойбищ, среди них мы свою и теряли.

Не доходя до третьего коша, тропа уходит вверх к перевалу Уруп-Пхия.

Под перевальным взлетом

Подъём достаточно крутой, тропа серпантином поднимается по травянистому склону набирая 400 м. высоты. На середине подъёма нас накрыло облако, видимость упала до 20 метров, стали идти вместе, чтобы не терять друг друга.

Перевал Уруп-Пхия (2646 м) не выражен, это просто гребень хребта. Для спуска в другую долину надо пройти по хребту 200 метров на восток до тропы, уходящей вниз.
Чуть дальше на спуске тропа теряется, по достаточно пологому склону мы приходим на Ацгарские озера.

Здесь несколько озер раскинулись на разных уровнях широкой долины. Сейчас вся долина в тумане и мало чего видно.
На стоянке у одного из озер ставим палатку. В тумане долина просматривается плохо, вскоре начинает темнеть.
Ужинаем и ложимся спать. За день сделали большой переход, было много впечатлений, и все устали.