Бывать в музеях, где выставляется деревенская домашняя утварь я очень люблю и стараюсь это делать при каждом удобном случае.
Эту выставку мы посетили больше недели назад. Она проходила в филиале Ветковского музея в Гомеле.
Сейчас в этом зале разместилась другая выставка, но утварь та мне запомнилась и ассоциируется с моим детством, выходными и каникулами в бабушкином огромном деревянном доме послевоенной постройки.
Я помню, что за печкой потолок был вбит крюк. Он там был всегда. Там же всегда была бабушкина кровать и полка, на которой стояли деревянные или лыковые туесочки и коробочки с вышивкой, кружевами, с красивыми пуговицами. Там же стоял и мой любимый альбом с немногими фотографии бабушкиной родни, которые погибли во время войны. Все фотографии родных, кто был жив, висели по дому в рамках и были покрыты вышитыми ручниками.
Когда был маленький брат, на том крюке висела детская люлька.
Как оказалось, в той люльке выросли не только мы с братом, но и все бабушкины дети.
Это место в доме называлось "матчын або матулін вугал" и оно закрывалось ширмой.
Ширма была очень красивая, из яркой ткани, вверху и внизу с кружевной рюш. Она висела на тонкой веревке.
На день ширма раскрывалась, а на ночь закрывалась.
Это потом я узнала, что "матулiн вугал" раньше был брачным ложем молодоженов. А когда рождался первый ребенок, там вешали люльку.
В доме бабушки была большая комната, ее называли светёлкой, в которой вечерами собирались друзья и подруги дяди, он во времена моего детства был холостой. Они там пели и танцевали. Взрослые собирались в большой комнате, гле была большая и очень кравивая русская печь. В светелке был красный кут или угол, где висели иконы. Иконы были очень старые, которые передавались из поколения в поколение. Потом, в начале 90-х иконы пропали. Вернее, не сосвем пропали, а бабушку обманули и иконы забрали якобы в строящуюся новую церковь. Два молодых парня тогда бабкам всей деревни порассказывали эту историю, а бабки набожные и сердобольные сняли все свои иконы и отдали их с чистой душой.
Под образами у бабушки стоял большой стол. На него всегда клали горячий хлеб, который пекли каждую неделю, и укрывали вышитыми ручниками...
Это было мое детство.
Гроб.
Лопата для хлеба, бутылка, кувшин для молока, а у нас их называли гладышками, туес, сито.
У бабушки было такое сито и мелкое. Любила я в детстве сеять муку.
У нас это называлось ДЕЖА. Их было несколько. В них насыпали рожь или пшеницу на зиму, а потом в зерно закапывали яйца на зиму. Куры в холод не несутся, а в зерне яйца не пропадают.
Горшок. В нем готовили еду. У нас они были разных пазмеров.
Два раза в год по деревне ездил горшечник. У него было столько разного добра! Деревенские жители у него покупали горшки, кувшины, миски.
Для детей у него были разные свистульки, дудочки и конфеты - петушки на палочке.
Мы горшечника любили все, деньги собирали для его приезда. Это был настоящий праздник у всей детворы.
А потом еще неделю вся деревня дудками дудела и свистульками свистела.
Музыкальный фолк-проект "Ягорава Гара" в филиале Ветковского музея на этновечеринке "Куделица". Танцы с куделями. В филиале Ветковского музея в Гомеле. Выступление коллектива "Стаўбунскія вячоркі" на этновечеринке "Куделица" в Гомеле.