бразильское образование: по следам Айрата Димиева

Aug 18, 2010 18:05


     Книжка Айрата Димиева о его работе в американской школе заставила меня вновь осмыслить то, что я знаю о бразильском образовании. Во многом бразильские методы обучения и следующие из него проблемы копируют американские.

Первые истории я услышала от моего русского товарища, которые вел практикум по физике у студентов второго курса в УСПе - лучшем бразильском университете. На первом же занятии он обнаружил, что они не умеют складывать дроби с разными знаменателями (например, 2/5 и 1/3). Моему другу бразильские задания показались слишком легкими, и он поменял в задачах числа так, чтобы ответы получались не целыми числами, и уж тем более не 1 и не 0. Никто в группе с заданием не справился - как только формула выводила на вычисления, студентам начинало казаться, что путь к ответу неправильный...

Чуть поближе я взглянула на результаты образования, построенного на тестах, при поступлении в магистратуру Федерального Университета Сан Пауло. Одним из заданий на вступительном экзамене (придуманным моим коварным украинским шефом) было посмотреть на график, и сказать, что происходит с бактериями, чье поведение он описывает. По оси х красовались часы, по осы у - интенсивность радиоактивной фосфорной метки (она метит нуклеотиды и отражает количество ДНК). Кривая устремлялась вверх и вперед под углом 45 градусов. Среди ответов вроде "график показывает, что после 6 часов интенсивность радиоактивной метки в два раза выше, чем после трех", "график показывает, что процесс со временем усиливается" или "определить по графику тип используемых бактерий невозможно", мой ответ "график показывает, что количество ДНК увеличивается, значит, бактерии делятся", был единственным.

В государственных школах Бразилии уровень образования за последние десятилетия сильно упал. Все семьи, у которых есть хоть какие-то средства, отправляют детей в частные школы. Частная школа может стоить и 600, и 1000 реалов в месяц, но поступить после нее в хороший университет гораздо реальнее. Интересно, что, наоборот, самые сильные университеты - государственные. Там читают лекции и ведут занятия целый день, отбирают студентов на стажировки с первого курса и есть стипендии и места в общежитии. На развитие трех ведущих университетов Сан Пауло направляется 10% от налога на добавленную стоимость на всю продукцию в штатe. Еще с 1947 года 1% всех доходов штата Сан Пауло перечисляется в пользу научного фонда штата, финансирующего проекты и стипендии. Феномен финансирования науки в Сан Пауло, равного которому в мире нет, недавно был освещен в ведущем мировом научном журнале Nature (тут).

В то же время в государственных университетах мест мало, и средний конкурс на место доситигает 100-120 человек. Чтобы поступить, нужно пройти через гигантский тест вроде российского новоявленного ЕГЭ, называемый по-португальски "вестибулар". В вестибуляре несколько этапов, и для творческих профессий разрешены добавочные конкурсы. Поэтому музыканты, скажем, играют и пишут музыкальные диктанты, а не только ставят крестики в тестах. Из последней поездки в Томск я с ужасом узнала, что даже на специальностях вроде журналистики с введением ЕГЭ добавочные творческие конкурсы запрещены. В ТГУ недавно открыли писательскую специальность, и для нее права на дополонительный творческий конкурс все-таки добились. Но - для этого нужно специальное разрешениê министерства...

При этом в Бразилии очень много частных платных университетов (со стоимостью около 1000 реалов в месяц), туда тоже нужно сдавать вестибулaр, но поступить может практически любой. Правда, обучение при этом получается весьма условное, частные заведения рассчитаны на работающих студентов и обычно не предусматривают больше 3-4 часов уроков в день. Поэтому единственный шанс для таких студентов на настоящую учебу - попасть на стажировку в государственный университет. У меня студенты на стажировке из частных университетов были всегда. Это очень удобно - они учатся только рано утром или поздно вечером, и готовы проводить в лаборатории за учебой и экспериментами по 6-8 часов в день. У студентов, ходящих на лекции в самом госуниверситете, столько свободного времени нет, эксперименты они могут делать во время обеда и на выходные, а сознание того, что они прошли конкурс из 120 человек на место, придает им некоторую горделивую беззаботность. Но и те, и другие с первого раза не справляются с решением задач на разведение растворов без калькулятора, и пытаются следовать формулам, а не здравому смыслу.

Первая совместная попытка на "быстро додумать самому" всегда проходит болезненно. В частности - потому что они не понимают, зачем это нужно, и даже для определения пропорций разведения в 10 раз просят бумажку, ручку и рисуют формулы. Со временем я выработала специальный ритуал посвящения в теорию растворов. Мы готовили растворы, я убеждала студентов подумать, они отмахивались и писали формулы, но я нарочно "забывала" один раствор. Потом мы начинали делать эксперимент, в перчатках (нельзя-снимать-можно-загрязнить-реакцию, ну и чтобы за калькулятор не хватались), и тут я "вдруг" вспоминала про недостающий компонент. И тут уже думать надо было быстро. После этого они уже обычно соглашались потом сесть, разобраться и научиться обходиться без формул.

Из последних бразильских образовательных изобретений можно вспомнить стипендии PROUNI для обучения малоимущих студентов в частных университетах. За последние годы у меня не было ни одного знакомого, кто, имея на то основание, не получил бы эти 1000 реалов в месяц. Наш последний президент Лула еще придумал и квоты для чернокожих в госуниверситетах, что вызвало волну возмущений и обвинений в расизме разного рода (от "чем белые хуже?" до "имеется ввиду, что чернокожие такие идиоты, что без квоты не пройдут?"). В Бразилии, это, правда, особенно смешно, потому что у одной и той же смешанной пары дети могут быть и беленькие (не забывайте, что бразильское понятие "белого" все же порядком отличается от русского) и черненькие. Случалось, что с одними и теми же баллами мулат, объявивший себя черным, поступал, а его чуть более темнокожий собрат, тщеславно записавший себя в белые, нет.

Несмотря на повсеместную систему тестов, в Университете Сан Пауло есть и дополнительная система творческого отбора среди уже поступивших на точные науки. После первого курса можни попробовать пройти творческий конкурс и экзамен-семинар и попасть на "Молекулярные науки", где каждому студенту дается собственный тьютор и курсы можно выбирать самому. Моему шефу Сержио как-то доверили провести там этот самый творческий конкурс. Он явился туда с двумя яйцами и попросил студентов любыми способами определить, какое из них сырое, а какое вареное. Студенты их крутили, стучали, выдумывали подходы так и сяк, но секрет было в том, что Сержио сварил оба яйца. Балл получил бы тот, кто засомневался в его словах и честно сказал, что разницы между двумя яйцами не видит.

Один из моих последних стажеров даже прошел на эти Молекулярные Науки, чем вся лаборатория очень гордилась. Туда набирают всего 25 человек в год. Правда, через месяц ему это наскучило, и молекулярку он оставил. Хотел уйти из университета вообще, но его остановило то, что я сказала, что в этом случае он не сможет и дальше работать у меня в лаборатории. Тогда он выбрал курс какой-то ботанической экономики раз в неделю, который в конце семестра потом не сдал, и каждый день с упоением работал в лаборатории с утра до вечера. Вот что значит - любовь к творческим задачам... Как я ни пыталась поставить его на, опять же, "общественно-сносные" рельсы, после моего отъезда во Францию из лаборатории и из университета он сразу ушел. Решил, что хочет заниматься морской инженерией. До сих пор он иногда мне пишет что-нибудь веселое в социальных сетях...

Общаться и встречаться со своими прежнеми студентами-стажерами вообще очень интересно. Одна моя бразильская студентка только что поступила в магистратуру в Университет Колумбиа в Нью-Йорке, и я нервно писала сестре и моему любимому нью-йоркскому барду, опасаясь, что мой милый человечек там пропадет. Другая, моя вторая дипломница, вдруг появилась в почте на днях - работает в новаторской биотехнологической компании, едет на стажировку в Германию и заедет к нам в Париж на несколько дней. Правда, первые мои студенты были несколько травмированы интенсивностью моего "творческого подхода" - даже в письме о приезде в Париж Катя сказала, что в течение двух лет стажировки ей было очень трудно, но теперь она поняла, зачем все это было надо.

О французской же системе университетского образования я недавно уже выражалась. Здесь стажировки в лаборатории на долгое время и стипендии для этого не предусмотрены вообще, и я постоянно чувствую себя в некотором вакууме. Но это уже совсем другая история...

И напоследок - несколько бородатых бразильских шуток по поводу тестовой системы обучения. Не знаю, есть ли такие приколы в Штатах, и ходят ли такие по России после введения ЕГЭ. Расскажите мне! Далее - мой перевод с португальского.

ПРИКОЛ 1. Прогресс в обучении математике.

1. Обучение математике до 1970х годов:

Один лесоруб продает машину дров за 100 реалов. Их себестоимость равна 4/5 цены продажи. Каков доход лесоруба?

2. Обучение математике в 70е:

Один лесоруб продает машину дров за 100 реалов. Их себестоимость равна 4/5 цены продажи, то есть, 80 реалам. Каков доход лесоруба?

3. Обучение математике в 80е:

Один лесоруб продает машину дров за 100 реалов. Их себестоимость равна 80 реалам. Каков доход лесоруба?

4. Обучение математике в 90е:

Один лесоруб продает машину дров за 100 реалов. Их себестоимость равна 80 реалам. Выберите правильный ответ, указывающий доход лесоруба:

( ) 20 реалов ( ) 40 реалов ( ) 60 реалов  ( ) 80 реалов ( ) 100 реалов

5. Обучение математике в 2000е:

Один лесоруб продает машину дров за 100 реалов. Их себестоимость равна 80 реалам. Доход лесоруба - 20 реалов. Верно ли это?

( ) ДА ( ) НЕТ

6. Обучение математике в 2009 году:

Один лесоруб продает машину дров за 100 реалов. Их себестоимость равна 80 реалам. Если вы умеете читать, поставьте "Х" возле "20 реалов":

( ) 20 реалов ( ) 40 реалов ( ) 60 реалов  ( ) 80 реалов ( ) 100 реалов

7. Обучение математике в 2010 году:

Один лесоруб продает машину дров за 100 реалов. Их себестоимость равна 80 реалам. Если вы умеете читать, поставьте "Х" возле "20 реалов". Еслы вы чернокожий, индеец, инвалид или представитель этнических меньшинств, то отвечать необязательно:

( ) 20 реалов ( ) 40 реалов ( ) 60 реалов  ( ) 80 реалов ( ) 100 реалов

ПРИКОЛ 2. Прогресс в обучении математике.(журнал Expresso, 20/2/1993).

Обучение в 60е:

Один крестьянин продает мешок картошки за 100 реалов. Его себестоимость равна 4/5 цены продажи. Каков доход крестьянина?

Традиционное обучение в 70е:

Один крестьянин продает мешок картошки за 100 реалов. Его себестоимость равна 4/5 цены продажи, то есть, 80 реалам. Каков доход крестьянина?

Экспериментальное обучение в 70е:

Один крестьянин меняет множество Картофелин К на Денежное множество Д. Количество элементов в множестве Д равно 100, каждый элемент равен одному реалу. Нарисуйте сто точек, которые представляют элементы множества Д. Множество С, представляющее собой Себестоимость, включает в себя на 20 элементов меньше, чем Д. Изобразите множество С как подмножество Д и ответьте на вопрос, каково количество элементов в множестве В (выгода). Напишите ответ красной пастой.

Усовершенствованное обучение в 80е:

Работник сельского хозяйства продает мешок картошки за 100 реалов. Себестоимость мешка картошки 80 реалов, доход работника от продажи - 20 реалов. Задание: подчеркните слово "картошка" и обсудите его в группе.

Реформированное обучение в 90е (времена реформ и социалистических идей в Бразилии):

Адин крестьянский капиталист васпользававшийся приимущиствами сваево палажения нисправедлива абагатился на 20 риалаф прадаф мишок картошки, праанализируйти текст, найдити ошибки в граматики и арфаграфии и патом раскажити што вы думаити а таком спосабе абагащения.

И добавленное чуть позже: Обучение в 2000е с использованием информатики:

Работник сельского хозяйства выходит on line и следует по ссылке в банк данных, откуда загружает изображение мешка картошки высокого разрешения. Используя гиперлинк, он может определить поток наличных денег в данном случае. Загрузите, используя ручное управление мышкой, GIF мешка картошки, и отформатируйте его для печати на Laserjet.

И ДРУГИЕ ПРИКОЛЫ...

Бразильцы свою тестовую систему ругают нещадно, и то и дело в новостях появляются истории о поступившем в частный университет неграмотном человеке, которого журналисты попросили поставить крестики наугад, или десятилетнем ребенке. Уж не знаю, что там говорят по этому поводу в других странах.

Хотя нет, конечно же, знаю! Недавно читала во французских новостях о двух школьниках из Бретани, которые получили на вступительном экзамене в университет больше, чем 20 баллов из 20 возможных. Оказалось, что некоторые спецкурсы - вроде латыни, но никак не греческого - в случае оценки выше средней позволяют умножать полученные по ним баллы на три, и добавлять их к баллам за обязательные предметы. Таким образом перекрывая максимально возможный балл...

университет, лаборатория, Бразилия, студенты, шутка

Previous post Next post
Up