В Бразилии уже долгие годы не знают войны. Средний бразилец не уверен, когда именно случились Первая и Вторая Мировые. Впрочем, старшее поколение немного помнит экзотический ужас 40х годов, когда в домах, выходящих окнами на берег Атлантического океана, запрещали включать вечером свет. Для дезориентации немецких подводных лодок.
В Первую Мировую Бразилия свои войска в Европу не отправляла, но официально в войне участие приняла. После того, как немцы потопили бразильский корабль с кофе. После подписания мирного договора, Германию обязали возместить Бразилии стоимость потопленного кофе, с процентами. Во Вторую Мировую Бразилия вошла так же - когда Германия стала топить бразильские корабли. В 1943м Бразилия отправила в Италию 25.000 солдат, которые храбро бились там 11 месяцев, проиграв всего лишь одну битву. Потеряли 1000 человек, остальные вернулись домой с триумфом. В фильмах о том времени бразильцы превозносят храбрость своих неопытных солдат (последний раз Бразилия воевала с Парагваем, в... 1870 году) и расписывают ужасы холодной зимы. В обувь для утепления между слоями носков пихали газеты и солому. Ведь никто из этих солдат раньше не испытывал -15 градусов!
Когда я возила Бруно в Сибирь, больше всего во всем путешествии его потрясли следы войны в российских городах. По томскому Лагерному саду, где горит Вечный огонь и стоят бесконечные стелы с именами погибших, мы бродили очень долго. Я рассказывала, что меня вот тут принимали в пионеры, а он плакал. Лишь в этот момент я поняла, насколько мы привыкли к войне как всепожирающей части прошлого. Cводила я Бруно и на выставку о блокаде Ленинграда - она как раз приехала в томский Дом Офицеров. Переводила ему фразы из дневника Тани Савичевой, сидела рядом, пока в маленьком зале по черно-белому экрану бежали солдаты. Потом нам надо было идти к памятнику Чехову на концерт - играть бразильскую музыку! - и всю дорогу Бруно говорил, что играть после этого не сможет. Смог, но вечером, поднимая последний тост перед отъездом, не сдержался снова. Узнать о войне - это оказалось для него как-то слишком много...
По возвращении в Сан Пауло, Бруно сразу купил спецвыпуск бразильского журнала "История" о войне. На обложке там красовалось "Сенсация!! Вторую Мировую выиграли русские!!" История развития событий излагалась в комиксах - с толстым усатым Гитлером, чьи фразы подавались в смешных кудлатых облачках. Я над журнальчиком сначала посмеивалась, но потом он пошел по рукам всего курса гитары муниципального театра Сантоса и скоро все уже знали, что война - была. Одна из вещей, на которые Бруно обратил мое внимание - это то, как подается война в русских и американских фильмах. В американских это скорее большое победное приключение, а в русских - даже если это вполне приключенческая постановка по Акунину - веет безысходностью и животным ужасом. Даже играть в стрелялки после них, - сказал он, - не хочется. А американцы, - сказал он, - показывают неправду, как компьютерную игру со счастливым концом.
В Европе я опять же увидела войну с другой стороны. Во Франции был коллаборационистский режим, поддерживающий Германию, и фотографии военного Парижа пестрят гуляющими парами и элегантными дамскими шляпками. Его почти не бомбили, а там, где на зданиях есть следы пуль, любовно повешeны памятные таблички. Суровые бои за Париж шли в августе 44го, и таблички "на этом месте такой-то погиб за Францию" висят на многих зданиях. Часто под ними прикрепляют живые цветы. А любимая табличка - о том, как одна отважная мадам довольно долго прятала у себя дома 44 парашютиста. Покажу как-нибудь.
Еще здесь я лично убедилась в роли войск союзников во Второй Мировой. На пляжах Нормандии, там, где высаживались войска, есть мемориалы. В Германии практически во всех городах центры были разбомблены союзниками и отстроены потом с нуля. Черные обломки часто показаны на фотографиях рядом с заново отстроенными зданиями, и это всегда англо-американские войска. Русские следы найти труднее.
И учишь военные даты той страны, в которой живешь. Французы гордятся и празднуют 18 июня - День Воззвания Шарля де Голля 1940 года, когда он по ВВС из Лондона призвал Францию к сопротивлению. Сколько уже пройдено от того момента, как ШДГ был для меня просто генералом! Человек-Аэропорт. Помнится, Бруно прилетел в ШДГ. Потом мы проехали на метро станцию ШДГ-Этуаль, где находится Триумфальная арка. Вышли у нас в Нантерре - и пошли по Эспланаде ШДГ. И Бруно сказал - да кто же это такой? Этот вездесущий ШДГ?! Но все открывается понемногу.
В Европе окончание войны празднуют 8 мая. Французская википедия утверждает, что этот день был объявлен во Франции праздничным в 1953 году, но отменен как таковой в 1959. Чтобы не портить отношений с новой Германией. И вновь его объявили праздничным только в... 1981 году, при Франсуа Миттерране. Вчера празднования проводились у Эйфелевой башни. Я там не была, но видела в утренней газете картинку нового монумента в честь победы - с десятками черепах, сделанными из солдатских касок.
И напоследок - документальный фильм по-португальски об участии Бразилии во Второй Мировой. Войска маршируют под задорные, мелодичные голоса... им не идут марши.
Часть 1:
Click to view
Часть 2:
Click to view