…И Раздел Армии

Feb 15, 2018 08:42


Выполнив (точнее провалив) свою последнюю задачу в Пенджабе британская Индийская армия вступила в стадию раздела между двумя государствами.

Командование британской Индийской армии во главе с фельдмаршалом Окинлеком до самого последнего момента пыталось сохранить единство армии, предлагая разные варианты совместного механизма обороны для двух независимых стран. Руководство Конгресса во главе с Неру и Пателем готово было обсуждать такие планы, но Джинна и Мусульманская Лига решительно высказались за раздел армии, ибо без собственной армии Пакистан "рухнет как карточный домик".

В результате этих событий британцы откладывали мероприятия по разделу армии до тех пор, пока это не стало неизбежным. 2 июля 1947 года Окинлек издал серию приказов о принципах раздела армейских подразделений.
Индусов в армии было около половины, мусульман - 36 %, сикхов - 8 %, и по несколько процентов христиан, англоиндийцев и прочих мелких групп. Соответственно 64 % армии отходило Индии, 36 % - Пакистану.



Из 24 пехотных полков Индийской армии (не считая гуркхов) 8 (1-й, 8-й, 14-й, 15-й и 16-й Пенджабские, Белуджский, Фронтир Форс и Фронтир Форсовские стрелки) отошли Пакистану, а 16 - Индии. При этом в отходивших Пакистану полках мусульмане составляли в среднем 56 %, а в отходивших Индии полках индусы, сикхи и прочие немусульмане составляли 78 %.
Так что дальше деление шло уже на уровне батальонов и рот. И тут Пакистан явно оказался в проигрыше. Дело в том, что со времён Мятежа британцы признавали боевые качества пенджабских мусульман, но сомневались в их лояльности - то же, но уже без всяких мятежей, касалось и пуштунов.

В результате в Индийской армии не было ни одного батальона, полностью укомплектованного пенджабскими мусульманами или пуштунами. Типичными были композитные батальоны, в Пенджабских полках батальон обычно составляли две роты мусульман, рота сикхов и рота джатов. Теперь роты сикхов и джатов из отошедших Пакистану полков возвращались в Индию, и наоборот.
Обмен был не всегда равноценным. Например, Джатский полк отправил во Фронтир Форс и Пенджабский полк 2440 мусульман, а получил взамен от них только 900 джатов. В то же время Догрский полк получил так много догров из Фронтир Форс и Белуджского полка, что смог сформировать из них два дополнительных батальона.

Аналогичная ситуация была и в большинстве пехотных полков, отходивших индийцам - вроде Джатского, Догрского, Маратхской лёгкой пехоты или Раджпутанских стрелков. Но в Индийской армии всегда существовали полноценные батальоны, укомплектованные солдатами, в лояльности которых британцы не сомневались - сикхами, гархвалами, кумаонами, не говоря уже о гуркхах, которых Индия делила с Британией. Индии досталось 6 полков гуркхских стрелков, многие гуркхи из отходивших Британии 4-х полков так же предпочли остаться в Индии и из них сформировали новый полк (11-й) и несколько батальонов.



Раздел не коснулся Мадрасского полка, где в армию уже много веков набирались представители множества общин (мусульмане, христиане, ади-дравиды, капу, мала, редди, веллалан и другие), вместе именуемые "мадрасскими классами". Их никогда не делили по вероисповеданию, люди разных общин и религий были перемешаны на уровне взводов, так что 12 % мадрассцев-мусульман остались служить в индийской армии, тем более что их родина вошла в состав Индии.

Отдельно стоит сказать об армиях туземных "княжеств", инкорпорированных в состав Индии. С некоторыми (как армией низама Хайдарабада) индийцам пришлось воевать, другие (как кашмирская армия) просто развалились, интеграциях третьих (как траванкорской армии) затянулась до начала 50-х годов. Но были и княжеские армии, быстро и безболезненно включённые в состав индийской армии. Прежде всего, сихкских княжеств Пенджаба, 1-й патиальский пехотный батальон хорошо показал себя в ходе Кашмирской войны.

Таким образом, в период до конца 1947 года у индийской армии были полноценные боевые батальоны, чего не было у пакистанской армии, что сыграло решающую роль в первые месяцы конфликта в Кашмире. А ещё этими батальонами на всех уровнях уже командовали офицеры-индийцы, с чем у пакистанцев также возникли проблемы.

У рядовых права выбора новой страны службы не было (за исключением мусульман, чьи родные земли оставались в составе Индии). Зато право выбора было у офицеров и вице-королевских офицеров, чем они сполна воспользовались. Мусульмане составляли 24 % офицеров.
Разумеется, только несколько индусов и христиан осталось в пакистанской армии. Зато в индийской армии решили продолжить службу 215 мусульманских офицеров и 339 мусульман - вице-королевских офицеров. Из 6 бригадиров-мусульман старой Индийской армии 4 остались служить Индии.

Результатом стал острый кадровый голод пакистанской армии, вынудившей её прибегнуть к помощи бывшей метрополии. Если в индийской армии осталось чуть более сотни британских офицеров - практически исключительно в штабах и технических службах, то Пакистан не только сохранил 355 британских офицеров, но и дополнительно нанял осенью 1947 года в Британии 129 офицеров. То есть британцы составляли четверть офицерского состава пакистанской армии к началу 1948 года, занимая посты и уровня командира батальона.
А это ставило вопрос о лояльности офицеров в критических ситуациях, столь ярко высветившийся в начале войны в Кашмире.

Аналогично делились танковые части и артиллерия. Из 18 бронетанковых полков Пакистану отошли 6, из 28 артиллерийских полков - 9. И тут также пришлось делить людей на уровне эскадронов и батарей. И также было два бронетанковых полка (8-й и 16-й лёгкокавалерийский), где остались служить южноиндийские мусульмане, по аналогии с Мадрасским полком пехоты.

Про флот особо говорить не буду - в Кашмирской войне он не участвовал, а командовать им целое десятилетие после будут британские морские офицеры.

Зато стоит остановиться на Королевских Индийских ВВС. Самолёты делились в той же пропорции, и Пакистан получал треть. Только вот пилотов-мусульман было всего 20 % и при этом не все из них захотели служить Пакистану.
Пакистан в итоге получил 16 истребителей "Темпест", 20 истребителей "Гарвард", 10 тренировочных бипланов "Тайгер Мот", 8 военно-транспортных "Дакот" и 2 легкомоторных "Остера".
При этом на 8 "Дакот" в новых ВВС Пакистана имелось всего 3 подготовленных пилота, в то время как на те же 8 "Дакот" в ВВС Индии приходилось 19 подготовленных пилотов.
В итоге в ВВС Индии было сформировано 7 истребительных и 1 транспортная эскадрилья, в ВВС Пакистана - 2 истребительные, 1 легкомоторная и 1 транспортная. Бомбардировщиков не было ни у тех, ни у других.

Но солдат, танки, самолёты можно было переместить. А что было делать с инфраструктурой Индийской армии?

Ярко это проявилось в отношении тех же ВВС. Из 10 постоянных авиабаз 7 были на территории Пакистана - главной задачей Королевских Индийских ВВС всегда была поддержка обороны Северо-западной границы, и их инфраструктура создавалась именно для решения данной задачи. Так что индийцам пришлось спешно размещать самолёты на гражданских аэродромах.
В отношении Флота так же повезло Пакистану, которому достались две главные базы Королевского Индийского флота в Карачи и Читтагонге.

Учебные мощности разделились более-менее справедливо. На территории Пакистана было 9 из 46 полковых учебных центров. Военная академия в Дехрадуне осталась в Индии, а штабной колледж в Кветте - в Пакистане.

А вот со всем остальным перевес Индии был явным. Все 16 действующих военных заводов находились в Индии, в Пакистане два завода ещё только строились. На территории Индии находились все главные армейские арсеналы. Оружие и боеприпасы с них полагалась делить в той же пропорции, что и всё армию.

Таким образом, 170 тысяч тонн военного снаряжения и боеприпасов должно быть отправлено в Пакистан, но из-за Раздела и последующего ухудшения отношений двух стран отправлено не было. Сколько в итоге поступило - неизвестно.
Пакистанские авторы нередко утверждают, что получили всего три вагона, но видимо всё же гораздо больше. После долгих препирательств Индия в 1950-е годы заплатила Пакистану компенсацию в 60 миллионов рупий за непереданное военное имущество.

Равенство в результате Раздела наблюдалась только в департаментах военного планирования и военной разведки - и там и там британцы оставили после себя голые кабинеты и пустые полки, обоим странам надо было начинать с нуля.



Британцы сохранили командование родами войск. Главнокомандующим индийской армией стал генерал Роб Локхарт, пакистанской - генерал Фрэнк Месервей. Главнокомандующим Королевскими индийскими ВВС - маршал авиации Томас Элмхёрст, пакистанскими - вице-маршал авиации Алан Перри-Кин. Главнокомандующим Королевским флотом - контр-адмирал Джон Сэваньяк-Холл, пакистанским - контр-адмирал Джеймс Джеффорд.

Восточное командование индийской армии возглавлял генерал-лейтенант Фрэнсис Такер, Южное командование - генерал-лейтенант Эрик Годдард, вновь сформированное командование Дели и Восточного Пенджаба - генерал-лейтенант Дадли Рассел.

При этом все британские офицеры в Индии на переходный период продолжали подчиняться остававшемуся в Дели верховному главнокомандующему фельдмаршалу Клоду Окилеку, который формально входил в состав высших военных советов обеих стран.

Вот в такой ситуации Индия и Пакистан и подошли к началу первой войны 1947 года.

индо-пакистанские войны, Индия, Пакистан

Previous post Next post
Up