По мере перечтения-переконспектирования «Основ метафизики нравственности» Канта, у меня лично возник такой вот вопрос: а сколько раз на протяжении текста Кант говорит о том, что в поисках нравственного принципа надо отойти от всего эмпирического? А то мне казалось, что уж очень часто. Так я стал считать, и насчитал (с пропусками
(
Read more... )
Comments 15
Разве нет? :)
Я с ним согласен... тем более что нынче это уже и не новость а практически данность... ну, для тех, конечно, кто её ищет и готов принять.
Reply
Reply
Reply
Кант же в своей филосфии безусловно отделял нравственный принцип от всякого эмпиризма, вопрос в том, насколько это правомерно.
Reply
Reply
"Однако, на мой взгляд, законы логики имеют такую же эмпирическую основу, как и все прочие". Я тоже так считаю. Вообще в самом понятии "выхода за рамки опыта" есть что-то глубоко противоречивое. Опыт выхода за рамки опыта:) Без опыта, значит, и без понятия.
Reply
Ага, значит я Канта правильно понял.
”Вообще в самом понятии "выхода за рамки опыта" есть что-то глубоко противоречивое.”
Есть. Но не меньше противоречий возникает, когда нужно, ”чтобы поведение человека получило абсолютное обоснование”. В рамках опыта, который конечен, получить нечто всеобщее, абсолютное несколько сложно. (Ведь Кант еще, например, не знал, что физика Ньютона будет заменена теорией относительности, а затем и квантами:) и тем более не знал, что законы логики вторичны по отношении к физики.) Поэтому он видимо пытался найти какое-то другое основание.
Reply
Reply
Reply
Reply
идеи у Канта в сознании, откуда - он отследить не умеет, поэтому ему кажется - набор идей - данность.
вообще-то, идеи мыслительных интровертов вылупляются из той информации, что они успели почерпнуть в первые годы жизни, чаще всего от матери, и которые в зрелом возрасте преображаются в теории, а признать откуда у них ноги растут (из какого опыта) не солидно.
Reply
Reply
Leave a comment