В 1895 году в Сумах прошла первая
Сельскохозяйственная выставка.
Мероприятие, которое посетили 15 тыс. человек, было организовано по инициативе Харьковского общества губернского земства, и проходило с 14 сентября по 1 октября.
Один из главных участников, известный сахарозаводчик Павел Харитоненко, привез на выставку
английских овец со своего Янковского имения.
Его мать, Наталья Максимовна, в своих павильонах выставила
швейцарских быков симментальской породы.
Графиня Строгонова показала жеребцов тягловых пород, которые массово использовались в сельскохозяйственной области: шотландских тяжеловозов
Клейдесдаль и
Арденских, родом из Бельгии.
Также были показаны
беркширские свиньи из юго-востока Англии Максима Малышева и
индийские куры Тимофея Лымарева.
Но больше всего посетителей поразили оранжерейные экспозиции сумского немца Клауса Клатсона.
Среди экзотических растений им были представлены
араукарии,
латании,
панданусы,
туберозы и
филодендроны.
Выставка, после которой не сохранилось ни одной фотографии, была устроена на Петропавловском выгоне (ныне район Липки), где были построены 14 павильонов, буфет, кухня и касса. В вечернее время территория освещалась с помощью электричества, а от абиссинского колодца был проведен водопровод в машинное отделение выставки. Охраной мероприятия занималась биржевая артель из Ростова-на-Дону, а для участников и гостей ежедневно играл оркестр
28 Новгородского драгунского полка.
В те годы застройка улицы по чётной стороне заканчивалась в районе
строительного колледжа.
Самым последним зданием по нечётной стороне был
ликероводочный завод, на месте которого раньше находился казенный винный склад.
Правда, согласно официальным данным его построили годом позже, а первый этаж «прикопали» в землю, из-за чего входы на второй пришлось переделывать из оконных проёмов.
Площадь выгона охватывала около 20 га, через который в продолжение Петропавловской улицы в 1892 году были высажены четыре ряда лип, ведущие к кладбищу.
Скорее всего их высадили в память об умершей дочери Павла Ивановича - Зинаиде. В пользу этой версии говорит тот факт, что посадка деревьев производилась в мае, когда и была похоронена девочка, хотя высаживать липу рекомендуется осенью.
Занимались этим воспитанницы Детского приюта, который основали Харитоненко. К тому же если дуб символизировал мужское начало, то липа всегда означала женское.
В германской мифологии она являлась священным деревом богини любви и красоты
Фрейя, и в надежде на исцеление жители приносили под её ветви своих больных детей. А в Швеции, где люди верили в свою родственную связь с деревьями, старые липы, тщательно охранялись.
По окончанию выставки 3 октября 1895 года Павел Харитоненко был награжден
орденом Св. Владимира IV-й степени. Любая его степень давала право на потомственное дворянство и прежде такая привилегия была лишь у кавалеров ордена Святого Георгия.
Свою очередную награду сахарозаводчик получил за участие в постройке
храма и часовни на месте события 17 октября 1888 года.
В этот день в селе Борки Харьковской губернии произошло трагическое крушение императорского поезда, в котором погибло в общей сложности 23 человека.
Несмотря на сильные повреждения царского вагона, сам Александр III и члены его семьи остались живы.
Спасение императорской семьи в официальной печати и церковниками интерпретировалось как чудесное, а на месте катастрофы сразу же был возведен деревянный
скит и храм.
Спустя два года 21 мая 1891 года в присутствии императрицы Марии Фёдоровны была сделана торжественная закладка уже каменного храма, проект которого был поручен «русскому» архитектору
Роберту Фердинанду Эдуарду Марфельду.
Этот Действительный статский советник, фотографий которого не сохранилось, известен тем, что в 1889 году всего за один год на месте старого мусульманского кладбища в Баку возвёл
Александро-Невский собор.
Оба сооружения были уникальны и являлись свидетелями невероятных строительных технологий, что и стало причиной, по которым их уничтожили. В Баку боролись с религией, а храм в Борках взорвали во время наступления советских войск в 1943 году.
Надо отметить, что выставка в Сумах проходила в довольно необычный период царской России. Предыдущий император умер в октябре 1894 года, а коронация последующего состоялась только через полтора года - 14 мая 1896.
В остальном мире 1895 год тоже характеризуется относительным затишьем и единственным событием, которое можно выделить, было возведение
Кильского канала в Германии.
Этот путь, соединял Балтийское и Северное моря, экономя судам 519 км плаванья вокруг Ютландского полуострова.
Водный канал протяжённостью 98 км, шириной более 100 метров и глубиной 11, построили всего за 8 лет.
В Сумах темпы строительства промышленных предприятий тоже были почти стахановскими. 15 ноября 1896 года указом Николая II были утверждены условия деятельности в России Бельгийского акционерного общества «Сумские машиностроительные мастерские».
Его учредителями, помимо зарубежных компаньонов, стали: Николай Суханов, которому принадлежал небольшой
свеклосахарный завод в селе Низы Сумского уезда, построенный ещё в 1841 году.
Леопольд Кёниг, владевший двумя свеклосахарными и одним рафинадным заводом в Ахтырском и Лебединском уездах Харьковской губернии.
Александр Ребиндер, генерал от инфантерии, который хоть и находился на военной службе, управлял Алексеевским сахарным заводом в Шебекино (190 км езды от Сум).
И, конечно же, Павел Иванович Харитоненко, унаследовавший самый крупный рафинадный завод, на котором работало 770 человек.
Первым директором предприятия, которое по замыслу акционеров должно было заниматься изготовлением и ремонтом оборудования для сахарных заводов, шахт Донбасса и железной дороги стал А.И. Бероунский, подданный Бельгии.
Если верить нашим краеведам, к концу 1896 были построены основные цеха завода: литейный, механический, котельный, кузнечный, модельный и медно-кабельный. Конечно же, шесть корпусов предприятия не могли возвести за 1,5 месяца, поэтому резонно предположить, что их должны были начать строить задолго до того как проект оформили на бумаге.
Не вникая насколько это было законно, интересно как вообще бельгийцам, которые были на III месте по объемам инвестиций в Российскую экономику после Германии и Франции, пришла мысль инвестировать в маленький провинциальный город. По невероятному совпадению участок, находящийся непосредственно возле железнодорожной станции тоже оказался свободным.
Правда и до этого
заводы в Сумах росли как грибы: в 1891 году промышленник Щидрович основал чугунолитейный и механический завод земледельческих машин; в 1893 литейный завод «Вулкан» некого Каруты начал выпуск своей продукции, а через три года на 28 предприятиях нашего города насчитывалось уже 1800 рабочих. Причем найти биографии этих предпринимателей невозможно.
Очень похоже на то, что они попросту «откапывали» заброшенные предприятия допотопной цивилизации, точно также как и Павловский рафинадный завод. Старые заводские цеха мастерских, по воспоминаниям бывших работников, находились в земле, как и цеха ликероводочного завода на ул. Петропавловской.
Свою первую партию продукции, будущее СМНПО им. Фрунзе выпустило в 1897 году. Здесь работало до 350 человек, но квалифицированных специалистов в городе не было, и поэтому администрация была вынуждена приглашать их из-за границы. А чтобы стимулировать их остаться в этой дыре, коим были Сумы по сравнению с европейскими городами, девочек, выпускниц Детского приюта, сватали за некоторых из них. Эта тема подробно раскрыта в
9 части биографии Ивана Харитоненко.
Как следует из официальной истории завода, в кризисный 1904 год директор А.И. Бероунский смог частично заменить "устаревшее" оборудование, и получить новые заказы для реконструкции Кияницкого сахарного завода. Напрашивается вполне закономерный вопрос, как на недавно построенном предприятии за 7 лет могли устареть станки, словно это смартфоны.
По этой причине вы не найдете снимков мастерских, где акционеры, к примеру, разрезают ленточку на торжественном открытии. Хотя, как известно в Сумах было довольно много именитых фотографов, принимавших участие даже в международных выставках, и получавших дипломы Гран-при.
С 70-х годов XIX века в нашем городе, как и по всей империи, среди зажиточной её части была мода на портретные снимки в дорогих интерьерах, а позже популярность приобрели корпоративные фотоальбомы, посвященные открытиям и юбилеям предприятий, банков и учебных заведений.
Известный фотограф
П.В. Макашов, который в 1890-е годы выкупил в Сумах разорившееся заведение «Санкт-Петербургская фотография» на ул. Соборной, плодотворно сотрудничал с отцом Павла Харитоненко, имея эксклюзивное право снимать все его сахарные заводы.
После себя Макашов оставил 350 снимков с видами города, однако увидеть подробные фото предприятий Ивана Герасимовича, как например его конкурента Леопольда Кёнига, так никому и не удалось. Складывается ощущение, что эти материалы были заблаговременно убраны от любопытных глаз, чтобы не противоречить официальной истории мецената и города.
Все знают, например, как выглядит центральная проходная машиностроительного завода.
Однако совсем недавно она была несколько иной.
Странным образом здание заводоуправления схоже с корпусами
Детской больницы Святой Зинаиды, которую Павел Иванович возвёл, выполняя волю отца.
Её строительство, как и мастерских, было тоже закончено в 1896 году.
Как уверяют краеведы, он подошёл к этому процессу творчески и три корпуса с электростанцией для детей бедных рабочих, построил в стиле английской готики.
Детской больнице посвящена отдельная
статья из двух частей, где подробно рассматривается целесообразность такого проекта.
Хочется лишь напомнить, что подвальные окна больше двух метров, а приямки сооружены позже и не имеют перевязку с основными строениями.
И ладно если бы они были только у третьего корпуса, который имел сугубо хозяйственное назначение, где располагались кухня, прачечная с ручной стиральной машиной и хранились продукты. Но ведь такие «погреба» есть у всех остальных построек больницы.
Размещались они на участке площадью в 3,5 га, который каким-то невероятным образом тоже оказался незанятым до этого времени.
Как и все заведения такого типа, больница по периметру была окружена высоким кирпичным забором с решетками, длина которого составляла 350 метров.
В отделке помещений использовался дорогостоящий мрамор, известный в Москве и других городах под названием "тарусского".
Два основных сорта камня вырабатывали в каменоломнях города
Таруса: один под названием "столовый", имевший при полировке темно-желтый цвет, и "московский" - мутно-сероватый.
Также в корпусах Детской больницы использовались глазурованная плитка для облицовки стен и напольная «метлахская».
Интересно, что в старых производственных цехах Павловского рафинадного завода на полу видна похожая плитка.
В Российской империи её представляла фирма
«Villeroy & Boch» со штаб-квартирой в немецком городе Метлах, из-за чего плитка и получила такое название.
Однако заводоуправление и Детская больница были не единственными сооружениями, построенные в готическом стиле. Как известно, в своем завещании отец Павла Ивановича просил его «…устроить в селе Нижней-Сыроватке Сумского уезда богадельню, обеспечив её капиталом по усмотрению в 10 или 20 тыс. рублей».
Трактовать слова Ивана Герасимовича можно по-разному, но речь вряд ли идёт о строительстве.
Как и следовало ожидать, у богадельни, размером 48*18 метров, тоже оказался подвал.
Его площадь составляет порядка 800 кв. метров.
Сооружать такой «погреб», без каких либо коммуникаций в сельской местности как минимум странно, не говоря о том, что это накладно, ведь для этого нужно было вырыть котлован глубиной как минимум 3 метра.
Здание, в котором сегодня находится центральная амбулатория общей практики семейной медицины, в отличие от больницы Зинаиды никогда не штукатурили, но оно при этом находится в довольно неплохом состоянии.
А вот подвальные окошки, расположенные под каждым окном богадельни, были также же заложены кирпичами за ненадобностью.
Два крыльца с тыльной стороны дома, которые вроде б то делались для престарелых, немощных, инвалидов и калек, получились довольно неудобными.
Эту досадную «ошибку» проектантов исправили только в 2020 году, добавив пандус.
Правда, при его возведении один из входов в подвал пришлось заложить.
Все их было три, и все они переделаны из оконных проемов, т.к. изнутри здания попасть в подвал было нельзя.
Рядом в 60 метрах от больницы находится здание, в котором раньше располагалось туберкулезное отделение.
Оно было построено в 1876 году как начальное народное училище и открыто на пожертвования семьи Харитоненко.
Как видно, под влияние готической моды дом не попал, внешний вид довольно прост, но без подвалов обойтись не смогли.
Заведующим училища в 1884-85 гг. был Борис Дмитриевич Гринченко - украинский писатель и активист национального движения "Просвiта".
Свои наблюдения над народным бытом он излагал в многочисленных статьях, повестях и рассказах на малорусском языке. Вот только произведения, написанные на
суржике так и не стали массовыми.
Главной работой Гринченко, принесшую ему известность и премию российской академии наук, стал
«Словарь украинского языка», в который вошли 70 тыс. слов из литературных произведений и фольклорных источников.
Однако мало кто из сумчан знает, что в селе есть ещё одно уникальное здание, руины которого находятся буквально в 125 метрах от больницы.
Объяснить его появление довольно сложно с точки зрения официальной истории, поэтому краеведы о нём помалкивают.
В свою очередь местные власти, хоть и научились делать
деньги из воздуха, сохранять уникальную постройку не собираются.
Ещё в 2014 году у дома, была крыша, а спустя 7 лет к нему тяжело даже подобраться.
Судя по размерам кирпича, здание размером 30*10 метров строилось в одни и те же года с богадельней.
Они имеют даже одинаковую толщину стен - 70 см.
Но самое интригующее, что постройка имеет сходство с
усадьбой Параскевы Штеричевой на Басах.
Те же стрельчатые формы и полуколонны.
Такая же стилизация ризалитов под башни средневековых замков, суженные кверху окна, зубчатые завершения и угловые башенки.
Официально усадьба возведена ещё в начале XIX века по проекту Александра Палицына, а реконструирована в 1890 году архитектором Карлом Шольцем.
Вот только дворец на Басах считается памятником национального значения, а небольшое здание в Нижней Сыроватке скорее всего растащат на сувениры.
Немаловажная деталь, что все постройки в этом селе, которые якобы возводились благодетелями Харитоненко, бессистемно разбросаны на очень обширной площади, что довольно нелогично для сельской местности.
Богадельня расположена почти в 600-х метрах от Тихоновского Храма. Это кстати самая высокая точка в селе, и при поднятии уровня моря на 144 метра, будет единственной незатопленной постройкой.
В 1866 году на территории Нижнесыроватской слободы (учитывая Низы) насчитывалось 1936 жилых домов и 10162 жителя. В их собственности находились: 2481 лошадь, 431 пара волов, 1191 корова, 3115 овец, 2487 свиней, 687 колод пчел. Была школа, богадельня?, 4 хлебных лавки, 2 постоялых двора, 14 питейных заведения, 129 ветряных мельниц и две кирпичных церкви -
Архангельская и Покровская.
На месте одной из них сейчас пустырь, на месте другой - кладбище, а там где на карте трехверстовке было некогда самое большое сосредоточение
мельниц - ещё одно кладбище. Одним словом было сделано всё, чтобы физически уничтожить исторические постройки села и стереть память о его прошлом.
Причем надо отдать должное властям, делали они это довольно грамотно. Попробуйте сейчас сунуться с исследованиями на кладбище. Ваши действия окажутся не просто неэтичными, они подпадут под уголовную ответственность, как надругательство и осквернение могил, которое карается
297 статьей УК Украины от 3 до 12 лет…
Конец одиннадцатой части.
Продолжение...