ВелоТажераны

Jun 15, 2022 19:38

Июнь - время поехать на традиционный Байкальский велослёт по Приольхонью. Участвовало два десятка велосипедистов и две машины сопровождения. Маршрут общей протяжённостью 148 километров уложили в три дня. Три дня грунта, камней, корней, песков, затяжных подъёмов и тернистых скоростных спусков. Стартовав с Бугульдейки, мы провели ночь в бухте Саган-Заба и на заливе Тутай, перебрались на остров и эпично закончили пробег на мысе Кобыльей Головы.

1. В шесть утра народ начинает подтягиваться к скверу на погрузку. Нас ожидает два микроавтобуса. Первый - с прицепом, в котором поедет большая часть велосипедов и рюкзаков.

2. Тем, кто упаковку себе не придумал, достанется картон; педали и передние колёса необходимо снять с велосипедов, иначе они не поместятся в прицеп.

3. Второй микроавтобус Васиного отца, пространство сзади оборудовано для погрузки нескольких велосипедов. Как сказал сам Николай Николаевич - он собрал его на скорую руку, выстелил дощатый пол для фиксации колёс снизу и сварил каркас с прокладками из покрышек для фиксации велосипедов за верхнее колесо.

4. Это Ириска. Ждёт погрузки.

5. 225 километров в пути - и мы в Бугульдейке. Посёлок небольшой и тихий, в последнее время сюда приезжают туристы посмотреть на мраморный карьер.

6. Выгружаемся на полянке, усеянной коровьей радостью. Да, дерьма по пути будет ещё очень много.

7. Мрамор из Бугульдейки относится к архейским породам, его возраст - два миллиарда лет, он древнее Байкала. Когда я писал об этом карьере в 14-м году, он ещё не был туристическим объектом. Отсюда поедем своим ходом.

10. Вместо дождя, которого все ожидали, на нас напала жарища. Впереди были крутые лесные подъёмы, и я полз в них в полуобморочном состоянии, так как не спал уже больше суток.

11. Инга тоже устала.

12. Весь первый день состоял в основном из лесного маршрута, иногда попадались маленькие полянки.

13. А за ними - и большие поля. Для тех, кто в танке, - Тажеранами называют Тажеранские степи, тянущиеся в направлении Ольхона. На машине мы уже здесь путешествовали, а на велосипеде я здесь впервые. Тажеранская степь имеет очень интересный, разнообразный ландшафт. Здесь можно увидеть реликтовые ельники, светлые сосновые леса, песчаные дюны и степные просторы, скалы-останцы и холмистый рельеф. К степи прилегают красивые бухты Байкала, среди них - Саган-Заба - место нашей первой ночёвки.

14. Остановились подышать после очередного подъёма. Стас уже стриптиз показывает.

15. Леса сменяют луга, и появляются стиральные доски на дорогах. Они не щадят никого - ни подвесы, ни ригиды.

17. Кое-где виднеются остатки фермерских поселений.

18. Таня тоже хочет красивый кадр.

19. А Инга уже стоит на голове.

20. Собака-сопровождака. Бежала за нами с самого старта, свесив язык. Ближе к финишу она куда-то делась, и я про неё позабыл.

21. Собрался я поснимать пейзажи с замшелыми камнями, и тут выяснилось, что мы уже почти на месте.

22. На развилке между двумя бухтами мы выбрали поляну с видом на бухту Хариузовую.

25. Пока окончательно не стемнело, мы с Васей, Вадимом и Мариной поехали из лагеря в бухту Саган-Заба скатиться с горки, пробить колесо и полетать на коптере. Машинам тут не проехать, а на велике вполне себе быстро и весело, но не в обратную сторону.

26. Утёс Саган-Заба, или Белая скала. На мраморных скалах утёса можно найти наскальные рисунки древних людей.

28. Гребёнка мощных ног-контрфорсов, уходящих в воду. Вблизи, когда скалы уже рядом, первоначальное ощущение мрачности исчезает из-за бело-розового оттенка кристаллического известняка, из которого сложен утёс. Саган-Заба заметно отличается от окружающих скал необычной светлой окраской, меняющейся в зависимости от времени суток.

30. Утро второго дня. Что нужно сделать первым делом? Правильно - проверить, не спустило ли колесо. Выходим из неприятной ситуации уже перед выездом.

33. Залив Бирхин. На этом лугу встречаются горячий воздух материка и холодный воздух озера. От резкой смены температуры по лужайке на низкой высоте плывёт облако.

35. Реклама маунтин байка.

37. Тажераны начинают принимать свой классический вид. Впереди ждёт настоящий даунхилл и один кувырок через руль.

38. Возле следующего залива - Бегул - пасутся телята. Морды у телят очень серьёзные.

40. Приближаемся к заливу Усть-Анга. Анга - от бурятского и одновременно эвенкского слова «анга» - пасть животного, рот. В переносном значении - ущелье, расселина, промоина. Река вытекает с Приморского хребта и, протекая через Еланцы, впадает в Байкал. Сюда мы приезжали зимой и весной в поисках урановой штольни.

41. На этой местности мы немного заплутали. Группы перераспределились: Серёга с Лёшей уехали далеко вперёд, и связи с ними не было, Володя пробил колесо, а остальная группа была ещё далеко позади за спуском, на котором у меня вывалилась бутылка. Мы остались с Вадимом вдвоём, и хорошо, что он знает дорогу, ведь она - неочевидна. Преодолев сельские угодья, кусок моста и небольшой брод, мы с Вадимом поднимаемся на противоположную сторону залива.

42. Из-под камня вылез суслик. Эти маленькие засранцы роют норы прямо на тропах, по которым мы едем. Мне удавалось вовремя замечать и объезжать их, но кому-то повезло меньше.

43. Сижу в нигде.

44. На спуске к бухте Орсо нас ожидает машина сопровождения.

45. Дожидаемся отстающих и принимаем решение не ночевать здесь, а ехать ближе к Сахюрте, чтобы успеть скататься на Ольхон до трёх часов и вернуться на погрузку.

46. Так что синей будет только эта бабочка-голубянка, а мы едем дальше.

47. Ведь впереди у нас затяжной многокилометровый пеший подъём, который отнимает все силы.

48. На горизонте мелькает Улан-Нур.

49. А где подъёмы, там и спуски - награда за расход энергии и калорий.

50. А награда за спуск - финиш без цепи. Пришлось идти её искать. Болтанка была такая, что замок не выдержал и цепь слетела на ходу. Нужно было её укорачивать после покупки, а не ставить как есть. Ставим цепь на место, вроде, работает.

51. Уже к девяти часам запутанными дорогами добираемся к туристической инфраструктуре и месту нашего последнего базирования. Курортный посёлок Тутай и одноимённый залив.

52. Распаковались. Все заняты своими делами. Кто-то еду готовит, кто-то ставит походную баню.

53. Обсуждаем, как всё у нас проходит хорошо нынче.

54. Отбой ранний, как и подъём.

55. День третий. Снаряжаемся на Ольхон.

56. Ириска поймала себе суслика. Таня ходила по лагерю и просила кого-то отрубить суслику голову топором, очень кровожадная.

57. Сейчас залезем на хребет и сразу спустимся к асфальту. Времени у нас сегодня немного - до трёх часов нужно вернуться на паромную переправу. Спойлер: мы справимся.

58. Змееголовник перистый.

59. С хребта видно паромный терминал на Ольхоне.

60. Хорошо на асфальте.

61. Грузимся на паром.

63. Налетело много наглых прикормленных чаек, они требовательным тоном дают понять, что хотят жрать.

65. Вот такой бандос собрался.

66. Выдвигаемся по заданному маршруту.

67. Вид на Кобылью Голову с Хадайской горы.

68. Начинается дождь. Я, естественно, без куртки.

69. Прогреваться приходится на ходу.

70. Мытник краснеющий.

71. Залив Хул.

72. Полуостров Кобылья Голова на западной оконечности северного побережья Ольхона назван так потому, что один из мысов в плане напоминает голову лошади в профиль. Его историческое бурятское название - Хорин-Ирги.

73. Обзорная гора.

76. Полуостров включает в себя несколько красивых скалистых мысов, бухт и даже небольшое, но довольно необычное озеро. На полуострове сделаны многочисленные археологические находки. Следы пребывания людей на Кобыльей Голове прослеживаются вглубь веков на пять тысяч лет. В прежние времена это место было культовым у жителей острова.

77. Высокая обрывистая скала на оконечности. В начале XX века на окончании полуострова были построены маяк и метеостанция.

79. Надо поторапливаться назад на паром.

80. Из трёх паромов этот - самый большой. Запись трека можно уже выключить. За проливом нас ждут на погрузку. Отличная выдалась поездка, всем советую.

bike, тажеранская степь, порт байкал, бухта, природа, горы, велосипед, залив, велотуризм, ольхон, байкал, тажераны