О теории
альтернативной стоимости сказано много. И написано. И т.д.
Не буду повторяться. Кому нужно прочтут сами. Расскажу лишь о применении этой теории в антикварном бизнесе.
Некоторые внимательные читатели могут возмутиться: какая альтернативная стоимость? Ведь антикварный предмет тем и ценен, что редок и уникален. Как можно заменить Мону Лизу? Купить вместо нее океанский лайнер? И будут правы и неправы одновременно.
Итак, что лучше красивое или полезное, доходное или редкое, большое или изящное.
Разобраться с этими критериями в антикварном бизнесе нелегко. При оценке каждого объекта антиквар обычно руководствуется собственными суждениями, которые зачастую не имеют вербального оформления.
За 30 лет практики торговли антиквариатом я для себя разработал следующие критерии предпочтения:
Сапожник ДОЛЖЕН быть без сапог.
Это означает, что не стоит привязываться к антикварным предметам. Как только ты влюбился в один из них, ты уже не сможешь его продать, а соответственно из бизнесмена ты превращаешься в коллекционера. Все, бизнесу конец.
Не суди по СЕБЕ.
В разрезе теории альтернативной стоимости это означает, что вещи нужно покупать "примеряя" не на себя, а на потенциального клиента. То, что вы понимаете в антикварном бизнесе никого не интересует. Важно то, что об антикварном объекте продажи думает ваш клиент. Умение подстраиваться под клиента принесет вам очень много успешных сделок.
Быстрее, выше, дороже.
Вот главный олимпийский принцип антиквара. Из двух предметов выбирать нужно тот, который вы сможете продать максимально быстро. Если сравнивать, что лучше продать дешевле сегодня или дороже завтра - выбирайте то, что сегодня. Завтра может не наступить никогда. К тому же понятие дороже - очень скользкое понятие.
Шестисотый запорожец.
Этот критерий я выработал на основе анекдота:
- Ты на чем это сегодня приехал?
- На шестисотом.
- Так это же "Запорожец"
- Зато он у меня - шестисотый по счету.
Данный критерий обозначает, что лучше иметь один дорогой антикварный предмет, чем на ту же стоимость 600 дешевых. В конце концов вы погрязните в этих шестистах дешевых объектах и превратитесь в Плюшкина.
Надеюсь что вышеописанные принципы применения теории альтернативной стоимости в антикварном бизнесе помогут вам не только принимать правильные решения при покупке или продажи того или иного антикварного предмета, но и сохранят вам массу времени, сил и средств в начале вашей антикварной карьеры.