Давеча вывесил я на своей ЖЖ-страничке покраденные картины. Не все, а только те, от которых слайды остались. А теперь вот открылась, значит, выставка. И не чья-нибудь, а моя. А это тоже предлог повесить в Интернете картинки. Но не просто картинки, а картинки, которые категорически не приемлет душа нынешнего человечества - по крайней мере, самой авторитетной части этого человечества. Митьков - приемлет, Пригов газеты комкал - тоже хорошо, даже слабоумные детишки имеют право быть представленными на экспозициях, а эти картины - нет. Впрочем, чтобы сэкономить свое время и умственные силы, прилагаю аннотацию.
«ОТСТРАНЕННАЯ ЭСТЕТИКА»
Евгений Антипов, чьи картины экспонируются в залах музея Г.Р.Державина, художник вроде бы декларативно умеренный, даже консервативный, вполне благополучный, принципиально не приемлющий провокации изобразительного характера - в Союз художников вступил еще во времена СССР, причем единогласным решением правления СХ, что само по себе является прецедентом. Его имя внесено в справочник «Знаменитые люди Петербурга», а работы включены и в альбом «Петербургский портрет», выпущенный к 300-летию города, и в антологию «Три века русской живописи» наравне с произведениями великих живописцев прошлого.
И хотя все эстетическое всегда имеет флер отстраненности, в данном случае словосочетание «отстраненная эстетика» имеет дополнительные смыслы, не только теоретического порядка и отнюдь не благодушные. ХХ век, со своей тягой к поиску радикального, а порой и экстремального визуального впечатления, исключил из живописи и созерцательную компоненту, и эстетику как изобразительную доминанту. В таком контексте выставка Е.Антипова звучит контрастом и даже вызовом существующим тенденциям. Но есть в названии смысл и более конкретный: картины Е.Антипова находятся в собраниях США, Европы и России, но за два десятка лет членства в Союзе художников в рамках «официальных» выставок было представлено всего пять картин. Что тоже является прецедентом и, к тому же, существенным нарушением Устава СХ. Даже строгое соответствие тематическому регламенту не способно нивелировать эстетический антагонизм, который несут в себе произведения Антипова: единственная картина, посвященная Моцарту и в год Моцарта предложенная петербургскими художниками для экспозиции, была отклонена.
Впрочем, в творческой биографии Антипова есть и обнадеживающие моменты: энергия неприятия его творчества равна энергии бесспорного интереса к его творчеству, по крайней мере, количество работ отклоненных соизмеримо с количеством работ похищенных. Но эксплуатировать резонанс не творческого характера - будь то кражи или аура оппозиционности - Евгений Антипов не считает занятием, достойным профессионала.
Однако иногда исключения уместны.
На данной выставке, приуроченной к 50-летнему юбилею художника, представлена основная часть работ, никогда не экспонировавшихся, поскольку работы эти были отклонены как выставкомами прошлых времен, так и времен нынешних. То есть, работы отстраненные.
Таким образом, выставка «Отстраненная эстетика» является концептуальной. И хотя бы в этом смысле соответствует странному требованию времени.