Мой друг, всегда говорил, что в этой жизни нужно коллекционировать только впечатления. При этом он являлся серьезнейшим дилером и венчурным инвестором по фалеристике. Он всегда с радостью избавлялся от редких вещей, если ему предлагали за них реальную цену. Для меня он всегда был идеалом воплощения
теории альтернативной стоимости антикварного предмета.
Однако далеко не все люди на этой планете коллекционируют исключительно впечатления. Многие предпочитают сохранить нечто более материальное. Например, китайскую "эйфелеву башню" после посещения оригинальной в Париже, или тарелку с изображением Ниццы (опять таки китайскую) после посещения Лазурного берега.
Не скрою, тарелки собираю и я. Но я, например, коллекционирую исключительно антикварные (расписанные вручную, а не отпечатанные в Китае офсетом). Понятно, что такие тарелки стоят гораздо дороже и найти их намного сложнее. Нашим же туристам, время тратить на походы по антикварным магазинам и блошиным рынкам в Париже некогда, вот они и хватают что быстрее под руки попадется. К тому же реально антикварный предмет стоит дороже (правда не всегда) чем китайская поделка.
Почему же люди покупают эрзац-предметы или даже откровенные подделки вместо дорогостоящих антикварных предметов?
На самом деле объяснить это крайне трудно. Ведь подделку потом продать будет невозможно. Она не будет набирать стоимости от времени. И главный принцип который я проповедую:
Хорошая вещь с годами становится антиквариатом, а плохая - мусором.
Т.е. владелец подделки обречен на вечное ее хранение без надежды когда-либо превратить в деньги.
Я предполагаю, что виной тому - нищета. У некоторых в кармане, у других - в голове.
Справедливости ради, нужно сказать, что коллекционирование подделок началось не вчера. «Королем» фальсификаторов был когда-то Франсуа Фурнье (François Fournier). В конце 19 века на филателистическом рынке неожиданно появились многочисленные подделки самых старых и одновременно самых ценных марок.
Создателем их был некто Луи-Анри Мерсье (Louis-Henri Mercier), который в 1890 г. открыл в Женеве фирму, зарегистрированную на имя Анри Гоэгга (Henri Goegg, псевдоним Мерсье). Основной продукцией фирмы вначале были факсимиле марок швейцарских кантонов, затем к ним добавились и другие марки. Факсимиле отличались высоким качеством воспроизведения деталей и печатались на бумаге того же периода, что и оригинальные марки. Тем не менее, между факсимиле и оригинальными марками имелись некоторые отличия, которые Мерсье описал в опубликованной им в 1893 г. брошюре. В 1894 г. Мерсье перерегистрировал фирму на имя Луи-Анри Мерсье. В то время производство факсимиле не считалось преступлением, более того, они свободно экспонировались на выставках и даже получали награды.
За высокое качество продукция Мерсье была удостоена наград на филателистических выставках в Сент-Этьене (1895), Ницце (1896), Марселе (1896 и 1897), Тулоне (1897) и Лионе (1898). В 1904 году предприятие Мерсье обанкротилось и в мае того же года было приобретено его бывшим партнером Ф. Фурнье.
В 1903 году Фурнье зарегистрировал в Берне фирму, с целью производства и продажи «листов и конвертов с факсимильными репродукциями вышедших из обращения швейцарских и иностранных почтовых марок». Фурнье считал себя создателем «предметов искусства», позволяющих заполнить пробелы в коллекциях филателистам, не имеющим возможности приобрести подлинные марки.
В мае 1904 г., после банкротства Мерсье, Фурнье приобрел нераспроданные остатки его продукции, которые также пустил в продажу. В 1910-13 гг. издавал журнал «Факсимиле» («Le Fac-Simile»), в котором рекламировал свои изделия. Последний прайс-лист Фурнье (1914) предлагал 3671 факсимиле, многие из которых не имели соответствующего предупреждающего текста. Он даже выдвинул своеобразную «теорию», оправдывающую необходимость факсимиле. В то время были модны альбомы с изображениями марок всех существовавших тогда государств мира. Мечтой каждого филателиста было заполнить все свободные места в альбоме. Основываясь именно на таких амбициях коллекционеров, Фурнье умело их использовал, утверждая в своих статьях, что каждый филателист обязан, всеми возможными способами, стремиться к заполнению альбома и что помещение в него ненастоящих марок не является постыдным. Наоборот, это здоровое и понятное стремление.
Для него, как для дилера это было здоровое стремление - озолотиться на непонимании начинающими коллекционерами бесперспективности данной затеи.
Технология "заполнения" пустых клеточек в альбомах филателистов, нумизматов, фалеристов - дело дошедшее до нашего времени.
Наиболее наглядно оно в коллекционировании орденов СССР. И действительно, записал в блокнот тридцать основных наименований орденов и давай зачеркивать строчки, после покупки очередного ордена. Правда после первого десятка начинаются проблемы. Обычно 95% коллекционеров "засыхают" после покупки ордена Невского (который даже сегодня после падения рынка фалеристики продолжает стоить USD2000-2500. Что делать дальше? Платить за третьи степеня полководцев по 7-10 тысяч долларов? Или ждать, когда тебе его сосед принесет за бутылку водки?
Вот и приходит определенное количество "коллекционеров" к идее заполнять пустые строчки копиями. Тут же возникает и предложение. При том, предложение тоже многоуровневое, в зависимости насколько глубоко коллекционер готов себя обманывать. Т.е. существует откровенное фуфло из легкосплавного металла на основе алюминия, а есть изделия "даже" выполненные в серебре (хотя проба там иногда достигает 300 из 1000).
Есть и VIP-подделки, выполненные в золоте и платине, стоимость которых достигает двух тысяч долларов.
От коллекционера требуется только одно - суметь себя обмануть самостоятельно, т.к. продавцы, как правило, не скрывают, что торгуют подделками.
В заключении хочу сказать, что лично я до конца не понимаю зачем коллекционеры покупают подделки, но как дилер не отрицаю возможности заработать и на этой теме.