Иногда хороший день начинается с дождя и ветра. Да еще и тащишь что-нибудь тяжелое по ступенькам парижского метро. Тащишь и красочно себе представляешь, как угрюмые крепкие каменотесы эти ступеньки под землей прорубали. Одну за другой в кромешной тьме, злорадствуя над хрупкой сибирско-бразильской женщиной, которая будет волочить по ним тележку спустя сто лет.
Устраивать мероприятие на новом месте - это всегда немножко день рождения. Чуть-чуть празднично, потому что все другое, восхитительное и неизвестное. Чуть-чуть грустно, потому что старое, понятное и пережитое осталось позади. И вкус подарков - вот оно, твое, кладешь куртку, куда хочешь, думаешь, как расставить стулья, а где у нас розетка, а бумажные фонарики, которые мне Инга дала, повешу вот сюда.
Мне и чопорный "Swan bar" на бульваре Монпарнас нравился, и дижонский "Tout va bien" на старой рыночной площади бургундской столицы, и уютный "Da-Niet" с запахом пирогов с капустой и русской хозяйкой Таней. А теперь мы в сверкающем новогодними огоньками кафе "Le Soleil de la Butte", у самого подножия монмартрского холма. Наверху терраса с баром и со столиками, а в наш подвальчик нужно спускаться по узкой крутой лестнице. Зажигаешь свет, и начинаешь развешивать по стенам новогоднюю мишуру. У меня в плане мишуры лучшие помощники в мире -
kruzzik, чьи возможности, как оказалось, простираются далеко за пределы укрощения самолетов и клавиш, и совсем неинтернетная девушка в чудных белых сапожках по имени Ядвига. И первые гости нам тоже помогают, режут изоленту, забираются на диванчики, чтобы закрепить блестящие ленты там, наверху. Приходят друзья и друзья друзей, люди с прошлых концертов и салонов, новые гости из фейсбука, увидевшие объявление на
сайте Максима, с флаерами из книжных магазинов в руках...
В тесном "Da-Niet" все музыканты ютились в одном уголке, а теперь у нас есть сцена, которую объявляем открытой. Мне нравится именно так - немного гитары и голоса, ребенок, подбежавший к микрофону, веселые стихи Саши Буторина из клуба авторской песни, суета, звон стаканов, и все потихоньку становится новогодним. Впрочем, всегда есть специальные гости - в это раз к нам пришли Саша Топоров (
http://www.myspace.com/alexandertoporov) и Катя Любинская (
http://www.katialubinskaia.com/). С Сашей я в свое время познакомилась каким-то безумным образом - отправила на лист французских любителей бразильского шоро сообщение о концерте сибирской босса-новы, а на него откликнулся русский гитарист. На репетициях клуба шоро я его раньше видела, но и подумать не могла, что в специфическую среду старинной бразильской совсем не боссановной музыки в Париже затесался еще один русский чудак.
Это Саша привел русскую певицу. И они спонтанно позвали нашего таинственного героя по имени
kruzzik за клавиши. Я уже видела такое много-много раз - с моими старыми друзьями
white16 и Р.Л.. Русский концерт в бразильском Сантосе, который был сыгран без репетиций на следующий день после того, как мы вернулись с прогулки в Рио, людьми, которые не виделись уже семь лет (cтарый-старый рассказ в трех частях -
1,
2,
3). Р.Л., с которым я могла просто зайти в музыкальное кафе на Вила Мадалена в любимом Сан Пауло, и вот он уже сидит в кругу с музыкантами, чей португальский понимает с трудом, и играет, как будто всегда был с ними знаком, и с нас потом даже денег за ужин не берут. Он же в маленьком ателье у моих санпаульских знакомых, играет "Осеннюю босса-нову" Игоря Иванова, и ему сразу начинают подыгрывать на гитарах, подстукивать на пандейро и подсвистывать на флейте. Он же в пенсильванском лесу, вроде шли через фестиваль - а он уже снова в кругу, скрипка, бандолин, еще что-то, и не смотреть на это невозможно. Про
white16 я уж и не говорю. Легенда гласит, что, как-то раз, отправившись в своем Нью-Йорке замещать очередного музыканта на концерте с неизвестным ему репертуаром, перед началом он спросил "Какая тональность?" Ответили ему "А тебе не все равно?" - и поделом, нечего задавать провокационные риторические вопросы.
В общем, благодаря этому я немного знаю, куда смотреть. Я вижу, как гитарист и клавишник переглядываются, и из взгляда вытекает такая-то тональность, вступление или неожиданное соло. Я смотрю, как
kruzzik на ходу придумывает пассажи тут и там, и единственная в зале знаю, что он не знал, какая это будет песня, пока она не началась. Не было репетиций, не было даже списка песен, просто - "Давай?" "Давай!", и, наверно, опять же только я замечаю шевеление губ "Я эту песню не знаю...", и легкое удивление на лице музыканта, когда через минуту он уже начинает соло в песне, ему незнакомой.
После этого у нас был фольклорный ансамбль "
ЛАДО" с колядками, в древнерусских костюмах. Затем наш гитарист и клавишник возвращаются на сцену, и вот тут уже и баян рядом, и девочки толпятся на сцене у микрофона, и зал подпевает и подсказывает слова, в подавальчике все теснее, и даже в 11 вечера у сцены все еще сидят маленькие дети и завороженно смотрят. Наш арабский хозяин меня подзывает и посылает музыкантам вина, и говорит, что не нужно торопиться заканчивать, что дискотека подождет, что у нас хорошая атмосфера и интеллигентная интересная публика... кто бы подумал, что в один прекрасный день мне будет говорить это араб по имени Момо? Когда мы все же заканчиваем, то на улицу выбираемся через толпу, ждущую на террасе. Пока собираем провода, нам хором поют что-то из "Браво". Волочем тележку с клавишами по ночному парижскому метро, Шатле, сыграй мне это еще раз...
А вот и живой кусочек атмосферы оттуда. "У природы нет плохой погоды" - отличная босса-нова! Саша играет на гитаре, Катя поет,
kruzzik импровизирует на клавишах, зал подпевает, и громкий детский смех в середине. Смотрите! А об ощущениях самого музыканта можно узнать из его собственного рассказа
тут.
Click to view
P.S. Ночью забегаю в фейсбук - а там Самуэль, бразилец, парижский знакомый моей подруги из санпаульского хора. - Привет, - говорит он, - а я на твоих фотках с митинга видел мою русскую знакомую, мы вместе учимся. - Приходите, - говорю, - на наш следующий салон 15го января. Придут!