Собирание земель индийских/Индия княжеская - случай Хайдарабада, часть вторая

Dec 10, 2012 10:05


Итак, к лету 1948-го ситуация вокруг Хайдарабада зашла в тупик.

17 апреля Патель вручил Лайк Али последние требования индийского правительства, согласованные с Маунтбеттеном: немедленный запрет разакаров, освобождение всех политзаключённых, формирование ответственного правительства, глава и половина членов которого должны быть немусульманами, проведение до конца года свободных выборов в Учредительное собрание.

17 июня Неру на пресс-конференции предупредил, что терпение индийского правительства в отношении Хайдарабада подходит к концу. Патель же назвал Хайдарабад язвой на теле Индии, которую пора удалить хирургическим путём.

21 июня 1948-го Маунтбеттен покинул Индию, новым генерал-губернатором стал Ч.Раджагопалочари.
После этого против княжества была официально введена полная экономическая блокада, которая объяснялись тем, что доход низам тратит на вооружение армии.
Пакистанцы пытались протестовать, но Неру сообщил Лиакату Али, что Индия будет действовать в отношении Хайдарабада так, как считает нужным, не взирая ни на какие возражения Пакистана.

К лету 1948 численность армии низама достигла 42 тысяч (против 7 тысяч год назад). Среди них было много пуштунов и арабов. Активно закупалось оружие в Восточной Европе, которое доставлялось самолётами через Карачи и Гоа. Армия состояла из 3-х танковых, 1-го кавалерийского и 11-ти пехотных полков.
Плюс 200 тысяч разакаров.

В мае 1948, из-за пограничных инцидентов, по просьбам правительств соседних штатов на границах Хайдарабада были развёрнуты армейские части.
В индийском политическом и военном руководстве существовали опасения, что начало операции против Хайдарабада может привести к масштабным межконфессиональным столкновениям на юге Индии, а также вмешательству Пакистана. Но в итоге возобладало мнение, что индийские мусульмане не восстанут, а Пакистан не рискнёт вмешаться. А главную причину объяснил главнокомандующий индийской армией генерал Рой Бушер: "Дезинтеграция Индии, неизбежно последующая, если Хайдарабад станет независимым, будет иметь результатом то, что коммунизм станет доминировать по всему континенту".

В августе 1948-го низам написал письмо президенту США Трумэну с просьбой о посредничестве, и послал делегацию в ООН, обратившись с официально жалобой в Совбез. Но Индия решительно отвергала любое иностранное вмешательство в конфликт, который расценивала как внутренний.

31 августа генерал-губернатор Раджагопалочари потребовал от низама согласия на ввод в княжество индийских войск для защиты индуистского населения, и передачи им главной военной базы в Секундерабаде. Ответом был отказ с указанием, что хайдарабадская армия сама справляется с защитой всего населения княжества.

В начале сентября много шума наделало убийство разакарами иностранных миссионеров.
6 сентября индийский полицейский пост около Чиллакаллу оказался под плотным огнём разакаров. На помощь полиции были посланы эскадрон Пунского кавалерийского полка под командованием Абхей Сингха и рота 2-го батальон 5-го полка гуркхских стрелков.
Индийцы обратили разакаров в бегство и, преследуя их, перешли границу Хайдарабада, где на их пути встали бронеавтомобили 1-го Хайдарабадского уланского полка. Индийские танки смели их с дороги, и хайдарабадский гарнизон в Кодаре капитулировал.

9 сентября индийское правительство прияло решение о начале в понедельник 13 сентября 1948-го "полицейской операции" против Хайдарабада. Операция получило имя "Поло" в честь обилия в княжестве полей для этой игры.

План военной операции был разработан главой Южного командования индийской армии генерал-лейтенантом Эриком Годдардом. Предусматривалась нанесение скоординированного удара с двух сторон, в то время как небольшие подразделения на границах сдерживали и растягивали силы армии низама. Всего к операции привлечено 35 тысяч военнослужащих. С воздуха поддержку оказывали две эскадрильи "Темпестов" с базы в Пуне.

Главный удар наносили с запада, из Солапура, по дороге Солапур-Хайдарабад (300 км.), силы генерал-майора Джоянта Натха Чаудхури.
На рассвете 13 сентября части 7-й бригады форсировали реку Бори и двумя колоннами двинулись в глубь княжества, без труда подавляя слабое сопротивление частей 1-го Хайдарабадского пехотного полка и разакаров. К концу 1-го дня они прошли около 60 километров и достигли городов Умарге и Тулджапур.

Вспомогательный удар с востока, из Виявады, по дороге Виявада-Хайдарабад (260 км.), наносили силы генерал-майора А.А.Рудры - 2-й батальон 5-го полка гуркхских стрелков и 1-й эскадрон 17-го батальона Пунского кавалерийского полка. В 1-й день они дошли до Мунгала.
Отвлекающие атаки на других участках (Хоспет и Тунгабхадра) нанесли 1-й батальон Майсурского полк и 5-й батальон 5-го полка гуркхов.
В последующие дни индийцы продолжали продвижение с прежней скоростью, без проблем подавляя сопротивление хайдарабадской армии и разакаров. И если армия зачастую сопротивлялась символически, то разакары пытались навязать индийцам городские бои, но боеспособность сторон была не сравнима.

К вечеру 4-го дня операции индийцы были в 60 километрах от столицы.
Весь этот день, 16 сентября, во дворце низама шли бурные заседания. В итоге диван Мир Лайк Али ушел в отставку со всем правительством на следующее утро.
Правда в тоже утро Разви выступил по радио с горячей речью, что Хайдарабад будет до последнего сражаться с индийской агрессией. После чего радио весь день передавало только музыку.

В полдень 17 сентября низам пригласил к себе индийского генерального агента в Хайдарабаде Мунши (находившегося с момента начала операции под домашним арестом).
Тот приехал в 4-ре дня. "Ястребы ушли в отставку. Что мне теперь делать?" - спросил низам и трясущимися руками вручил Мунши прошение Лайк Али об отставке (Мунши уже знал об этом, ибо Лайк Али сразу после отставки приехал к нему с повинной). Мунши посоветовал немедленно приказать армии прекратить сопротивление. Соответствующий приказ генерал Эдрус получил в 5-ть вечера.

Низам сообщил, что уже послал за умеренным бывшим диваном Мирзой Исмаилом, всегда убеждавшим его "осознать слабость своих позиций", чтобы тот возглавил правительство. Мунши удивился тому, что низам не осознаёт всей тяжести положения, и объяснил, что никакого нового правительства не нужно - в княжестве будет установлена военная администрация во главе с генералом Чаудхури.
После Мунши предложил низаму обратиться к нации по радио. Низам впервые выступил по радио, очень волновался, заявил о полном отказе от претензий на независимость и вхождении в состав Индии.

Сразу после речи на улицы Хайдарабада вышли тысячи людей с индийскими флагами, радуясь присоединению. Разакары исчезли с улиц города как по мановению волшебной палочки, многие спешно сбривали бороды.
Утром 18-го индийская армия вошла в столицу, приветствуемая восторженными многотысячными толпами, скандировавшими: "Пандит Неру зиндабад! Сардар Патель зиндабад! Генерал Чаудхури зиндабад! Хиндустан зиндабад!".
В 16 часов 18 сентября в Секундерабаде Чаудхури принял капитуляцию Эдруса.



Индийцы в ходе операции потеряли 42-х убитыми, хайдарабадская армия - 490, разакары - 1373. К слову, людские потери были больше, чем в ходе первой войны в Кашмире.
Ни одного инцидента с межконфессиональным насилием не было зафиксировано во время операции.

18 сентября 1948-го Чаудхури был назначен генерал-губернатором, 19 сентября были арестованы члены бывшего правительства и главари разакаров во главе с Лайк Али и Разви. Военная администрация правила в Хайдарабаде до декабря 1949.
Со стороны разакаров попыток партизанить не было, коммунистические партизаны были подавлены в течение года. О спокойной ситуации в Хайдарабаде свидетельствует хотя бы то, что Чаудхури имел привычку ездить по городу один и без охраны, и часто даже без оружия.

В новой речи по радио низам возложил всю вину на Лайка Али и Казима Разви, которые установили в княжестве террор по типу гитлеровской Германии. 23 сентября он официально отозвал свою жалобу в Совбез ООН.



Низам (которому до силовой операции предлагали "самому выбрать, где он хочет быть послом Индии - в Вашингтоне или Москве") стал раджпрамукхом (губернатором) штата Хайдарабад и оставался им до реорганизации 1956-го. Разви до 1957-го сидел в тюрьме и был освобождён только с условием выезда в Пакистан, Лайк Али бежал в США в 1950-м.

Дальше поговорим об инкорпорации в состав Индии французских и португальских владений, но прежде всё же посмотрим, как со строптивыми князьями разбирался Пакистан.

Индия, Британская Империя

Previous post Next post
Up