"Себе ж возьму вон ту землю". Путешествие по Тверской и Псковской областям. Часть седьмая. Начало:
раз ,
два,
три,
четыре,
пять,
шесть.
Итак, мы едем в мемориальную усадьбу Софьи Ковалевской - в Полибино.
Родилась будущая математик и профессор (первая не только в России, но и в Европе!) в Москве, но по роду службы отца семья постоянно переезжала. В имении в Полибине Корвин-Круковские поселились, когда Софье, средней и нелюбимой дочери, было восемь лет.
Почему нелюбимой? Потому что родители хотели мальчика, которые впоследствии у них и родился (и, честно говоря, ничего хорошего семье не принёс, растратив остатки имущества и совершенно опустившись), и когда появилась вторая девочка, были весьма разочарованы.
Воспитанием Софьи занимались: сперва обожаемая няня, которая выделяла девочку из всех детей и нещадно её баловала; затем англичанка-гувернантка Маргарита Францевна Смит, которая была к ней строга до жёсткости, даже порой до жестокости; а затем домашний учитель Иосиф Игнатьевич Малевич. Эти люди оказали на девочку гораздо большее влияние, чем родители, занятые своими делами. В процессе обучения и выявились, во-первых, недюжинные математические способности Софьи, во-вторых, её ненасытная страсть к поглощению знаний.
Вот дом, в котором выросла Софья.
Вот так он выглядел на проекте...
А примерно вот так - после войны.
И если вы думаете, что в нём был музей в память о нашей великой соотечественнице, то вы ошибаетесь. До 1981 (!) года в усадьбе размещался детский дом. Хорошо хоть не склад удобрений...
Сегодня усадебный дом восстановлен и отреставрирован, но...
...экспозиция размещена не в нём (потому что невозможно наладить температурный режим, нет отопления), а вот в этом небольшом флигельке.
Ну, она, экспозиция эта, и сама небольшая.
Родословная семьи (интересно, это грамотный оборот или не очень?)
Инсталляции для любителей фотографироваться, как я понимаю.
Информация о людях, имевших влияние на юную Софью.
Научная и преподавательская работа Софьи Ковалевской.
Я ничего тут не пишу о её трудной судьбе (в России женщинам нельзя было учиться в университетах; в Европе - учиться можно, преподавать нельзя; фиктивный брак, переросший в настоящий, разорение и смерть супруга и пр), о её научных открытиях. Всё это хорошо известные факты. Ковалевская, как бы сейчас сказали, сломала систему. И за это ей низкий поклон.
Немного личных вещей и предметов обстановки.
Наш прелестный экскурсовод.
Рукоделие Софьи.
Благодаря жёстким урокам Маргариты Францевны, Софья Ковалевская умела и вышивать, и шить, и рачительно вести хозяйство, она не была "синим чулком" или какой-то оторванной от мира чудачкой.
Хорошая, приятная экспозиция.
А в целом Полибино - чудесный, красивый уголок.
Но долго нежиться на солнышке некогда! Быстренько едем обедать...
... и катим в Музей Мусоргского!
С нами? С нами!.