Химия любви, глава 1, пол, гормоны и мозг

Nov 04, 2016 21:14

Я начинаю пересказ очередной книжки: "Химия любви: научный взгляд на любовь, секс и влечение". Ларри Янг (Атланта) и Брайан Александер (Сан-Диего), оригинал (The Chemistry Between Us) издан в 2012 году, перевод в 2015.

Книга добротная, взвешенная, продуманная, и ее можно смело читать полностью: это не Талеб, тут нету кусков откровенной пурги (за ( Read more... )

феминизм, гендер, книги, хл

Leave a comment

Comments 45

amerik November 4 2016, 22:11:07 UTC
>давайте инвертируем: пусть бы мальчик осознал, что он на самом деле девочка

вроде бы все же чаще мальчики переделываются в девочек, чем наоборот.
я кое с кем знакома лично и оно именно глубоко личное, а не "чтобы нравиться
мальчикам". так что насчет "стремно быть женщиной" не факт, в этом есть своя
прелесть :) а краситься и я не хочу, хотя с гормонами вроде бы пока еще все
нормально.

Reply

anna_frid November 5 2016, 07:41:51 UTC
У меня есть знакомые в обе стороны. Но если M to F - это действительно глубоко личное и никакое больше, то в F to M, как мне кажется, невозможно четко отделить социальную компоненту. В нашем социуме мужчиной быть легче, а все женское презираемо. Авторы книжки всячески это игнорируют, когда переходят к выводам.

Ну я, как ты знаешь, тоже гетеросексуальная женщина и никто больше, не имею каких-то комплексов по этому поводу - и при этом не крашусь, не ношу каблуков и более того, качаю мышцу. Потому что мне не нравится предлагаемая женщинам в этом обществе роль по умолчанию. Сложная тема, в общем.

Reply

amerik November 5 2016, 09:29:52 UTC
как-то слишком сложно получается - что до меня, то я не крашусь, потому что жаль на
это времени и к тому же аллергия на все, что можно, а каблуков не ношу, потому что
это неудобно; думала, и мышцы качают для здоровья, а не ради роли в обществе. скорее
всего, ты просто в пылу полемики соотносишь это все с обществом, а на самом деле
делаешь так, как тебе удобно и полезно.
все это ведь уже давно пройденный этап, никто не требует от женщин особенной
затянутости в корсет. проблемы скорее, во-первых, вокруг лидерства и влиятельности
(а влиять можно и на каблуках, если кому нравится); во-вторых (мы сейчас не об этом,
но большого количества людей касается), вокруг маленьких детей.

Reply

anna_frid November 5 2016, 09:34:35 UTC
Для здоровья - несомненно, но для здоровья можно делать очень разные вещи. Мне просто нравится приближаться не к общепринятому конвенционному идеалу красоты, а к своему собственному. И я получаю удовольствие от того, как на меня смотрят студенты, когда я аккуратно поднимаю парту и переношу ее, куда надо. В общем, лично у меня все не очень просто. И точно не просто жаль времени и не просто для здоровья.

Reply


ikadell November 4 2016, 22:23:58 UTC
Интересно, спасибо, что затеялись. Отдельно потрясающе интересная статья у katoga

Reply

anna_frid November 5 2016, 07:48:08 UTC
Спасибо. Да, что творится с гендером в разных традиционных обществах - это страшно интересно. Еще вот про Афганистан было где-то, там тоже некоторых девочек, у которых все не рождаются братья, начинают воспитывать как мальчиков. Правда, в большинстве случаев в подростковом возрасте ломают об коленку и велят возвращаться к женской роли, но получается не всегда. Как-то неудивительно, что в Афганистане женский гендер не вызывает восторгов у тех, кто видел другое.

Reply

ikadell November 6 2016, 01:17:14 UTC
надо же - я никогда не слышал, что для них возможны пути к отступлению...

Reply

anna_frid November 6 2016, 07:53:59 UTC
В исключительных случаях и в наше время отбиваются, вроде как.

Reply


son_de_la_voix November 4 2016, 22:38:05 UTC
Странным образом смешаны в кучу гендер и сексуальная ориентация. Такое ощущение, что геев и трансгендеров записывают в одну группу и пытаются в таком виде изучать. Или про это дальше в книге будет?

Про туалет мне всегда было интересно одно. Я понимаю, почему женщинам не место в мужских туалетах. Там есть писуары. То есть интимность может быть нарушена. А вот в чем проблема мужчин в женских туалетах? Там ведь везде - индивидуальные кабинки, которые еще и закрываются изнутри. Тем более, что сейчас довольно часто встречаются смешанные туалеты, где только кабинки.

Reply

anna_frid November 5 2016, 07:55:06 UTC
Да, согласна, про геев и трансгендеров - мешанина и невнятица. Будет ли дальше, пока не знаю, но если что - выше говорят, что Свааб тоже книжку написал.

Про туалеты: во-первых, женщины в общей части у зеркала наводят красоту, поправляют одежду и обсуждают интимные вопросы вроде месячных. Во-вторых, звуков из туалетных кабинок тоже многие стесняются. В-третьих, в наше время извращенцев, которые жаждут подсмотреть за женщиной в туалете, немного, но они есть (см. дикую историю с видеокамерой в унитазе в туалете кафешки в Москве).

С другой стороны, во Франции, как ты знаешь, сплошь и рядом туалеты общие, и как-то все привыкли. Но я к этому спокойно отношусь, потому что, например, у меня свой кабинет, и если надо переодеться, я могу запереть в него дверь. Если бы переодеться больше было негде, отсутствие женских туалетов меня бы напрягало.

Reply

ryzhiyparohod November 9 2016, 13:00:12 UTC
Меня тоже зацепила тема ярлыков и туалетов. С ярлыками понятно: невозможно удовлетворить потребности социальной группы, если не знать о ее существовании (MtF, etc ( ... )

Reply

anna_frid November 9 2016, 13:18:25 UTC
Известные всем правила игры необходимы - несомненно. Проблем куча - несомненно. Но какие из этих проблем решатся от предлагаемого определения того, кого считать женщиной, а кого мужчиной? Ну вот заходит в женский туалет человек, однозначно зрительно опознаваемый как мускулистый бородатый мужик без единого внешнего признака женского гендера. Как дискомфорт окружающих уменьшится от того, что он(а) считает себя женщиной? Документ каждый раз предъявлять (в предположении, что он есть)? Стремно и не решает проблему ( ... )

Reply


zapisnyk November 4 2016, 23:13:28 UTC
основная мысль - "пол определяется строением мозга и только им"

Эта мысль весьма неточно определена. Пол - это набор собственно органов системы размножения, отличий в других органах, в том числе заметных визуально, и отличий в поведении и, может, способе мышления, интересах и т.п.

Наверно, имеется ввиду лишь самоидентификация своего пола человеком? Естественно, за это отвечает мозг, кто же еще :) Но картинка в зеркале, история развития, окружение, наверно тоже влияет на результаты идентификации.

И почему определяется именно строением мозга, хотя в главе примеры в основном про гормональный фон? Может, строение у всех одно, это гормональный фон меняет поведение? Или гормональный фон управляет развитием структуры мозга в период его роста? Или строение зависит напрямую от есть/нет Y-хромосомы?

Я думаю, эту книгу надо воспринимать как набор прикольных фактов из людского общества и животного мира вперемешку. Делать из нее серьезные выводы не получится.

Reply

anna_frid November 5 2016, 07:58:53 UTC
Да, с авторскими выводами тут пока слабовато. Ну, продолжаю читать прикольные факты, и посмотрим, к чему оно выведет дальше.

Reply


ntsil November 5 2016, 07:52:19 UTC
Книжка ладно, но вот мускобани меня потрясли совершенно. Я ничего про это не знала. Офигеть вообще.

Про книжку первое впечатление -- примерно такое же, как тут уже высказано. Всё это очень интересно как набор фактов, но ничего, минимально напоминающего науку, пока не видно. Я хочу для начала определений, а то непонятно, что вообще доказывается, и есть смутное подозрение, что при честных определениях оно станет тавтологией. (Ну то есть это "Я хочу", разумеется, -- не к твоему пересказу претензия, а к авторам :)

Reply

anna_frid November 5 2016, 08:07:00 UTC
Согласна. Факты более чем занятные, а выводы пока никакущие, ну, читаю дальше.

А гендер в традиционных обществах - это, на самом деле, тема бездонная и страшно интересная. Вот еще в Афганистане девочек, у которых не рождаются братья, иногда воспитывают как мальчиков - правда, потом в подростковом возрасте пытаются сломать об коленку и вернуть в женщины, но как-то совершенно понятно, почему подростку, хлебнувшему лучшей доли, не хочется быть женщиной в Афганистане.

И у индейцев тоже с трансгендерностью было по-всякому, и вообще.

Reply

ntsil November 5 2016, 08:28:37 UTC
С мускобани меня больше всего поражает то, что это совершенно официально не только признаётся, а даже, как я понимаю, в каком-то смысле поощряется обществом. Т.е. женщина априори приравнена к скотине, но ценой некоторых жертв и полного принятия всех правил игры (включая, например, то же отношение к женщинам, как к скоту) она может купить себе (не тайком, а ля кавалерист-девица и пр., а именно официально) полноправное членство в мужской части общества. Как-то я пока даже не могу толком до конца додумать эту мысль, но она меня жутко зацепила.

Reply

anna_frid November 5 2016, 08:37:09 UTC
Да. И фотографии сильные. Вот сразу видно, насколько привнесенноё всё "женское" поведение: покорность, взгляд снизу вверх, мелкие движения, сдвинутые ноги и так далее.

Reply


Leave a comment

Up