Ранним февральским утром раздался звонок, и суетливый голос дачного сторожа сообщил, что в наш дом было проникновение. Ни свет, ни заря я поехал на дачу. Выпал пушистый снег, деревья, как положено в таких случаях, одели шубы и шапки. Я сидел в электричке умиротворенный, как даун: утро, кругом красота, через мутное небо пробивается жизнеутверждающее солнце - ах. В кои веки я бы поехал зимой на дачу? Ни в кои.
То ли жить стало лучше, то ли я стал веселее: ну покрали, допустим, телевизор тайваньской сборки - так у него уже цвет начал чего-то того; допустим, инструменты - электролобзик, дрель, болгарку, - да, это жалко, но, если честно, есть у меня и вторая дрель, и второй лобзик; ну, унесли магнитофончик - да и бог-то с ним, с пластмассовым; ну, вертушку «Hi-Fi» - так «винил» я весь раздарил, и вертушка это уже декорация. Электрочайник? О, не смешите. На даче, конечно, много книг, в основном, советское или детективы, впрочем, есть и Набоковы. Но, во-первых, вряд ли станут красть книги, во-вторых, почти всего Набокова я прочел (кое-что оставил для десертов), в-третьих - пошел, да и купил Набокова, сколько влезет. Все-таки, жить стало лучше. Да и я стал веселее.
Реальность разошлась с моими предположениями и оказалась неожиданной.
Ничего из «моего списка» не взяли. Воры, вызывающе курившие сигареты «More», взяли только фарфоровые статуэтки (пустяшные, но, поскольку они произведены до 1958 года, то попадают в категорию «антиквариат») и две картины. Одна картина рубежа 19-20 века, не плохая, но валютной ценности не представляющая (300-500 $), другая картина - начала 21 века, то есть моя. Картина небольшая, скорее, эскиз, смешанная техника - у меня остался ее крупногабаритный повтор маслом*. Зато не взяли две картины моего приятеля, «авангардные», но с хорошим вкусом. Их утрата породила бы во мне специфические думы, поскольку приятель двадцать лет назад покончил жизнь. Талантливый был и архитектор, и художник. Впрочем, за эстетические предпочтения я безобразникам этим даже выбитое стекло простил.
*
Однако кое-что меня заинтересовало: дом у нас на двоих с дядей, а дядя, мой ровесник, олигарх местного розлива. Так его стеклопакеты не разбиты (пожалели?).
Кое-кто из моих друзей высказал предположение, что весь антураж кражи был создан с целью увести майора Пронина от главной версии - кражи одной (моей!) картины**. (Спасибо, друзья). Мне же версия показалась вычурной, хотя похищают мои картины не первый, не второй, не третий раз, и пышный титул самого воруемого художника России я ношу по праву.
(**Удивительно, но уже в марте похититель был пойман. Еще удивительнее то, что шел он все-таки по наводке и даже со схемой в руках).
А самая крупная кража моих картин была 12 лет назад, в достаточной мере засвечивалась в СМИ, но раскрыта не была. Хотя опера работу провели быстро и результативно, серьезные зацепки были, казалось, вот оно, вот-вот, но все решительно потухло в следственном отделе: следователь сходу назвал это дело висяком и, вызвав свидетелей для опроса, сам даже не пришел. Такой интересный следователь. Все мои попытки по разным каналам подтолкнуть следствие, тоже оказались тщетными.
…Кое-какие мысли о российском артбизнесе я излагал уже тогда, 12 лет назад в трагическом интервью, а последнее время поползли характерные новости с мировых аукционов, и новости эти созвучны тогдашним моим высказываниям. К тем высказываниям сейчас я бы добавил императива и определенности: Россия является главным хранителем мировых культурных традиций.
На аукционах 2007 года картины Айвазовского, Боголюбова, Семирадского, Виноградова и какого-то грузинского символиста Ладо Гудиашвили были проданы, в среднем, по миллиону долларов. Особенно радует (меня) интерес к таким художникам «второго ряда», как Боголюбов и Виноградов, поскольку во «второй ряд» их воткнули искусствоведы-снобы, а им про этот ряд когда-то на лекции говорил докладчик партийного вида, то и дело заглядывая в конспект. П.Кончаловский ушел - за $ 1,8 млн., Б.Кустодиев - за $ 3,2 млн., А.Лентулов - за $ 3,5 млн., Н.Рерих - за $ 3,6 млн., К.Маковский - за $ 4,2 млн. Пройдена ценовая планка в $ 6 млн. (6,2) на русскую картину. (Филонова, впрочем, с торгов сняли).
Короче, нашел я ту газету 12-летней давности и стал перечитывать.
ПРОЩЕ УКРАСТЬ, ЧЕМ УВАЖАТЬ СЕБЯ («Северная столица» 21.03.1996)
В январе этого года украдено 17 картин из мастерской Евгения Антипова - художника, чьи работы вошли в антологию «Три века русской живописи» в одном ряду с работами великих русских живописцев.
Корреспондент: По какому принципу были похищены картины?
Евгений Антипов: Принцип отбора был. Брали средний формат: натюрморт, пейзаж, портрет. Я сам пробовал отследить принцип этой селекции, а когда отследил, даже восхитился. Во-первых, работы, действительно отбирали - незаконченная картина была отставлена в сторонку, но то, что она не закончена, это еще понять нужно. Во-вторых, взяли портреты, которые «звучат» внеконтекстуально: потрет «конкретного человека» у себя в коттедже не повесишь, другое дело, портрет «отвлеченный». Не взяли портреты людей с мировым именем. Скажу без ложной скромности, автопортреты тоже не взяли.
К. - Вас не удивило, что взяли только картины?
Е.А. - Удивило. Я и следователю говорил, что время красть современников, вроде, не настало. Впрочем, у Пятахина, это известный художник, тоже взламывали мастерскую. Было это после шумной выставки на Охте. Тогда украли только две картины. Стало быть, я превзошел учителя в 8,5 раз.
К. - Как отнеслась милиция к хищению?
Е.А. - С пониманием - от дежурного до начальника отделения; расследует районный угрозыск, расследует 7 отдел (по культурным ценностям), расследует Главк. Дело стоит на контроле министра юстиции: кража-то получилась «в особо крупных размерах». Правда, в следственном отделе товарищ Степанов смотрит с усталой улыбкой, сдерживая зевоту. Понимаю, украли бы японский телевизор, а то - картины. Впрочем, были и странности. В одной газете появилась заметка с ехидным названием «Рафаэль из Кузьмолова». За «Рафаэля» спасибо, за красочное описание «моего загородного дома» тоже, но суть заметки довольно оригинальная. По мнению анонимного корреспондента, а заметка была без подписи, я должен радоваться таким поворотам судьбы. Еще был телефонный звонок от братвы, от доверенного лица одного известного авторитета - с предложением помощи. Я, естественно, покорнейше поблагодарил.
К. - Почему Вы не склонны продавать свои картины?
Е.А. - Не то что бы я не продаю картины. Продаю, просто это не цель. Канары, омары, двухместные «Ягуары» - это здорово, но художник - это картины. У меня много старых друзей из «новых». Люди неглупые, они говорят так: тебе хорошо, Евгений, перед тобой палитра и весь мир, а у нас ничего теперь нет, только деньги. Звучит, как анекдот. Но большие деньги, как правило, сильнее человека. Поэтому и в покупателе мне интересны не ассигнации, а мотивации - почему он хочет купить мою работу? Любит «добротный товар», или мы близки по духу? А ни с какими американскими посредниками даже не встречаюсь и друзьям не советую.
К. - Вы хотите сказать, что выше таких пустяков, как признание и деньги?
Е.А. - Признание и деньги любому артисту нужны, но не любой ценой. Профессионал должен уважать себя и, что важнее, свой труд. Потому что за этим стоят учителя, среда, культурная генетика. Помню, по ТВ художник позвал Невзорова и сжег перед ним свои картины: не покупают мол. Вот и ответ; что же это за картины, если и сжечь не жаль. В застой, желая понравиться, рисовали Ленина; в перестройку, желая понравиться, рисовали Ленина. А где же так называемый внутренний мир? На одном официальном мероприятии Тонино Гуэрра цокает языком перед моими картинами: да - техника, да - профессионализм. А потом приводит в пример Пикассо, как образец революционности и творческого озарения. Не спеша, отвечаю Тонине: «Надеюсь, в конце жизни мне не придется, как Пикассо покупать свои наиболее озаренные работы, чтобы уничтожить». Ведь, если присмотреться, 80% в революционности - сублимация мании величия, откровенной психопатологии или примитивного желания продать.
К. - Вы упомянули о своем учителе Пятахине.
Е.А. - Да. Учитель, и не только мой. Педагог с системой и стажем, идейный лидер группы «Основа». С группой тоже все время интересное происходит. Люди в ней мирные, даже тихие, но вокруг группы все время какие-то скандалы: то кражи, то из Союза художников исключат, причем, оптом. Была выставка «Основы» в Сингапуре, ее организовал мой старый друг, директор пароходства. Опять скандальчик. Оказывается, Москва тоже собралась для братьев наших сингапурчан открыть русскую (и вообще европейскую) живопись, событие историческое, а тут уже из какого-то Петербурга какая-то «Основа». Выставка все-таки прошла, прошла первой, все как положено, в Центре искусств. Только допуск туда был ограничен - только для избранных, дабы не усугублять дипломатический конфликт.
К. - Возрос ли Ваш статус, после выхода альбома «Три века русской живописи», куда включены и Ваши работы?
Е.А. - Когда вышел альбом, я посмотрел в зеркало - внешне ничего не изменилось. Правда, после выхода альбома - а многих народных и заслуженных туда не включили, - я не прошел ни одного выставкома в рамках Союза. Есть ли здесь прямая корреляция? Похоже, есть. Но то, что хищение картин связано с альбомом - наверняка. Кстати, воруют и сам альбом: со склада похищено какое-то фургонное число экземпляров, похищены рабочие материалы. И я не удивлюсь, если где-нибудь в Милане альбом выйдет пиратским тиражом***.
(*** Действительно, пиратский тираж был выпущен).
К. - Несколько лет назад Вы были в Америке. Для россиян пока это в новинку. Какие впечатления? Были предложения?
Е.А. - Были: остаться. Остаться на год, на полгода. Были предложения от Алекса Оронова, а это система галерей Нахамкина. Судя по нарисованным перспективам, через год-два я бы стал миллионером. Это и насторожило. Я занялся необременительным мониторингом, походил по галереям - да, с такой живописью можно стать миллионером, если галерея выполнит условия договоренности. А в этой связи мне многое рассказали. Можно иметь дело с галереями, где нарушать договоренность не принято, но там свои правила - надо пройти путь инициации, войти в систему и, в конечном счете, стать человеком очень зависимым. И чем больше успех, тем больше зависимость. В этом смысле художник в СССР, член Союза, конечно, чувствовал себя комфортней. Поскольку в Нью-Йорке проживал я в центре Манхеттена, практически на Бродвее - а это важно до ужаса, - знакомой моих знакомых и, соответственно, моей знакомой оказалась Элеанор Сейр. Старушка, искусствовед с мировым именем, возглавляет отдел в бостонском музее изобразительных искусств, один из ведущих специалистов по Гойе. Если бы я проживал на Брайтоне, что тоже здорово - океан! - старушка с мировым именем никогда бы не стала моей знакомой, будь я хоть Леонардо да Винчи. И вот эта старушка, милый, кстати, человек, дает однажды мне телефон какого-то крупного галериста, с которым она переговорила. Все присутствовавшие побледнели. Я поблагодарил, извинился, картин все равно у меня с собой нет, в планах у меня была организация выставки группы «Основа», а продавать я вообще ничего не собирался. Все присутствовавшие побагровели. Американцы такого всю жизнь ждут, фильмы про это снимают, а я приехал тут, видите ли, из какой-то Сибири, хожу в валенках, блаженно улыбаюсь. Раньше, когда я слышал фразу, что мы с американцами разные люди, я соглашался, не подозревая, насколько разные. Не удивлюсь, если я, как Штирлиц, стану у них персонажем былин и анекдотов. Перед отъездом мне что-то говорили про следующий раз, а я возьми, да заяви, что в следующий раз мы сюда на танках приедем. И по их лицам понял, что святыми вещами не шутят.
Именно там, в Америке, мне стало очевидным, что в России решается что-то крайне важное для эволюции. И вопрос культуры на этих весах далеко не последний. В Риме не знают Спартака, гарвардский бакалавр не слышал про Диогена... Не воровать друг у друга надо, а выходить на мировую арену. Заказчик, тот, что картины умыкнул, уважать себя должен. Что же он так и будет по чужим карманам? Если в финансовом смысле он действительно чего-то стоит, мог бы и в истории остаться, как Мамонтов или Морозов. Мировой артрынок-то пуст, а у нас огромнейший потенциал. Огромнейший. Остается пустяк - научиться уважать себя.