КОТ ДА ВИНЧИ (часть 3)

Apr 25, 2019 12:20


Часть 1: https://anti-pov.livejournal.com/216363.html

Часть 2: https://anti-pov.livejournal.com/216655.html



Е.Антипов "Геометрия возможного" 2004, орг. м., 50 х 60

Конечно, всем было бы спокойнее, если б у Леонардо в учениках были одни девушки - по возможности некрасивые. Но девушек быть не могло. Да и юношей Леонардо приобретал не на невольничьем рынке. Почему упускается из виду простое обстоятельство, что за обучение вообще-то платят. Родители договариваются с художником и приводят тех самых учеников. Но будь у Леонардо возможность выбирать, он вероятно выбирал бы согласно своей доктрине гармоничности, полагая, что у прекрасного человека все должно быть прекрасным: и лицо и одежда, и душа и творчество.

Любители грязненького отвлекают от сути: многие из работ, атрибутированных как произведения Леонардо, могут принадлежать кисти Бернардино Луини. Франческо Мельци, Амброджо де Предису, Салаи, Андреа Соларио, Чезаре да Сесто, Антонио Больтраффио. Да-да, все они красавцы, а их работы порой не уступают работам Леонардо, и даже порой переступают. Так что, перечисляя выдающиеся качества многогранного Леонардо, одно - бесспорно, гениальное, - забывают: он был уникальным учителем и подготовил полдюжины художников высшей квалификации. Повторы луврской «Джоконды» были написаны как раз учениками, и каждый музей настаивает на аутентичности своей «Джоконды».

А шумных гулянок Леонардо сторонился. Он осуждал питие вина. Он щекотал гусениц, блаженно разглядывал ромашку и как барышня из благородного пансиона шарахался от грязи в любом виде. Например, после истории с изнасилованием Чезаре Борджиа некой дамы - а в этом случае было возбуждено реальное дело, - Леонардо отношения со своим влиятельным покровителем порвал, хотя Борджиа-то отмазали.

Так что педерастом он не был, увы. Зато был неудачником. И странно, что Леонардо не вошел в историю именно в статусе величайшего неудачника. Ведь, как это часто бывает с интровертами и романтиками, у него все сыпалось из рук. Он хватался за все, а у самого не было за плечами даже школы. Кроме живописной. Не в состоянии оценить подводные камни и масштаб проекта, он, как восторженно-наивный прожектер, вписывался без оглядки. И результат был соответствующий.


Взять, хотя бы, миланского коня. Поскольку проект предполагался сложным в смысле тектоники - 7 метров в высоту и 80 тонн бронзы, - а у Леонардо не было скульптурной практики вообще, заказ дали опытному Верроккьо. Но Леонардо со временем этот заказ получил. Долгие годы работы заканчиваются глиняной моделью, которая развалилась. Восторженные почитатели гения конфузливо бубнят, что ее разрушили злые завоеватели, но Микельанджело, тогда еще мальчишка, издевался над мэтром и обещал гигантскому коню именно такую судьбу. От Леонардо-скульптора осталась одна маленькая, не более 15 см, статуэтка из воска. И ее долго не признавали Леонардовской, пока не вмешался американский бизнес. Вазари, говоря о скульптурном гении Леонардо, упоминает единственную скульптурную группу из трех фигур во Флоренции над вратами Сан-Джиовани, но поясняет, что сделаны скульптуры были Франческо Рустичи «по плану и указаниям Леонардо». Рустичи опытный скульптор (и архитектор), учился вместе с Леонардо в мастерской Верроккьо и был старше его. Возможно, в процессе работы над заказом он беседовал с Леонардо по этой теме, Вазари виднее. Если же подытожить скульптурное наследие Леонардо категорично, то придется развести руками: кроме слухов ничего нет.

Правда, Микельанджело не считал Леонардо и живописцем, он всю жизнь называл его «миланским скрипачом». В этом определении есть не только ехидство. В Милан ко двору Лодовико Сфорца да Винчи был приглашен именно в этом качестве - музыканта. И по тем меркам Леонардо занимался чем угодно, но не живописью.

От Леонардо сталось 13 работ, включая один повтор. Плюс две начатых. Четыре картины со средне-условным размером 160х135 см, средний размер девяти остальных укладывается в 55х45. Для профессиональной деятельности сроком в 47 лет - не густо. При такой производительности любой художник неминуемо умирает от цинги.

Так что моральное право на ехидство у Микельанджело было. Его самого упрекнуть не в чем. Росписи Сикстинской капеллы это, бесспорно, трудовой подвиг. Один потолок чего стоит. И хотя Микельанджело упирался и не хотел брать кошмарно-трудоемкий заказ на роспись потолка капеллы, 55 м² были расписаны за 3,5 года в жутко дискомфортных условиях - на зыбких лесах, прогнувшись и задрав голову. А Леонардо за год расписывал площадь с тетрадный листок.

Впрочем, это без учета тех нескольких фресок Леонардо, из которых осталась одна.

Получив первый крупный заказ росписи в капелле Палаццо Веккио, Леонардо тянет пять лет. В результате заказ аннулирован. Другую фреску в зале Большого Собрания Леонардо в общем-то написал - тут был вопрос принципа: симметричную часть стены расписывал дерзкий-мерзкий Микельанджело. Но, подчиняясь духу экспериментаторства, сам же Леонардо ее и уничтожает, когда начинает термически, то есть, открытым огнем закреплять роспись на восковой основе. Оказывается, у воска есть удивительное свойство - плавиться при температуре свыше 60 градусов. И вся фреска с изображением битвы при Ангиари сползает к ногам гениального изобретателя. Что снова развлекло (и даже вызвало сочувствие) Микельанджело.

Но почему экспериментатор предварительно не экспериментирует с энкаустикой, о которой вычитал у Плиния? (А вовсе не изобрел сам, как иногда утверждают: фаюмский портрет создавался красками на основе воскового связующего за полторы тысячи лет до Леонардо).

Сразу после неудачи с битвой при Ангиари Леонардо начал фреску с битвой за Кассину. Возможно, хотел реабилитироваться. И что? Снова отказался продолжать из-за проблем, связанных с экспериментами. По крайней мере, так пишет Вазари. Вполне правдоподобно пишет, хотя некоторые предполагают, что Вазари придумал эту историю, поскольку спустя годы на том месте была написана фреска самого Вазари. Уверяют, фреска, которую закрасил Вазари, не была единственной. Можно такую версию допустить, но тогда надо ответить на вопрос, зачем заказчику - за приличные-то деньги, - менять гениального Леонардо на умеренного Вазари?

Еще через пару лет Леонардо вроде как берется за роспись в соборе Святой Анны. Но поскольку никакой более определенной информации по этому поводу нет, то Леонардо либо не приступил, либо не закончил, либо запорол ввиду тяги к экспериментам.

Таким образом, из крупных живописных заказов Леонардо сохранилась только «Тайная вечеря». Да, вещь гениальная, но если б Леонардо воздержался от экспериментов, всем было бы лучше. Вообще, Леонардо действует, как обыкновенный авантюрист, но считается при этом необыкновенным изобретателем. А может, он не столько экспериментатор, сколько профан? Ведь на «мадонне Литта» плащ безбожно облез и «Тайная вечеря» начала обсыпаться еще в процессе создания.

И все же технологии это одно, а талант художника другое. Художником Леонардо был уникальным.

Инженерные штуки Леонардо, тоже уникальны. По крайней мере, в количественном смысле. Ведь на генерацию-разработку-детализацию каждой идеи нужно время, а столько не живут. И тут всплывает любопытный персонаж по имени Томмазо Мазини. Судя по нюансам мутной биографии (эдакий Марко Поло), - типичный тамплиер. Был он лет на 10 младше Леонардо и фигурировал в качестве не то ученика, не то его слуги, что вполне походит на легенду прикрытия: в качестве слуги он посещал научные собрания - поскольку был Мазини механиком, ювелиром и одновременно адептом тайных наук. Из дальних странствий Мазини привез сундучок со свитками.

Косвенным доказательством того, что свои открытия Леонардо извлекал из сундучка Мазини, являются формулировки изобретений, в которых почему-то нет личных местоимений, что не соответствует тогдашней традиции. В свитках было много рисунков с полезной всячиной «в помощь садоводу», среди которых были и радикальные. Этот сундучок этого Мазини теней на Леонардо особо не бросает, поскольку кем уж ни разу не был Леонардо, так это инженером. Близко не стоял.

А как же мосты, акведуки, водопроводы, шлюзы, водонапорные башни? А танки, самолеты, вертолеты, подводные лодки и весь современный ВПК? Не говоря про наш родной велосипед?

Ну, как мы знаем, на субботнике Ленину помогали нести коммунистическое бревно 269 человек. Сейчас оно хранится в музее революции, а в многочисленных филиалах музея еще по чурочке, на которые Ленин присаживался. Вот и Леонардо в каждом итальянском городе, где бывал хотя бы проездом, что-нибудь да выкопал, подрисовал, придумал, смастерил какую-нибудь достопримечательность - если не грандиозный шлюз, то небольшой мостик соорудил, или сточную канавку проковырял.

Впрочем, есть потрясающее резюме Леонардо, адресованное Лодовико Сфорца, из которого следует, что Леонардо, действительно, готов предложить такие новшества фортификаций и наступательных вооружений, что все сдохнут от зависти. Датируется резюме 1482 годом. И все бы ничего, если бы Леонардо не вел органайзер. Один такой, составленный спустя десять лет после феерических векселей для Сфорца, попал в руки неутомимых дешифровщикам кода да Винчи. И серьезно дешифровщиков озадачил. Значительную часть списка дел составляют встречи со специалистами и вопросы к специалистам. И это не дневник любознательного юноши: на момент составления списка Леонардо да Винчи было около сорока. Из пункта 13 следует, что гениальный инженер намерен узнать, как починять шлюз, желоб и мельницу. А ведь все инженерные сооружения той поры, особенно уникальные и виртуозные, приписывают Леонардо по умолчанию. И десятилетием ранее специалисты ему были не нужны, он сам водопроводчик хоть куда и «способен полностью удовлетворить любые Ваши запросы (...) в устройстве водопроводов из одного места в другое».

Продолжение https://anti-pov.livejournal.com/217101.html.

Код да Винчи 3

Previous post Next post
Up