Я уже писала ранее о том, что субботний вечер нас сильно порадовал и поразил своей удивительной атмосферой.
В субботу вечером 29 ноября в филиале Ветковского музея старообрядчества белорусских традиций имени Фёдора Григорьевича Шклярова в Гомеле прошла этновечеринка "Куделица". Помимо того, что на мероприятие специально приехал деревенский коллектив
этноколлектив "Стаўбунскія вячоркі", о нем можно посмотреть пост ниже, зрителей ожидало еще множество приятных сюрпризов и номеров.
В афише мероприятия было заявлено, что в этот вечер будет дан мастер-класс по прядению. Если честно, меня это заявление сильно удивило. Мастериц осталось мало, Думала, что кто-то из деревенских женщин, которые приехали петь, сейчас организует и мастер-класс. Ну, мало ли. Все оказалось на много проще. Сам заведующий филиалом Ветковского музея в Гомеле Петр Цалко легко уселся за чесалку и стал чесать лен, добывая шелковистую куделю.
Естественно, этот процесс попробовали все желающие и даже я.
У меня остался не то, чтобы навык с детства, просто я помню такие приспособления у бабушки в доме. Ну, и когда бабушка и прабабушка уходили из дома по каким-нибудь делам, я тут же им "помогала". Чесалка была достаточно острая. Вычислить, кто шкоду сделал не составляло особого труда, но не ругали, а иногда даже учили кое-чему. Пальцы детские были тонкие, узелки во время прядения и ткачества я завязывала просто миниатюрные. Потому прекрасно знаю, как управиться с некоторыми инструментами, а так же для чего многие предназначены. А мама так и вовсе может ручник соткать, или постилку.
У меня есть дома бабушкины постилки (покрывала), которые ткали в нашей деревне.
Очень они мне нравятся. Это бабушкина память. Как-нибудь вам покажу.
В дом к бабушке в Пилиповские вечера собирались "девки", которые уже были на пенсии.
Кто-то приходил со своими куделями и прялками, кто-то кружева вязал, кто-то крючком носки вязал с овечьей шерсти, кто-то половики и дорожки, а кто-то приносил вышивку. Многие эти ремесла я прекрасно в то время освоила. Сегодня тоже бы смогла связать половик или дорожку, да вот только не пробовала давно. Хотя почему бы и нет?
После этой вечеринки я подумала поговорить с подругами и тоже заняться чем-нибудь таким вот самобытным.
Это интересно. Да и мама со свекровью могут много чего подсказать. Не хочется, чтобы белорусские традиции и обычаи предались забвению и остались только на картинках и в музеях.
Ну, а что за вечера без танцев?
С народными танцами и песнями я росла.
Отец был гармонист, которого знала вся округа, мама пела.
В родительском доме тоже собирался народ зимними вечерами. Но уже не вязать и вышивать, а попеть и потанцевать. Это было уже другое поколение. У нас был огромный дом и места для танцев было много. Да и клуб большой был, там тоже на все праздники народ собирался танцевать и плясать.
Тут тебе и польки самые разные, и левониха, и кадрили...
Тут и частушки пели, и страдания...
В филиале ветковского музея тоже было все просто. Скамейки за три секунды раздвинули и все готово. Мы в этот субботний вечер благодаря замечательному гармонисту Виктору Шипкову разучили несколько народных танцев и наплясались так, что аж пятки горели. Плясали все желающие.
Это было и интересно, и весело, и по-домашнему все просто.
Тут тебе и знаменитые артисты выплясывали и учили зрителей, тут тебе и заведующий музеем выписывал "коленца", тут и зритель усидеть не мог на месте....
Такие вечера необходимы.
Спасибо огромное всем за праздник!
Домой мы ушли когда на улице был поздний вечер, шел первый снег и укрывал пушистым одеялом парк.
Душа летела впереди и танцевала.