Сахарный синдикат Павла Харитоненко. Четвёртая часть. Бакеевы

Apr 23, 2021 23:00



Изучение биографии Павла Харитоненко отнюдь не скучное занятие, как это может показаться. В некотором роде это похоже на квест, в котором наши краеведы спрятали самые неприглядные даты его жизни. Вначале они заявляют, что к 17-ти годам он получил домашнее образование, а потом два года учился в Гейдельбергском университете. При этом тут же пишут, что уже в апреле 1870 года молодой Павел участвовал в торговых операциях с курскими партнерами Торгового дома Харитоненко.
Вероятно, историки понадеялись, что никто не обратит внимания на датировки. Однако 17 лет Павлу исполнилось в декабре 1869 года, и тогда выходит, что вся его учёба длилась не больше 4 месяцев. Тут два варианта: либо его отправили в Германию в возрасте 15 лет, либо упоминание о престижном учебном заведении ему просто приписали. Каковы были возрастные ограничения в Гейдельберге неизвестно, но в российские университеты с 1836 года принимали только с 17 лет. В любом случае за границу в столь юном возрасте никто бы его без сопровождения не отпустил, да и занятия в университете не заканчиваются в начале весны.
Помимо этого в 1870 году между Германией и Францией разразилась нешуточная война, которая официально подается как выяснение прав на испанский престол.
Полотна художников на эту тему должны убедить нас, что баталии были похожи на Бородинское сражение.
Однако если взглянуть на фотографии разрушенных городов, военные действия велись оружием огромной разрушительной силы.
Последствия сравнимы разве что с бомбардировками во Второй мировой войне.
Одним словом находиться в Германии Павлу в это время было бы небезопасно и поэтому его двухлетнее пребывание в университете под большим вопросом. Этим в принципе и объясняется отсутствие автобиографических воспоминаний и фотографий об учёбе в университете.
По возвращению в родной город отец Павла сразу пристраивает его на общественную должность - почётного попечителя Епархиального училища. Это были средние общеобразовательные заведения в Российской империи при женских монастырях, в которых обучались преимущественно дочери священнослужителей. Попечители избирались на три года из разных сословий, были обязаны заботиться о материальном благосостоянии и следить за хозяйственной частью учреждения.
Тяжело представить Павла, присутствующего на педагогических советах, в то время когда он сам был безусым юнцом. Вряд ли кто сомневается, что его назначение было формальным, и всем, конечно же, заправлял его отец, который в это время был в Сумах Городским головой.
В 1872 году Павел в возрасте 20 лет, вместе с родителями, стал Потомственным почётным гражданином нашего города, а также попечителем городского приходского училища. Это были обычные начальные школы при церковных приходах, которые с 1884 года назывались церковно-приходскими. Вроде бы ерунда, но каждая такая должность шла в копилку бонусов для получения наград и званий.
В этом же году отец Павла купил у помещицы М.С. Бибиковой имение в Красной Яруге и сразу же приступил к возведению сахарного завода. Его строительство, если верить официальной информации, было обусловлено наличием плодородных земель, дешевой рабочей силы, топлива, а также близкими центрами сбыта продукции.
Возводить предприятие в обычное село приехали якобы немцы и англичане. Они ввозили в Россию устаревшее у них оборудование, выдавая за новое, пользуясь правом лицензии беспошлинного сбора. Заводское оборудование было настолько несовершенным, что почти все работы выполнялись вручную, и только спустя 25 лет на Краснояружском сахарном заводе были введены новые технологии.
То, что кто-то мог продать старое оборудование Харитоненко, который три года назад запустил в Сумах рафинадный завод по последнему слову техники, не выдерживает никакой критики. Вполне очевидно, что Иван Герасимович выкупил земли имения вместе заводом, который стоял здесь ещё со времён крепостного права. Модернизировать производство никто не собирался, и оборудование эксплуатировалось до конца. К тому же завод находился всего в 13 км от посёлка Ракитного, в котором Харитоненко и Суханов 20 лет назад провернули удачную сделку. И, безусловно, он был прекрасно осведомлен о его существовании.
В 1873 году, когда в Красной Яруге сахарный завод принимал урожай свеклы, Сумская Городская дума приняла постановление о строительстве Реального училища. Подробно об этом изложено в 6 части биографии Ивана Харитоненко. Стоит лишь добавить, что подрядчиком учебного заведения был Василий Аввакумович Ткаченко, крёстный отец Павла.
После посещения Всемирной выставки 1873 года, которая проходила в Вене, Харитоненко покидает должность мэра, несмотря на то, что до окончания срока полномочий ему остаётся ещё целый год. Краеведы пожимают плечами о причинах этого поступка, хотя несложно догадаться, что выставка открыла перед Иваном Герасимовичем новые возможности сбыта продукции за границу. И конечно же после того как он запустил два своих самых больших завода, заниматься проблемами провинциального городка у него попросту не было времени.
Как известно, уже в 1874 году оборот Торгового дома Харитоненко превысил 20 млн. рублей серебром, а выпускаемая им продукция поставлялась в Персию, Турцию и Китай. Сахарная промышленность приносила баснословную прибыль и развивалась во всех уголках мира, даже на островах Индонезии.
Во втором по величине городе этой страны - Сурабая, который находится в восточной части острова Ява, в эти годы уже была образована ассоциация сахарозаводчиков.
Предприятиями владела Голландская Ост-Индийская компания, которая оккупировала эти земли ещё в XVII веке.
Чтобы доставить оборудование на остров, им необходимо было преодолеть расстояние в 9,2 тыс. миль по воде (17 тыс. км.).
И как показывает практика, производство сахара не было чересчур сложным процессом, что позволяло привлечь для этого местное население.
В январе 1875 года Павел Харитоненко был утвержден в должности церковного старосты при Святодуховской церкви Александровской Сумской гимназии. Достойная работа для 23-летнего отпрыска купеческой династии.
Церковный староста - это поверенный прихода, избираемый при каждой приходской церкви для совместного с причтом приобретения, хранения и употребления церковных денег и имущества. В общем, отец пристраивал Павла везде, где водились деньги. Уже на следующий год 23 апреля 1876 года за примерное усердие в исполнении своих обязанностей почетного блюстителя и пожертвования, он был пожалован серебряною медалью «За усердие».
Однако зная все даты награждения Павла Ивановича, совершенно неизвестно когда же он женился. Этот важный эпизод в его жизни краеведы решили полностью обойти, сообщив лишь, что избранницей Харитоненко стала Вера Андреевна Бакеева из небогатой семьи дворян Курской губернии.
Судя по тому, что старшая дочь Павла Ивановича родилась в марте 1879 года, произошло это не раньше мая 1878 года. Возможно, вы захотите узнать, в какой церкви обвенчались молодожёны, в каком городе гуляли свадьбу, сколько было приглашено гостей, пели ли цыгане и, безусловно, увидеть свадебные снимки. Увы, всего этого нет.
Ситуация довольно странная - единственный сын и наследник самого богатого человека нашего города женится, а вся информация о его тесте Андрее Петровиче Бакееве это то, что он был предводителем Курского дворянства. Правда, Википедия его не знает, а в списках людей возглавлявших губернское или уездное дворянство Бакеев никогда не значился.
Скорее всего, эту должность ему приписали для солидности, а его фамилия упоминается лишь единожды среди других дворян, делавших пожертвования на строительство ипподрома.
Выясняется, что он был простым помещиком, владевший землями в двух сёлах - Суволочное и Михельполье, ныне пгт. Сейм Тимского уезда. Кроме дочери у него было два сына - Александр и Сергей, год рождения которых неизвестны.
Эдакие провинциальные деревенские дворяне, которые вряд ли могли похвастаться достойным образованием. Впрочем, малообразованность среди купечества в России тоже было обычным явлением и скорее всего молодые друг друга стоили. Другое дело, почему отец Павла остановил выбор именно на этой партии.
Памятуя, что Иван Герасимович ничего не делал без умысла, вероятную причину стоит искать в том, что Бакеевы вели свой род от Рюриковичей, были записаны в Бархатной книге и обладали княжеским титулом, который очень давно потеряли.
Князь - это самый высший титул дворянства. Представить, что кто-то в здравом уме мог отказаться от него за ненадобностью довольно тяжело, но оказывается, в списке утративших его значится 87 фамилий. Платить за титул было не нужно, он не обязывал его владельца иметь огромные состояния и земли, но при этом до сих пор историки не знают, по какой причине это происходило и вообще эта тема не исследуется. Такое подозрение, что она под негласным запретом, а отказ от титула происходил в принудительном порядке под страхом смерти.
Стоит также отметить путаницу в фамилии. С одной стороны Бакеев и Бокеев пишут в одной строчке, словно это небольшая разница в орфографии, с другой стороны Википедия четко дает понять, что это ДВА древних княжеских рода. Бокеевы - это тоже Рюриковичи, ветвь Фоминско-Березуйских князей, утративших свой титул.
Манипуляции с изменением одной буквы в фамилии всегда вызывают подозрения. Так произошло с известный всем поэтом ЛермАнтовым, который перед смертью по неизвестной причине стал почему-то ЛермОнтовым. Михаилу Юрьевичу вдруг поменяли старинную дворянскую фамилию, а вместе с ней, сменили еще и родословную. В современном мире, если у вас в документе обнаружится неправильная буква - это будет повод отказать вам при оформлении пенсии, наследства или выезде за границу. Никакие доводы в суде про языковое варьирование не прокатят, и документ придётся всё равно менять.
Основное отличие между двумя родами было в том, что у Бакеевых был свой родовой герб, иметь который было прерогативой потомственного дворянства. Получение санкционированного властью герба было настолько сложным и расточительным делом, что многие небогатые дворяне даже не пытались его получить, обходясь всю жизнь без него. Харитоненко был человеком амбициозным и расчётливым. Он предвидел все эти сложности, отлично понимая, что получить желанный титул, а вместе с ним и герб будет гораздо легче, если они соединят свой род с наследниками древнего дворянского рода.
Для самой Веры Андреевны этот союз изначально был как бы неравным. Она сохраняла за собой дворянское происхождение, но не могла «передать» его ни мужу, ни детям. К тому же в высшем свете существовал образовательный ценз, по которому браки дворянок с неграмотными или недостаточно образованными, считались мauvais ton (дурным тоном). Предполагалось, что такой жених никогда не займёт хорошее положения в обществе и выходить за него всё равно, что подписывать смертный приговор. С другой стороны времена менялись и Харитоненко хоть и были малообразованными купцами, но обладали капиталом, который превышал состояния многих знаменитых дворян.
Однако главным фактором в замалчивании историками свадьбы Павла и Веры служит их национальность. Судя по записям о рождении, Вера Андреевна Бакеева появилась на свет 29 октября 1859 года, и была крещена уже на шестой день - 5 ноября в Архангельской церкви своего родного села Михельполья. Если в православии детей крестят и дают имя на 40 день, то по еврейской традиции это делают в первую же субботу после рождения ребёнка. Это собственно и объясняет, почему Вере так «спешили» надеть на шею крестик.
Её восприемниками (крестными) были поручик Алексей Густавович Петтеш и помещица жена полковника Наталья Ивановна Петтеш. Проживали они в селе Коньшино Ново-Оскольского уезда в 45 км от Михельполья, откуда собственно и была мать Веры. Ну и, конечно же, никого не удивит, что основатель рода Pietiesh предположительно был поляком, переехавшим в Россию, а его фамилия возникла в период существования Речи Посполитой.
Что это были за шляхтичи, можно понять, просто взглянув на герб рода Бакеевых. В его описании чётко указано, что…щит разделен на три части, из которых в первой изображены три серебряные шестиугольные звезды, во второй - крепость, а в третьей - дуб.
Шестиугольная звезда это не что иное, как Звезда Давида, которая является официальным еврейским символом с XIX века. Башня в геральдике означает великолепие и основательность. Иногда показывает того, кто в одиночку сражался за своего короля, или того, кто добился победы мощью или военной хитростью.
Эмблема дуба у православных это символ Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. А вот у древних евреев это почитание супруги Яхве Ашеры в виде живого дерева.
Понимая, какой национальности собственно были жених и невеста, встает вполне резонный вопрос, а по каким традициям проходил тогда свадебный обряд.
Согласно законодательству Российской империи, вплоть до начала ХХ века регистрация брака для лиц православного вероисповедания производилась через обряд церковного венчания, который фиксировался в церковных метрических книгах.
Свадьбе у православных предшествовало сватовство и смотрины невесты. Затем шли сговор и обручение, девичник для невесты, мальчишник для жениха. После благословения родителей молодые отдельно ехали в церковь. Впереди везли венчальную икону в отдельной карете, а путь новобрачных усыпался цветами. На купеческих свадьбах до церкви стелили ковровую дорожку. Невесту в храм вводил посаженный отец, где собственно и происходило венчание. Далее следовало застолье, свадебный пир и «визитная неделя».
Так, по крайней мере, это должно было происходить, если верить нашим учёным. А вот как это было на самом деле - неизвестно, потому как найти хотя бы один снимок обряда венчания времён царской России не удалось.
Безусловно, в XIX веке свадьбы в еврейских общинах  проходили несколько по-иному, хотя в основной массе на эту тему тоже одни картины и гравюры.
Главный свадебный обряд Хупа не обязательно проводился в Синагоге. Для него нужен был раввин, который мог провести его сам или просто наблюдать за проведением обряда кем-то из почтенных родственников.
Хупа - это полог, под которым находятся жених и невеста, во время церемонии бракосочетания. Ее сооружают из четырех столбов и накрывают тканью, чтоб получилось подобие дома, который он собственно и символизирует.
Одним словом спутать еврейскую и православную свадьбу довольно тяжело, поэтому, скорее всего, данное мероприятие происходило в закрытом формате и в узком кругу приглашенных гостей. Их фамилии тоже о многом бы рассказали, как и непосредственно сама дата проведения свадьбы.
Дело в том, что иудеи живут по своему довольно сложному календарю, который основан на сочетании лунного и солнечного цикла. Также у них существует достаточно много праздников, в которые не рекомендуется проводить бракосочетание.
С большой долей вероятности можно предположить, что свадьбу Павла и Веры, провели так чтобы не нарушать древние иудейские традиции. Вычислить это довольно просто, воспользовавшись календарным конвектором, а потому дату такого важного события в жизни Харитоненко краеведы до сих пор «не нашли» в архивах.
Все эти факты довольно сильно могут скомпрометировать красивую биографию «украинских» сахарозаводчиков. К тому же Харитоненко чем-то схожи на персонажей из знаменитого романа «Угрюм-река», где главные герои - купеческая династия Громовых.
Молодого Прохора выгнали из гимназии, и с раннего возраста он тоже был вынужден заниматься торговыми делами. Его дед Данило с тёмным прошлым, нажил богатства разбоем и убийствами. Отец Прохора, получивший наследство, о происхождении денег не переживал - отстроил новый дом и открыл торговую лавку. Его жизнь оборвалась от паралича, а сам Прохор по итогу сбросился с утёса в реку.
Секрет неожиданного богатства Харитоненко как нас уверяют, лежит в честности, добросовестности и трудолюбии. Однако довольно символично, что сын Павла Харитоненко - Иван, тоже закончил жизнь самоубийством, застрелившись в 1927 году в Мюнхене…

Конец четвёртой части.
Продолжение...

Угрюм-река, Павел Иванович Харитоненко, 1873, Епархиальное училище, Иван Герасимович Харитоненко, Александровская гимназия, приходское училище, еврейская свадьба, 1870, Европа, Петтеш, 1874, 1872, Франко-прусская война, 1878, Ашера, Вера Андреевна Бакеева, церковный староста, Яхве, Суволочное, Михельполье, история города Сум, Хупа, Коньшино, Краснояружский сахарный завод, Голландская Ост-Индийская компания, 1869, Сумы, Бокеев, Российская Империя, Андрей Петрович Бакеев, 1875, Лермонтов

Previous post Next post
Up