В то время пока Павел Харитоненко набирался знаний в Гейдельберском университете, в 1869 году его отец возводил рафинадный завод в Сумах, который позже будет называться Павловский. Ни у кого не возникает вопросов к архивным данным, где указывается, что Иван Герасимович справился с этой задачей всего за один год: возвёл цеха, завёз оборудование, нанял персонал и запустил производство.
Уже на следующий год он представил свою продукцию на
XIV Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге открывшейся 15 мая 1870 года. На ней Харитоненко был удостоен серебряной медали, которую никогда не афишировал, ведь, по сути, он занимался личным обогащением, находясь на государственной должности Городского головы, о чем, кстати, не любят вспоминать наши краеведы.
Увидеть, как же
выглядел рафинадный завод при жизни Ивана Герасимовича, который сразу стал крупнейшим не только в России, но и в Европе - невозможно. Самый известный его снимок был сделан в начале ХХ века, причем так, словно фотографу было запрещено снимать завод вблизи.
Его единственный наследник Павел тоже не горел желанием показывать масштабы предприятия, и на снимке, который был опубликован чуть ранее в 1898 году в журнале «Иллюстрированный вестник культуры», завод фотографировали с похожего ракурса.
Фотография, дающая представление о колоссальных размерах предприятия появилась на просторах интернета совсем недавно. Сразу хочется подчеркнуть, что это не то здание, которое видно на первых двух снимках выше, и первое что бросается в глаза - это 40% заложенных оконных проемов на видимой части фасада. Вероятно, здание строилось под другие, более мягкие климатические условия, а штукатуркой попытались скрыть истинный возраст постройки, внешний вид которого был неприглядным. В другой ситуации ни один владелец завода заниматься бы такой ерундой не стал и уж тем более заморачиваться с такой сложной архитектурой производственных цехов.
Куда важнее на производстве промышленное оборудование и паровые двигатели, которых, кстати, у Харитоненко на заводе было девять. Доставка всех этих громоздких и многотонных агрегатов была бы невозможна без железной дороги, которую, как известно, проложили в Сумах лишь в 1878 году.
Помимо того что оборудование требовало определенного места для установки, запуска и наладки, хочется обратить внимание на внутреннее убранство цехов. Вкладывая средства в завод, Иван Герасимович должен был стараться минимизировать затраты. Вместо этого он закладывает в смету плитку на полу машинного отделения, а также декорированные балясины на перилах балконов и винтовых лестниц.
Учитывая сверхмалые сроки, затраченные на постройку огромного предприятия, а также отсутствие какой-либо технической документации, версия о том, что Иван Герасимович купил заброшенный завод, выглядит гораздо логичней. Он сумел найти и привезти иностранных специалистов, которые знали, как запустить производственный цикл и понимали, как вообще всё это работает. Однако такая версия не просто меняет биографию известных сахарозаводчиков, она рушит привычную для всех историю города. Ведь и до этого было непонятно, на каком этапе Сумы из села превратились в промышленный центр, с двумя крупными предприятиями - рафинадным и машиностроительным.
Согласно официальным данным в 1773 году
население нашего города составляло 9380 человек, а в 1850 году - 10256. Не надо быть аналитиком, чтобы увидеть неестественный прирост населения - за 77 лет всего 876 человек, по 12 душ каждый год. Налицо глобальная катастрофа или военные действия, которые историками выдаются за
пожары, хотя в них каменные дома сгорали также как и деревянные.
После пожаров 1839-40 гг. прошло 30 лет, но в Сумах по-прежнему средневековье - не то, что гимназий, на весь город была одна земская больница, один лекарь, один земский врач, которому помогают два фельдшера, повивальная бабка и два помощника лекаря. Профилактикой заболеваний никто не занимается, бич населения тиф и чахотка. Высокая смертность новорожденных и детей до 7 лет, а самое грозное заболевание - дифтерия.
Смертность составляет 36,6%, но при этом Харитоненко строит гигантское по размерам предприятие, а местные краеведы выдают это за истину.
Впрочем, они не одиноки и подобные истории написаны для большинства знаменитых промышленников. Самыми яркими из них были Савва Морозов, Путилов и конечно же англичанин
Джон Юз, который на пустом месте построил не только завод, но и
основал город Донецк. Другие от них тоже не отставали.
В 1869 году в Воронеже немецкий предприниматель
Вильгельм Столль открыл маленькую мастерскую по производству сельхозтехники с 5 рабочими и 3 станками. Через 13 лет ему присудили серебряную медаль на Парижской выставке, а в 1896 году он уже владелец огромного механического завода «В. Г. Столль и К».
Просматривая фотографии и гравюры за 1869 год, очень сложно понять каков был же на самом деле технический уровень того времени в России.
С одной стороны нас уверяют, что после отмены крепостного права в стране по-прежнему преобладал
ручной труд.
С другой стороны, учитывая размах Российской империи, которая с запада на восток протянулась на 10,7 тыс. км, совершить промышленный прорыв без железных дорог и тяжелой техники было невозможно.
Не объясняя, откуда вообще взялось столько квалифицированных рук среди бывших необразованных крепостных, единственным доказательством этих спорных утверждений служат бумаги из пыльного архива.
Вот почему для большинства школьников история - это скучный предмет, превратившееся в зазубривание фактов и датировок. Главная цель этого - отбить желание у детей углубляться в детали происходившего. А чтобы в молодом разуме не зарождались собственные выводы, в конце каждой главы учеников ждут правильные пояснения авторов учебников.
По этой же причине преподавание истории всегда разделяют: в первом полугодии изучается, так сказать, общая история, а во втором - собственной страны. И, конечно же, в школьной программе никогда не допустят, чтобы события одного года со всех континентов были собраны воедино.
Такая подача материала может дискредитировать официальных историков, доказывая, что мир был гораздо глобальнее. По этой причине, несмотря на то, что эта статья должна была быть продолжением биографии Павла Харитоненко, она посвящена 1869 году, который стал отправной точкой для его семьи к богатству.
В то время пока в Санкт-Петербурге высшее общество развлекалось на балах при свете прожекторов, в 1869 году в Воронеже только запустили
городской водопровод.
При этом первое
газовое освещение, по официальным данным появилось в 1868 году только в Москве и только в центре.
Менделеев создает свою периодическую таблицу химических элементов, из которой уберут самый загадочный её элемент -
эфир.
На воду спускают броненосный фрегат
«Минин».
При этом высокотехнологичное судно спроектировано без электрического освещения, ведь официально
лампочку ещё не придумали.
Открывается движение на
Курско-Харьковско-Азовской железной дороге, протяженностью 814 км.
Вместе с вокзалами её построили всего за 21 месяц, укладывая за день 1,22 км полотна.
В этот год были выданы концессии на устройство подводного телеграфа между Россией и Швецией, а также на соединение
кабелей из Китая и Японии.
Причём
Большое Северное Телеграфное общество, которое собственно и занималось строительством станций подводной связи на всём пространстве Российской империи, было основано в Дании тоже в 1869 году.
В Казани открыли первый в России
Дом умалишенных окружного значения.
В Одессе реконструировали
порт.
Работы проводились при помощи водолазов, костюм и оборудование которых мало чем отличаются от современных версий.
В Санкт-Петербурге прошла международная
выставка садоводства.
А в смотре флота на Транзундском рейде участвовала
подводная лодка Александровского.
Причём проект этого 33 метрового наутилуса на пневмодвигателе был разработан ещё в 1857 году.
Стоит ли этому удивляться, если в 1868 году Главному инженерному управлению России изобретатель А. Н. Лодыгин предлагал проект
ЭЛЕКТРОЛЁТА с двигателем мощностью 300 л.с.
Главным событием за рубежом, безусловно, было открытие
Суэцкого канала.
Благодаря ему длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8 тыс. километров.
Так называемый «канал фараонов», соединяющий Нил с Красным морем, был прорыт во II тысячелетии до н. э., а в 1869 году его попросту расширили и углубили.
Мало кто знает, но первое судно, которое прошло через Суэцкий канал во время церемонии открытия, была королевская яхта
Mahroussa, которая до сих пор находится в строю.
Одновременно с каналом был открыт и 55 метровый
маяк, освещавший вход в Порт-Саид.
Мощный электрический свет лампы, работавший от двух локомобилей, был виден за 28 миль (51 км).
В Каире к открытию Суэцкого канала приурочили строительство
театра оперы и балета.
Возведение здания
Хедивской оперы, которое как уверяют историки, было выполнено преимущественно из дерева, началось в середине апреля 1869 и длилось всего полгода.
Европа не отставала от египтян и в том же году была открыта
Венская государственная опера.
Правда, внешние стены монументального сооружения без исключения были выполнены из натурального камня.
А вот в Германии
королевский театр в Дрездене, построенный в 1841 году полностью сгорел.
При этом каждая страна представляла это событие по-своему.
На североамериканском континенте в 1869 году открыли первую в мире
трансконтинентальную железную дорогу.
Томас Эдисон получил патент электрического регистратора голосования. Также в этом году были запатентованы целлулоид, жевательная резинка и
пылесос.
В Чикаго построили 40 метровую
водонапорную башню в неоготическом стиле.
На Австралийском континенте в Мельбурне установили второй по величине
телескоп в мире.
Во Франции простой «инженер-садовник»
Жозеф Монье получил патент на железобетонные панели для фасадов зданий.
В Бельгии построили железнодорожный
вокзал Брюссель-Миди.
В Берлине 74 метровую
Красную ратушу.
А в английском Бристоле
зернохранилище.
В Биркенхеде на воду спустили судно
«Львов», названное в честь третьего по величине города II Польской Республики.
В
Шотландии построили железнодорожный мост длиной 1,8 км.
А знаменитый 396 метровый
туннель под Темзой стал частью Лондонского метрополитена.
Однако наиболее значимые события в 1869 году на территории Великобритании произошли в городе Лестер. После того как в тюрьму был заключен горожанин отказавшийся делать своим детям прививки и платить за это штраф, остальные жители города объединились для борьбы с
принудительной вакцинацией против оспы и создали Лестерскую антипрививочную лигу.
Этот крупный промышленный город также стал ярким доказательством БЕСПОЛЕЗНОСТИ прививок: во время очередной эпидемии оспы самый большой процент умерших оказался именно среди жителей, которые прошли вакцинацию. После этого не только беднота, но и представители городских властей стали ОТКАЗЫВАТЬСЯ от прививок.
Кульминацией стала массовая
демонстрация в Лестере против обязательных прививок, состоявшаяся 23 марта 1885 года в которой приняли участие 100 тыс. человек съехавшихся со всей страны. Движение привело к постановлению 1896 года об отмене штрафов и самого понятия об обязательной вакцинации. После этого странным образом прекратились и вспышки оспы.
Хочется отметить, что в XIX веке, когда вакцинация была поставлена на конвейер, медицина ничего не знала о молекуле ДНК. В 1869 году её случайно открыл швейцарский физиолог
Фридрих Мишер изучая гной использованных бинтов и дал ей название «нуклеин».
Пока в одних странах Европы спасали от эпидемий, в
Швеции уже третий год длился голод. Как и в соседней
Финляндии, он был вызван холодной аномальной погодой и вынудил 1,3 млн. человек мигрировать в Америку.
При этом в соседней Норвегии всё было благополучно. В 1869 году эту страну впервые, как туристы, на своей яхте «Нереида» посетили банкир Эдвард Бэкхаус вместе женой и племянниками.
Хочется отметить
качество снимков сделанных портативным фотоаппаратом, и наличие таких вещей как бинокли.
В это же время в индийской провинции
Раджпутана голод унёс жизни 1,5 млн. человек.
В Южной Америке
войска тройственного союза Бразилии, Аргентины и Уругвая нанесли сокрушительное поражение армии Парагвая.
В Японии гражданская
война Босин завершилась поражением сил Сёгуната, которые выступали против усиления влияния Запада в экономике.
А в Китае
Дунганское восстание окончилось поражением этнических мусульман, и привело к переселению их на территорию современной Киргизии.
Кровопролитный военный конфликт, в котором погибли от 8 до 15 млн. человек, сопоставим с потерями Первой мировой войны, однако большинство из нас вряд ли
знают о нём хоть что-нибудь.
Всё это следствие того, что каждая страна сама вправе решать какие события изучать и считать значимыми.
В итоге единой мировой истории, по сути, нет, как нет и понимания целостности мира.
Всматриваясь в немногочисленные фотографии 1869 года, не покидает чувство, что 150 лет назад мир мало чем отличался от нашего.
Причём считать, что его отстроили с помощью гужевого транспорта - абсолютная утопия.
Конные повозки на улицах с такой архитектурой выглядят скорее как временное решение после какого-то ЧП.
В остальном же найти какой-то глобальный разрыв не получится.
ГерманияДания.
Великобритания.
Голландия.
Италия. Вся Европа давно построена.
Без объяснений, просто архитекторы были талантливы, а рабочие трудолюбивы.
И конечно же вы не найдете всех этих
фотографий в школьных
учебниках по истории.
Ведь тема организации
революционных кружков и борьба народных масс против царизма куда важнее для детских умов.
В 1869 году в Российской империи произошли изменения в законодательстве, которые непосредственно связаны с появлением в Сумах рафинадного завода.
В этот год к Земствам перешли не только функции упраздненных
приказов общественного призрения (Министерство образования), но и их капиталы. В их ведении оказались управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами,
богадельнями и тюрьмами. Теперь Харитоненко, который к этому времени находился второй год в кресле мэра, получил административный ресурс в полном объеме.
Ошибочно полагать, что «отцы» нашего города могли раскошелиться и сделать что-то хорошее для Сум за свой счёт безвозмездно. Они не пошевелили бы пальцем, если бы в благотворительности не было бы выгоды. За добровольные пожертвования давались льготы от 12 до 25%, а на региональном уровне практиковалось освобождение от уплаты ВСЕХ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ.
Только реформы сверху вынудили городские власти обратить внимание на учебные заведения. В августе 1869 года за 2 тыс. рублей ими была выкуплена усадьба на улице Троицкой и всего за один год возведен корпус будущей
Александровской гимназии.
Его не только успели построить, провести внутренние работы, завести инвентарь, но и нанять персонал и уже в сентябре 1870 года начать обучение. В общем, произошло всё также как и с Павловским рафинадным заводом. То, что это невозможно с технической стороны даже в наш век, похоже, никого не волнует.
В конце концов, с чего краеведам признавать, что здание просто отремонтировали, если в мировой истории есть куда более удивительные
примеры...
Конец третьей части.
Продолжение...