КОТ ДА ВИНЧИ (часть 2)

Apr 24, 2019 13:43

Начало: https://anti-pov.livejournal.com/216363.html



Е.Антипов. "Вечер в студии". 2012, орг. м., 40 х 50.

Был такой монах-доминиканец Джованни Джокондо. Нарушил монах обет безбрачия, и появилась у него дочь - Лиза Джоконда. И родилась она совсем не во Флоренции, как иногда утверждает справочная литература, а в пригороде Неаполя. Ее отец, отойдя от дел монашеских, стал светским литератором, известнейшим военным инженером, мостостроителем, филологом, художником, знатоком античности, издателем. А, главное, уважаемым архитектором. И, в отличие от Франческо дель Джокондо, Джованни Джокондо был не только знаком с Леонардо, но и дружен. В 1506 году Леонардо в местечке Ваприо д'Адда под Миланом пишет портрет 17-летней Лизы Джоконды, который сегодня называется «Флора» или «Коломбина» и ошибочно приписан Франческо Мельци, ученику (и сыну).

Луврская «Джоконда» - портрет той же девушки, но через восемь лет, когда невинная «Флора» стала прожженной куртизанкой. Портрет был начат Леонардо в Риме в мае 1514 года. И завещан ученику Салаи, который портрет и растиражировал.

В качестве куртизанки дамочка была весьма востребованной, по крайней мере, многие хотели иметь перед глазами ее бодрящий образ, чем и объясняется число дубликатов. Впрочем, двусмысленное название «Мона Лиза Джоконда», могло относится к любой популярной куртизанке, поскольку «мона» на итальянском сленге - вагина. «лиза» - поношенная, «джоконда» значит веселая, улыбающаяся.

Дочь архитектора Джоконды была и востребованной живописной моделью, которую писали многие итальянские художники, включая Джорджоне, Андреа дель Сарто, Салаи, Франческо Мельци. Первоначально Джулиано Медичи заказал Леонардо портрет «Обнаженная Джоконда», а после смерти ее отца Джованни Джокондо 1 июля 1515 года Леонардо нарисовал траурную одежду, чтоб не огорчать на том свете достойного человека. Хотя фемина сия была уже растиражирована и в обнаженной версии.

Впрочем, все эти изыскания, правильные или ошибочные - лишь имитация полезной деятельности. По большому счету, для ценителя без разницы - портрет безвестной шлюхи или королевы всея Испании. Но обывательская психика хочет королеву. И непостижимую тайну. Какой-нибудь код да Винчи. Который нужно расшифровывать. Стоять, думать и расшифровывать. Расшифровывать, стоять дальше и думать с прищуром, думать. Так дама с обычным хорьком трансформируется в даму с горностаем королевских оттенков. А горностай-то гигантский. Не иначе, времен мезозоя. И что этим хотел сказать Леонардо своим далеким потомкам? На что намекал? Намекал на невежество.


Некоторые объекты возникают в картине по композиционной необходимости. Хорек в портрете Чечилии Галлерани появился как раз таким образом - изначально его не было. Но почему хорек? А потому, что кошки появились позднее, после нашествия на Европу пасюка, серой крысы. С пасюком этим хорек справляться уже не мог.

Но с какой самоотдачей толкут воду все эти британские ученые, изучая портрет светской шлюхи. Впрочем, маленькие бонусы есть: оказывается, под Джокондой были другие портреты. И это как раз нормально. А в остальном: французский инженер выяснил, что полтысячи лет назад небо на картине было голубее, трава зеленее, и кожа женщины «дышала нежным розовым румянцем»; по следам такого ошеломительного открытия вышла статья бельгийских эндокринологов, которые рассмотрели во уголке джоконьего глаза какую-то ксантелазму; а еще желтоватое пятно на правой руке, напоминающую липому; ревматологи определили, что улыбка Джоконды - результат паралича лицевого нерва; а такая симптоматика типична для тех, кто лишился восьми передних зубов. И еще при изучении портрета было установлено, что Джоконда страдала гиперхолистеринемией, вследствие чего ее настигла смерть в 37 лет от инфаркта миокарда. Хотя свидетельства гласят, что прожила она полные 63 года.

Страсти так накалились, что взволнованная общественность решилась вскрыть останки моны Лизы во флорентийском монастыре св.Урсулы и, выделив ДНК, поставить точку в таинственной истории картины Леонардо. При чем тут ДНК, какую именно Лизу собралась исследовать общественность, и какую же точку намерена общественность ставить, СМИ не сообщили. Бедная Лиза.

Флер таинственности картинам Леонардо придает, конечно, личность самого автора: умен, силен, красив, талантлив во всем, а еще и пишет, как заправский араб, справа налево, бегло. Знаменитейшие женщины в него влюблялись, но он вроде как не женат и не замечен в любовных интрижках.

Ага, - сказал тогда Фрейд, потирая потные ладошки, - и, улыбаясь таинственной улыбкой миокарда без восьми зубов, - выдал умнейшее эссе: а не педераст ли наш Леонардо? Базовым аспектом Фрейд взял признания самого Леонардо, который, описывая первые впечатления жизни, упоминает сокола, коснувшегося крылом его младенческих уст. Чем не признаки педерастии?

Насколько достоверны воспоминания Леонардо, откуда у младенца сексуальные чувства и нет ли тут конфликта с физиологией, Фрейда уже не интересовало. Вытирая рукавом тягучую слюну с письменного стола, человек со странностями (страшно боялся папоротников), посредством умственных усилий главную тайну гения, похоже, раскрыл. А некоторые последователи Фрейда пошли дальше и подтвердили подозрения проходимца-теоретика, ибо леворукость и зеркальное письмо художника являются стопудовым подтверждением гомосексуальных наклонностей.

Кто-то из эрудированных поддержит историческими фактами знаменитого психолога и его передовые идеи - мол, была же скандальная история с Леонардо.

История была, но тут надо бы спокойно уточнить, что обвинения были анонимные, касались сразу нескольких ведущих флорентийских художников - что очень походит на конкурентную борьбу, - и к тому же обвинения неизвестно в чем остались голословными. Самой яркой фигурой XV века оказался Леонардо. Таким образом, случись во Флоренции той поры массовое отравление спиртом «Роял», резкое увеличение числа клопов, или затмение Солнца, сегодня на всякий случай искали бы след Леонардо. Как в истории с Туринской плащаницей, которая появилась в Европе за триста лет до его рождения.

За пятнадцатый век во Флоренции было осуждено 14.000 содомитов, но особо усердно вспоминают только невнятный слух о Леонардо.

14.000 осужденных за век, это по 11-12 штук в месяц. И включить в такой бурный поток конкурента - самое милое дело, притом, что преступление-то считалось тяжким. Анонимный же донос вообще указывал на коллективные действия, что для Леонардо скорее алиби, чем свидетельство обвинения, поскольку этот вегетарианец вообще не был замечен в шумном кругу богемных кутил.

К тому же ноги у той истории с судопроизводством растут из противоположного места. Итак, что в наличии. Ситуация с судом реальная? Реальная. Дата первого заседания известна - 9 апреля 1476 года; но ни заявителя, ни свидетелей. Суд перенесли на 7 июля: все то же самое. Публичных слушаний не было. А жаль. (Потому что техническая сторона дела о коллективной содомии тоже интересна). Текст анонимных обвинений не сохранился. Что осталось из фактов? То, что группе художников грозила казнь. Для тертого флорентийца тут все ясно. Собственно, тертые флорентийцы голубую версию и запустили, как очевидную. Но флорентийцу в голову не придет, что художники могли попасть под статью, занимаясь, например, анатомическими исследованиями. То есть, препарированием трупов. А вот при таком раскладе преступный альянс Леонардо с другими художниками становится очень правдоподобным.

И тут весьма пригодится Виндзopский кодекс, датируемый 1478 годом. Что из него следует? То, что шесть сотен анатомических рисунков Леонардо были сделаны до 1478 года, а труд этот длительный. Если вспомнить дату несостоявшегося суда, то окажется, что она приходится как раз на период работы в покойницкой. А для такой деятельности Леонардо в тот период разрешения получить не мог, молодой был, малоизвестный.

Но приверженцы голубой версии, томно прикрывая глаза, с упоением цитируют Вазари: «В Милане Леонардо взял в ученики Салаи, который был очень привлекателен своей прелестью и своей красотой, имея прекрасные курчавые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо». Во-первых, не факт, что Вазари, так убедительно описывающий кудряшки Салаи, когда-либо видел его кудряшки, поскольку самому Вазари было 13 лет на момент смерти Джана Джакомо Капротти да Орено, прозванного Салаи, то есть Дьяволенок. Во-вторых, Вазари знать не мог, что там нравилось-не-нравилось Леонардо - с ним Вазари не встречался. И, в-третьих, где в приведенной цитате намек на те самые отношения Леонардо и Салаи? Да, Леонардо был эстет во всем, и, судя по записям в дневнике, можно смело предположить, что покоцанных кружек в доме не держал, штопаных портков не носил и все в быту от тапочек до лошадей и слуг подбирал по своим критериям. Если учесть практичность, даже прагматичность Леонардо, то наверняка в слуге и учениках он видел бесплатную натуру для всяких там ангелов-архангелов.

Можно, конечно, задаться строгим вопросом, чего это Леонардо держал при себе персонажа, который, судя по записям, по крайней мере раз пять воровал деньги и за один особо удачный год приобрел двадцать четыре пары обуви. Действительно, зачем парню рисковать, воруя деньги, и зачем столько обуви? Но что должен был сделать Леонардо, если пацаненок стащил монетку и купил пирожное? Записать историю в блокнот. Что и было сделано. Между прочим, из записок Леонардо непонятно, деньги, которые потратил Салаи на обувь, были заработанные (тогда недоумения Леонардо понятны, это странная форма вложения денег), или Салаи их воровал (и тогда это странная форма отмывания денег). Или таки он выпрашивал деньги на обувь у Леонардо (но тогда зачем Леонардо деньги давал?). На все вопросы один ответ и он прост: у Салаи братья, о них, кстати, пишет Вазари. А зачем нужен такой слуга с проблемными братьями, тоже понятно, если того же Вазари читать внимательно: «Леонардо многому научил его в искусстве, а некоторые работы, которые в Милане приписывают Салаи, были подправлены Леонардо». Рентабельность слуги, натурщика и ученика, чьи работы запросто атрибутируются, как леонардовские, перекрывает любые башмаки с пирожными. Кстати, красив был и Франческо Мельци, чьи картины вносят не меньший хаос в работу современных музейщиков. Красив был и Больтраффио.
Продолжение https://anti-pov.livejournal.com/217000.html.

Код да Винчи 2

Previous post Next post
Up