КОТ ДА ВИНЧИ (часть 4)

Apr 25, 2019 12:32


Часть 1: https://anti-pov.livejournal.com/216363.html

Часть 2: https://anti-pov.livejournal.com/216655.html

Часть 3: https://anti-pov.livejournal.com/217000.html.



В длинном списке дел обнаруженного органайзера под номером 8 значится: «Связаться с бомбардиром Джианнино, чтобы выяснить, каким образом была построена башня Феррары, стены которой не имеют бойниц». Но, спрашивается, кто писал Сфорци: «...Мне известны верные способы разрушения любой цитадели или крепости, даже если она стоит на скале». И вот он, все знающий, спустя десятилетие пишет в своем ежедневнике: «Спросить у маэстро Антонио, как устанавливать мортиры на бастионы: днем или ночью».

В послании к Сфорца Леонардо решительно критикует выскочек: «Высокочтимый синьор, вдоволь насмотревшись на творения рук тех несносных выскочек, которые воображают себя подлинными мастерами и изобретателями орудий войны, (...) я взял на себя смелость без малейшего ущерба для третьих лиц предложить Вашему Высочеству свои услуги»…

И предлагает услуги: «...Как бы ни складывались обстоятельства, я могу предоставить в Ваше распоряжение любое количество всевозможных наступательных и оборонительных орудий...»

«Я знаю, как пройти с войском в любое место...»

«Я точно знаю, как откачать воду из крепостных рвов и как соорудить бессчетное число штурмовых лестниц и прочих полезных орудий...»

«У меня есть чертежи для постройки судов, которые способны устоять перед огнем мощнейших орудий...»

«Я могу снабдить войска баллистами, катапультами, стремянками и прочими замечательно эффективными приспособлениями, каких нет ни у кого из наших врагов...»

«Вдобавок, я умею мастерить повозки, крытые железом, безопасные, надежные и неприступные; оснащенные пушками, они вихрем врезаются в сомкнутые шеренги врага...»

Кому-то может показаться странным, что передовой Леонардо предлагает Сфорца древние баллисты и катапульты (Бертольд Шварц уж полторы сотни лет как изобрел пушку в Европе), но редкий полководец, прочитав список непотопляемых кораблей до середины, не захочет видеть этого человека. Кто откажется - в условиях военного конфликта между Миланом и Венецией - от безопасных, надежных и неприступных повозок, вихрем врезающиеся во вражеские шеренги? Но как эти бронированные избушки на четырех колесах, да с тремя десятками бронзовых пушек, да с центнерами пороха, да с тоннами чугунных ядер, да с солдатами - стремительно помчатся по бездорожью?


Леонардо все обдумал. Поначалу предполагалось, что такой двухэтажный домик устремят на врага две сообразительные лошади, находящиеся внутри. Но лошади могут испугаться выстрелов - рассудил Леонардо, - и заменил лошадей на солдат...

Возможно, в те времена была традиция впаривать заказчикам невероятные прожекты в расчете на «авось проскочит». Возможно, Леонардо искренне верил в эти фантазии, да так верил, что мог воспламенить убежденностью кого угодно. То он проектирует безопорный каменный мост через Босфор - высотой 40 метров и длиной в 350; то 25-метровый арбалет для стрельбы вероятно по Лох-Несскому чудовищу, и под стать арбалету - экскаватор, способный вырыть Панамский, Суэцкий, Беломорский и любой другой канал за неделю.

Впрочем, вначале XXI века в небольшом норвежском городке был построен мост, ну очень похожий на проект Леонардо для турецкого султана Баязета II. Султан тогда от затеи почему-то отказался. Правда, и строители XXI века от оригинальной конструкции моста через Босфор тоже отклонились из-за ограниченности современных технологий: построенный мост был короче эдак в 3,5 раза, пригоден только для пешеходов, и не каменный, как в техническом задании, а деревянненький. А так похож, похож.

Но сверх-суперарбалет был реализован в точности по чертежам. Бородатые энтузиасты с банданами на лысеющих головах воплотили его в жизнь, не удержавшись, впрочем, от использования сварки и современных материалов. Получилось здорово, но эффективность такой штуки, не говоря о рентабельности, оказалась существенно ниже арбалетов обычных.

Есть версия, что изобретатель специально допускал ошибки в чертежах - чтобы обмануть врага. Что ж, это получилось. Ошибки оказались такие изощренные, что через полтысячи лет никто ничего сделать не смог.

Ну а велосипед, шарикоподшипник? Тут ошибку придумать сложнее, чем сам механизм.

Да, некоторые историки утверждают, что впервые рисунок подшипника появился именно в тетрадях Леонардо - в так называемом Мадридском кодексе. А другие историки утверждают, что подшипник использовался в Древнем Риме. Но придумал велосипед все-таки Леонардо?

Не факт: из Майнингенской хроники следует, что подобный механизм в 1447 году уже существует. Правда, в леонардовском рисунке есть интрига - во-первых, велосипед будто срисован с современного, во-вторых, срисован очень плохо, неумело, в-третьих, вращать педали не получится, они будут уходить глубоко в землю, и в-четвертых, этот смешной корявый рисунок сделан графитным карандашом. А графитный карандаш появился в Камберленде через тридцать лет после Леонардо. Если, конечно, Леонардо втихаря не изобрел и карандаш. И вообще, рисунок с идиотским велосипедом всплыл только в 1974 году; при изучении оказалось, что идиотские педали пририсованы. И все посмотрели на господина Педретти, искусствоведа из Калифорнийского университета. Зачем нужны такие жалкие фокусы? Ну как же: на каком-то стареньком - без подписи - рисунке изображен, о боги, велосипед. Кто мог такое придумать? Леонардо. А почеркушки Леонардо нынче не дешевы. В 1994 году блокнот с такими вот почеркушками (кодекс Лестер) был продан за 30,8 миллионов долларов.

Но ведь кроме абсурдных механизмов Леонардо, есть и те, что реализованы и замечательно работают. Да, есть и такие. Но у этих своя специфика: такие «чертежи Леонардо» найдены после того, как устройство уже было внедрено в производство.

И ведь все «изобретения Леонардо» при систематизации как раз образуют два списка: с хитрыми ошибками, из-за которых ничего невозможно сделать, и те изумительные прозрения, которые стопроцентно совпадают с техническими достижениями будущего - но открываются эти открытия post factum, когда будущее уже настало и достижения уже в обиходе.

И тут стоит присмотреться к истории появления таких пророческих почеркушек Леонардо, поскольку господин Педретти не единственный умник.

После смерти Леонардо его рисунки принадлежали наследнику - Франческо Мельци. А после его смерти они пропали. Но некоторые экземпляры стали всплывать еще на рубеже XVIII-XIX веков, когда гипотетические механизмы уже работали. Феномен гениального инженера Леонардо открыл Карло Аморетти - субъект, уже имевший опыт открытия редких черновиков, в частности, черновиков Магеллана. А дальше по алгоритму: находят очередное прозрение Леонардо, которое уже внедрено в жизнь, и всем хорошо. Но вдруг некий зануда замечает, что это прозрение предполагает шарикоподшипник. А что у Леонардо по данному поводу? Да все нормально. Год-другой-третий и, глядишь, чертеж шарикоподшипника нашелся и в его бумагах. Как это было с Миланским кодексом в 1967 году. Рекламный феномен Леонардо магически работает во благо всех, кто вслух произносит его имя. Вот IBM сделала 13-разрядную суммирующую машину - конечно по принципу леонардовского арифмометра. А сам Леонардо в 1495 году, когда в Милан приезжал Лука Пачоли - математик, реформатор бухучета, - записывает в блокнотик: «Научиться у мессера Луки, как умножать квадратные корни».

И так, листочек за листочком, благодаря всяким Педретти-Аморетти инженерный гений Леонардо разбухает до непостижимых масштабов. А ведь главное свойство инженера-изобретателя - это желание осуществить задумку. Поэкспериментировать, что-то подправить и лететь на своем дельтаплане за тридевять земель.

Впрочем, дельтаплан - это единственное исключение. Дельтаплан Леонардо смастерил и опробовал. Сам не полетел. А единственного друга чуть не угробил: Леонардо, как специалист по анатомии, квалифицированно собрал кости. Ничего, Томмазо ди Джованни Мазини да Перетола по прозванию Зороастро выжил. В отличие от своего предшественника Аббаса ибн Фирнаса. В 852 году этот мусульманский астроном, инженер (и поэт) спрыгнул с крыши мечети в свободно развевающемся плаще с ребрами жесткости. Получился парашют (который тоже любят приписывать Леонардо). Потом Фарнас довел свое изобретение до летательного аппарата и спрыгнул с горы. Продержался в воздухе долго, но при приземлении 70-летний авиатор травмировался, от чего и скончался.

Короче, чтобы как-то закруглить тему инженерного гения Леонардо, достаточно процитировать его запись под номером «5» из ежедневника 1490-х: «Связаться с мастером арифметики, чтобы тот показал, как вычислять площадь треугольника».

Это притом, что его старший современник Пьеро делла Франческа писал математические трактаты, а младший его современник Альбрехт Дюрер - выдающийся математик своей эпохи. Кстати, многие об этом знают? Нет? А почему? Между прочим, именно Дюрер внедрил листовой металл для художественных нужд, ксилография - это ведь его изобретение. А своими разработками теории фортификации Дюрер оставил и заметный след в военно-инженерном деле.

Когда заходит речь о многогранном таланте, первым всегда всплывает имя Леонардо. Но в эпоху кватроченто многогранностью никого не удивишь.

Филиппо Брунеллески, скульптор, более известен как архитектор, а более всего известен как автор линейной перспективы - был основоположником эстетики Возрождения. Инженер, делал часы. Его изобретения были отнюдь не бумажными и даже добросовестно запатентованы, как, например, подъемный кран для грузовых судов. И «цевочная шестерня Леонардо» еще до рождения Леонардо встречается на его, Брунеллески, рисунках.

Леон Альберти - итальянский ученый, теоретик искусства, литератор, архитектор, философ. Кроме десятка архитектурных объектов оставил «Десять книг о зодчестве». Был он и художником, но в этом качестве оставил (сохранился) только трактат о живописи. Был он радикальным реформатором в литературе - выступал за использование итальянского языка вместо латыни, что по тем временам было очень смело. Его элегии и эклоги - первые образцы этих жанров на итальянском языке.

Альберти и Брунеллески - это знаковые, хрестоматийные имена. Но можно взять другую рейтинговую группу. Того же Вазари. Как архитектор он создает дворцы, как художник - отличные картины, которых оставил в десять раз больше, чем Леонардо. Не говоря о «Жизнеописаниях», которые тоже требовали времени. А прожил Вазари меньше, чем Леонардо.
Продолжение https://anti-pov.livejournal.com/217456.html.

Код да Винчи 4

Previous post Next post
Up