Сегодня днем у меня зазвонил телефон... Редкий случай - мы оба дома, и никуда не собирались. Но моя подруга Таня, пианистка и флейтистка японских кровей, зовет меня поехать вечером на фольклорный праздник "Bumba meu boi" ("Бумба мой бык"), который случается в Сан Пауло всего три раза в году. Этот праздник проводится в разных штатах Бразилии, но особенно популярен в штате Мараньян. И здесь его празднует именно мараньянская популяция, проживающая на окраине Сан Пауло в районе Morro de Querosene (Керосиновая Гора). И - что поделаешь! - через час мы уже готовы, и катим с Таней через весь город.
Я и Таня сегодня, на подходе к месту действия:
В этом районе располагается множество артистичеких мастерских - куклы, поделки, декорации, различные театральные атрибуты, рисунки... Не элитно-шикарные ателье, как на Вила Мадалена, а обычные, рутинные, настоящие. Эти люди живут на окраине города и занимаются нелегкой, малооплачиваемой, но любимой работой. Мы стучимся в одну из таких мастерских - Таню здесь ждут ее друзья Рути и Эдуардо.
Вот так расписаны ворота их дома:
Мастерскую делят шесть человек. Пока Рути и Эдуардо укладывают детей спать, я с их разрешения щелкаю повсюду фотоаппаратом. С этой стороны зала - велосипеды, маски и коллекция кукол, висящая под потолком. Фотография кликабельная.
С другой стороны - тоже интересная всякая всячина (кликните при желании). Синий домик в разрезе - это имитация популярных здесь маленьких переносных часовен, в данном случае украшенная стилизованными бутылками и павлиньими перьями, с мулатом-хозяином. На полочках справа тоже есть много чего. Кукла мужского пола, одетая лишь в желтую шляпу, одну перчатку, с пистолетиком и елочным шариком на причинном месте. Разноцветные головы на игрушечном пианино при нажатии клавиш смешно раскрывают рты. На нижней полочке прикреплены несколько рекламных открыток от Franboi - сети шурраскарий ("мясоедален"). Franboi - смешанное название от frango ("курица") и boi ("бык"), поэтому на них изображена корова с головой петуха. Потом Эдуардо показывает нам музыкальные шкатулки, которые он собирает на заказ к какому-то празднику.
В этой же мастерской стоит машина-легенда - первая попытка бразильского производства для народа, модель называется "тупи". Такое даже Бруно раньше не видел.
На подходах к месту праздника продают еду и спиртные напитки. Самая левая бочка - "vodka de banana"... именно то, что вы подумали. Справа - "vodka de péssego", водка из персика.
Эдуардо рассказывает нам историю, на которой основывается праздник и сценарии фольклорных танцев уже 200 лет как. Одна бедная семья работает на хозяина большой фазенды. Жена беременна, и ей ужасно хочется съесть язык быка. Муж отправляется и убивает любимого быка хозяина. Тот ищет виновных. Находит. И тогда мистическим образом бык воскресает, все счастливы, поют и танцуют. Никого не наказывают. Праздник проходит три раза в году. На неделе Пасхи празднуют воскрешение быка (ох уж эти межкультурные влияния! Так и вижу группки притворно-смиренных негров, сто лет назад собирающихся под видом Пасхи на вечерние празднования совсем другого воскрешения!). В июне - крещение быка, которое случается как раз на Festa Junina, Июньские праздники, берущие корни из празднования самого долгого летнего дня в Европе. И в декабре - Смерть быка. Конечно, цикл жизни быка отражает изменения природы в течение года в европейском климате, и это давние языческие ритуалы. Но синкретизм с приурочиванием воскрешения быка на Пасху и его крещением процветает вовсю.
Такие вот фигурки в человеческий рост подвешены на улицах на цветных лентах. Вы уже знаете, причем тут чернокожая беременная женщина.
Вот и фигурки быка и мужа. Настоящая кукла быка участвует в танцах, внутри нее прячется человек, чьи ноги скрывает цветастая бахрома по бокам куклы. Поэтому и фигурка внизу украшена лентами.
Маленький мальчик в костюме быка: