- А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка…???
”Ни одно посольство в мире не имеет такого великолепного положения, великолепного не только видами, но и своим расположением в непосредственной близости к сердцу империи”, - писал
Кёртис Кибл, бывший посол Великобритании в СССР.
Здание, принадлежащее когда-то миллионеру Харитоненко, его страна получила от советского правительства в 1929 году в аренду на 20 лет. Однако даже спустя 30 лет после окончания этого срока англичане продолжали его занимать, и советское руководство ничего не могло с этим поделать.
В 1987 году дело вроде сдвинулось с мертвой точки, когда во время визита Маргарет Тэтчер в Советский Союз был подписан протокол о предоставлении новых мест для посольства Англии в Москве и СССР в Лондоне. По итогу персонал дипломатического корпуса Великобритании через несколько лет переехал в новое здание на Смоленской набережной, но дом Харитоненко на Софийской так и остался за резиденцией посла этой страны.
Усадьбу с флигелями Павлу Ивановичу Харитоненко возвели фактически за два года. Для сравнения за такой же срок в эти же года был построен
Собор Святого благоверного князя Александра Невского в Твери.
А вот в Соединенных Штатах за этот же период в Чикаго был возведен целый павильон для
Всемирной выставки.
Его территория простиралась на 278 га и состояла из 200 новых зданий в классическом стиле, а также парков, каналов и лагун.
На выставке, которую посетило 27 млн. человек из 46 стран, были представлены надземная железная дорога, движущиеся тротуары, светящиеся фонтаны, ледяная гора и целая «улица удовольствий» с театрами, зверинцами и базарами.
Было показано много новинок, таких как, например, фотооткрытки.
Аппарат для изготовления попкорна.
Электрическая кухня.
Посудомоечная машина.
И даже неоновая подсветка.
Однако больше всего посетителей поражало первое
колесо обозрения, которое создавалось, как американский ответ на башню Эйфеля в Париже.
Его высота составила 80 метров и приводилось в движение 2 паровыми машинами мощностью в 1000 лошадиных сил каждая, а оборот колеса занимал 20 минут.
К ободу крепилось 36 кабин размером с автобус, в каждой из которых было 20 сидячих и 40 стоячих мест, благодаря чему общая вместимость аттракциона составляла 2160 человек.
Колесо обозрения было выше самого высокого небоскрёба того времени, а весившая 70 тонн его ось была на тот момент самой большой стальной кованой деталью в истории техники.
По окончанию выставки, павильоны традиционно сгорели от неожиданно возникшего пожара. Подобным способом в XIX веке в США было
уничтожено более 100 городов.
Причём проходили они по одному и тому же сценарию и имели очень странные особенности, когда выгорали полностью не только деревянные, но и кирпичные строения.
На примере Чикагской выставки можно увидеть, что строительные технологии 1893 года, когда Харитоненко оканчивал возведение своего особняка, не только не уступали сегодняшним, но и в чём-то превосходили их. Однако, как и тогда стены и крыша это всего лишь 30% дома. Ещё столько же выходят инженерные коммуникации: канализация, электричество, отопление, вытяжка и водоснабжение. А вот остальные 40%, о которых собственно и пойдёт дальше речь, занимает внутренняя отделка.
Принято считать, что для оформления интерьеров Харитоненко пригласил Ф. Шехтеля, который на тот момент ещё не был архитектором. Правда факт того, что они вместе состояли в Английском клубе, не совсем вписывается в тот образ, который нам рисуют историки. Получается, днем Франц рисовал эскизы своим заказчикам, а вечерами пил с ними вино и играл в карты. Но если перечислять
работы, которые ему приписывают, и места где они находились географически, то непонятно, как у Шехтеля вообще хватало времени на сон.
Внутренние
интерьеры в усадьбе Харитоненко, как и в доме Дервиза, спроектированы в готическом стиле.
Историки даже знают точную дату зарождения этого направления в архитектуре, крестным отцом которого считается
Аббат Сугерия, затеявший перестройку обветшалой церкви при французском аббатстве
Сен-Дени.
По завершению реконструкции, в 1144 году, перед миром предстала церковь, возведенная в новом доселе неизвестном стиле.
По задумке аббата, храм - это корабль, уносящий паству к горним высям, своды - это паруса, поймавшие ветер, а высокие колонны - корабельные мачты.
В принципе это и все, что вы должны знать о строительстве будущей усыпальницы французских монархов, потому что о том, как девять столетий назад строители обрабатывали мраморные колонны, экскурсоводы вам не поведают.
В сравнении с тем, что
удалось монаху, интерьеры в доме Харитоненко уже не кажутся столь фантастическими. Хотя надо отметить, что даже королева Великобритании выразила свое восхищение, сказав, что это самая красивая британская резиденция в мире.
Все помещения первого этажа действительно
выглядят роскошно и одновременно мистически. Парадный вестибюль.
Библиотека с антресольным этажом.
Комната ожидания для посетителей.
Или, например, зеленая гостиная в стиле ренессанса.
Второй этаж - это
анфилада залов, каждый из которых оформлен в различных стилях и цвете.
Например, первая комната, используемая сейчас как столовая посольства, декорирована в
стиле Второй Империи, описать который можно тремя словами: копирование, черный, золото.
При жизни Харитоненко здесь размещалась картинная галерея, а главным украшением зала служит огромный плафон работы французского художника
Франсуа Фламенга, специально приезжавшего для этого в Москву.
Плафон изображает кавалеров и дам в элегантных одеждах XVIII века, наслаждающихся звуками музыки струнного оркестра на фоне развалин древней цивилизации, в духе
Джованни Пиранези.
Также в 1893 году Фламенг написал два картуша над дверями.
И
портрет хозяйки дома - Веры Андреевны Харитоненко.
Этот художник украшал
здания Сорбонны и
Опера Комик, занимался рекламой и разработал эскизы для первой французской банкноты в четырехцветной форме.
Но известность к нему пришла лишь тогда, когда он начал
писать для высшего света, изображая жизнь аристократов, светских дам и выдающихся личностей.
Дальше идёт самая большая и богатая комната в доме (Белый зал) сделанная в цветах слоновой кости.
Её стены и лепной потолок декорированы позолотой и барельефами, изображающие античные мифологические сюжеты.
А вот голубая комната, служившая будуаром хозяйки, выполнена в неоготическом стиле, который отличается разнообразием материалов и полифонией цвета.
В ней находится один из самых привлекательных каминов, украшенный резьбой в мотивах эпохи средневековых замков и рыцарей на лошадях.
Однако почему-то никто из
посетителей не задавался вопросом: а кто собственно был исполнителем этого искусного деревянного панно на камине.
Кто именно вырезал деревянные фигурки гномов, пажей, рыцарей по всему дому.
Или того же орла и дракона на лестничной площадке.
Если это ручная работа, то почему мы не знаем имен этих мастеров.
Ведь любой из них - это не просто профессионал в своем
ремесле, это гений, фамилия, которого должна быть наряду с Залесским, Флемингом и Шехтелем.
Фантазия и легкость, с которой последний придумывал свои шедевры, до сих пор поражают наших историков, но вот работа тех, кто воплотил его рисунки с бумаги в реальные вещи, их почему-то не изумляют.
Хочется напомнить, что площадь двух этажей, где монтировали лестницы, двери, пола и кессоны на потолках, больше двух тысяч квадратных метров и это не считая двух флигелей и подвалов. Можно только представить, сколько было задействовано людей на объекте и сколько должно было быть согласований между «дизайнером» и подрядчиками.
Официально считается, что все интерьеры и мебель у Харитоненко были выполнены на мебельной художественной фабрике Шмита, которая находилась буквально в 3,5 км от его усадьбы, там, где сейчас находится парк «Пресненский».
Её владелец
Павел Александрович Шмит (Шмидт) в начале 1880-х годов женился на наследнице богатейшей старообрядческой семьи Морозовых - Вере Викуловне, с которой у них было четверо детей.
На приданое невесты, полученное от её отца-миллионера, в 1883 году он отстроил новые фабричные корпуса на Пресне, а на Кузнецком Мосту держал мебельный магазин.
При этом если вы поинтересуетесь историей этого чудо-предприятия, то обнаружите, что её попросту нет, а первые снимки фабрики датируются 1905 годом и в основном это руины, оставшиеся после подавления восстания.
Полноценные боевые действия в центре Москвы, произошли благодаря стараниям старшего сына
Николая, который вступив во владение мебельной фабрикой после смерти отца, не только сократил рабочий день и повысил заработную плату, но и передал Московскому комитету РСДРП 20 тыс. рублей на вооружение рабочих.
Увлекшись марксистками идеями, он познакомился с большевиком
Николаем Бауманом, а двух других революционеров Карасёва и Николаева принял на фабрику под видом рабочих. Шмит закупал оружие, в том числе браунинги и маузеры, которыми не располагала в то время ни полиция, ни армия, а также вместе с дружинниками учился на фабрике стрельбе, тактике уличного боя, изготавливать бомбы и печатать листовки.
Огневая мощь вооруженных рабочих была такова, что ни один штурм баррикад правительственными войсками не удался. Только после того как по Николаевской железной дороге, была доставлена гаубичная артиллерия, им удалось
разбомбить Пресню и фабрику.
Забавно, но через 88 лет, в 1993 году на этом же месте подобный
сценарий повторился, когда Борис Ельцин приказал обстрелять Белый дом из танков.
Но одно дело копать без экскаватора, месить раствор без бетономешалки, а другое создавать деревянную мебель вручную без мощных
станков.
Это невозможно вообще, если мебель, к примеру, делать из мореного дуба, который по своей прочности сравним с железом.
В XIX веке было предостаточно
заводов для обработки древесины работавших на водном или ветровом приводе.
Достаточно взглянуть на русский отдел Чикагской выставки, чтобы понять, на каком уровне находилось деревообрабатывающее производство России.
Промышленникам предлагалось огромное количество вариантов токарных, рейсмусовых, фрезерных и других
станков, увидеть которые, правда, можно только на каталожных картинках.
Найти снимки производственных помещений в открытом доступе не получится.
Фабрика вроде как бы была,
мебель по факту есть, а вот фотографий как её делали, нет.
Возможно причина в том, что никаких мастеров то и не было.
Были обычные операторы станков с ЧПУ, а после Первой мировой войны высокотехнологичное
производство деревообработки скрыли.
То же самое произошло и с геополимерным бетоном, наглядным примером которого служит строительство
Национальной библиотеки Бразилии в Рио-де-Жанейро.
Она возводилась шесть лет с 1905 по 1911 года.
Долгие годы фотограф усердно снимал все этапы её
возведения.
Но когда дело дошло до внутренней отделки и установки колонн, у него вдруг резко «кончилась» пленка.
Прочность
геополимерного бетона сравнима с прочностью гранита, и весь Санкт-Петербург, к примеру, это одна большая выставка его применения.
В усадьбе Харитоненко на Софийской набережной тоже есть изделия, сделанные из этого искусственного камня.
Это камины, которые расположены на втором этаже.
Технология изготовления уникального материала считалась утраченной, пока в 1978 году француз Джозеф Давидович вновь его не «открыл», определив состав монолитных блоков пирамид в Гизе. Правда на сегодняшний день применение его незначительно, а точный состав и рецептура трактуется в разных соотношениях.
Ещё одна комната в посольстве, куда допускают гостей - Розовая.
Находящийся в ней камин, как и вся гостиная, сделан в стиле итальянской готики из светлого дуба.
Как заверяют нас историки - это точная копия камина в спальне Маргариты Наваррской, который находится в
Замке Блуа.
Они открытым текстом говорят, что Шехтель занимался плагиатом, хотя возможно это была просто серийная модель, и он не имел к камину никакого отношения.
Однако здесь хочется обратить внимание на изображения саламандры и дикобраза, являющимися эмблемами королей Франциска I и Людовика XII.
Символ
Людовика XII - дикобраз, который дословно на итальянском языке звучит как «свинья с колючками». Считается, что этот зверек умеет не только опасно и неприступно ощетиниться «вблизи», но и выстреливать своими шипами «издали».
Дикобразы с длиной тела до метра - крупнейшие представители грызунов в мире, а также обладатели самых длинных иголок. Отличные пловцы, они ведут в основном ночной образ жизни, не боясь впрочем, вступить в схватку против леопарда, питона или львицы. Правда, в большинстве случаев дикобразы полагаются больше на хитрость, нежели на свои иглы. Именно этим качеством, в те беспокойные времена дворцовых переворотов и должен был обладать король, девиз которого был - «Кто потрётся, тот уколется».
Девиз
Франциска I, выбравшего для себя эмблему саламандры - «Я лелею и изгоняю». Во многих мифах это хвостатое земноводное обозначается как слуга тёмных сил, отчасти из-за ее опасности для окружающих существ, а также по причине необычного внешнего вида. Впрочем, необычная длинная форма носов у правящей элиты тоже говорит, что они были не совсем обычными людьми и возможно принадлежали к другой расе.
Огненная
саламандра может регенерировать потерянные конечности и хвостовую часть, а размножается только тогда, когда бушует сильная гроза. Точно так же во время беспорядков определенная часть людей достигает особого положения в обществе. Согласно германской мифологии, данное семейство амфибий олицетворяет собой дух огня. Более того, немцы в своих историях приписывают саламандрам способность к переносимости температуры горения без всяких повреждений.
В древнееврейской легенде «Врата небес» есть такие строки: «Из огня рождается животное, называемое саламандрой, которое питается одним огнем; и огонь является ее материей, и она появится в сверкании печей, которые горят в течение семи лет». С точки зрения христианской веры эти существа - посланники дьявола, а самым опасным существом для них являются ужи.
Саламандра символизирует веру, которую нельзя уничтожить. Ее сравнивают с пророком Даниилом, который выжил во время мучений львов, а также с
тремя иудеями, брошенными в огонь по приказу царя Навуходоносора, но оставшимися живыми.
Также саламандра является символом воплощения
философского камня. Этот реактив, который ещё называют, пятый элемент - был необходим алхимикам для превращения неблагородных металлов в золото, а также для создания эликсира жизни, для омоложения и достижения бессмертия.
Какой смысл вкладывал лично Павел Иванович, размещая символы саламандры и дикобраза на камине в голубой комнате, вероятно так и останется тайной, но именно в ней находится выход на балкон, с которого и открывается прекрасный вид на Кремль.
В 1989 году последнее советское правительство передало усадьбу Харитоненко в аренду Англии сроком на 99 лет с символической оплатой - 1 рубль в год. И теперь как минимум до 2089 года, Великобритания, находясь буквально в 200 метрах от Кремля, продолжит наблюдать за своей «
российской факторией», которой она, по сути, владеет с 4 марта 1917 года...
Конец десятой части.
Продолжение...