Как знают все "пострадавшие от проклятого совка в детском саду" вместе с "узниками пионерлагерей", после Революции 1917 года Россия лишилась своих лучших людей. Самые наилучшие, разумеется, уехали еще в указанном 1917, ну, а после завершения Гражданской войны поперли и остальные - все, кто имел хоть какую-то "лучшесть". И осталось с большевиками одно голимое быдло - неграмотное, неумелое, а главное, неинициативное. И с этим вот быдлом - с небольшой примесью мещанства и "инородцев" - Советская Россия...
Советская Россия через двадцать с небольшим лет после указанного стала супердержавой. То есть, государством, определяющим мировую политику. Государством с развитой промышленностью и передовой наукой. Ну да: "...У нас не было тракторной промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было станкостроения. У нас оно есть теперь. У нас не было серьезной и современной химической промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было действительной и серьезной промышленности по производству современных сельскохозяйственных машин. У нас она есть теперь. У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь..." В том смысле, что можно, конечно, заявлять, что "Российская Империя была промышленно-развитой страной" - что будет правдой - но вот признать наличие собственного индустриального автомобилестроения в ней невозможно. (На 1917 году во всей РИ числилось - именно что числилось, не производилось - 12 378 автомобиля. В то время, как только в первый год завод АМО произвел 2590 автомобилей.)
Впрочем, тут нет смысл вдаваться в то, была ли Российская Империя "на уровне" своего времени - или нет, поскольку речь в данном случае не про это. А про том, что реальная потеря "образованных и обеспеченных" для страны оказалась не такой уж и критической - если не сказать больше. Потому, что если бы "русский исход" был бы таким страшным, каким его рисуют антисоветчики, то понятно, что никакого развития промышленности ни в 1920, ни в 1930 годы не было бы. Более того - тот момент, что, например, рост производства той же электроэнергии в 2 раза к 1928 году (с 2,5 млн. кВт*ч в 1917 по 5 млн. кВт*ч в 1927 году) прекрасно показывает, что никаких критических моментов в функционировании производства этот исход не имел. Да, разумеется, в период Гражданской войны - с 1918 по 1922 годы - никакого "большого строительства" быть не могло в принципе. Но уже в 1922 (!!!) в стране были введены Каширская ГРЭС и электростанция Красный Октябрь в Петрограде, в 1924 году - Кизеловская ГРЭС, в 1925 - Нижегородская и Шатурская станции, ну и т.д.
Было ли это возможным без наличия инженерных кадров? Вопрос, думаю, риторический. Кстати, что тут инженеры - в 1910 годах и электрики были элитой тогдашнего производственного персонала, рабочей аристократией, без которой все встало бы! И вот они - инженеры, техники и квалифицированные рабочие - судя по указанному, были в стране. Кстати, антисоветчики очень любят "топить за то", что план ГОЭЛРО был создан еще дореволюционными инженерами - и это так. Но что значит оное? А то, что реально реализация данного плана в Советской России означало то, что все необходимые для данного плана кадры в стране остались!
И так было везде: например, первый советский самолет АК-1 поднялся в воздух в 1924 году. Первый советский - точнее, российский - тепловоз Щэл-1 выехал на рельсы в это же время
. Первые советские серийные радиолампы были разработаны, вообще, в 1918 (!!!) году - ПР-1 производства Нижегородской радиолаборатории, в 1922 году лампы Р-5 уже производились сериями в несколько тысяч штук! Первый советский алюминиевый сплав - аналог немецкого дюраля - "кольчугалюминий", начали выпускать в 1922 году. (Позднее все подобные сплавы начали называть "дюралями", положив на товарный знак.) Первый советский трактор - "Запорожец" - был произведен в, как можно догадаться, в Запорожье в 1923 году. Ну и т.д. и т.п. И разумеется, думать, что Красная Армия - которая била не только Белых, но и разного рода интервентов - могла быть создана без привлечения российского офицерства - это, думаю, крайняя степень идиотизма.
То есть, еще раз: на деле "русский исход" особо критичного значения для России не оказал. Но отсюда возникает вопрос: как же такое может быть? В том смысле, что ведь реально в РИ образца 1917 года каждый специалист был на счету, а тут вот эти "спецы" миллионами оказались выдавленными из страны - и ничего? А значит это то, что реально специалистов среди "русской эмиграции" было немного! Да, именно так: российские инженеры, врачи, офицеры, капитаны, пилоты, учителя и вузовские преподаватели, ну и разнообразные управленцы тоже по большей степени остались на Родине. А бежали ... ну, да, вот тот же Булгаков в своей "Белой Гвардии" прекрасно описал, кто бежал:
"...Бежали седоватые банкиры со своими женами, бежали талантливые дельцы, оставившие доверенных помощников в Москве, которым было поручено не терять
связи с тем новым миром, который нарождался в Московском царстве, домовладельцы, покинувшие дома верным тайным приказчикам, промышленники,
купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные, алчные, трусливые. Кокотки. Честные дамы из
аристократических фамилий. Их нежные дочери, петербургские бледные развратницы с накрашенными карминовыми губами. Бежали секретари директоров
департаментов, юные пассивные педерасты. Бежали князья и алтынники, поэты и ростовщики, жандармы и актрисы императорских театров..."
Вот всё ЭТО бежало в начале в германский Киев, а затем и в "настоящую Европу". И все ЭТО, по сути, и составило т.н. "русскую эмиграцию". Понятно, что среди оной массы была и какая-то часть инженеров, ученых, врачей, учителей и т.д. И была еще "трагедия русского офицерства" - правда, с учетом того, что значительная часть этого офицерства ... вернулась в Россию за период 1921-1931 годов. Да, да - опять же, если кто хочет, то может обратиться к Булгакову и его пьесе "Бег", там прекрасно про это написано. Тут же я отмечу только то, что за указанный период на Родину возвратилось 181 тысяча человек! Если что, то офицеров в Белой армии было порядка 100 тыс. человек, так что многие вернулись. (Солдаты, как правило, не эвакуировались - для них не было мест для эвакуации.) Так что в эмиграции оставались преимущественно те, кто реально запятнал себя карательными акциями во время войны. (Причем, был именно чистым карателем - скажем, тот же Слащев-Крымский вернулся, и даже преподавал в Военной Академии, хотя и имел прозвание "вешатель". Но это был боевой офицер - а вот разным "контрразведчикам" вход был да, заказан!)
В общем, да: значение "русской эмиграции" оказалось не просто переоцененным - оно на самом деле является обратным тому, что существует в общественном сознании. Потому, что без банкиров, дельцов, журналистов, кокоток и пассивных педерастов любой общество, в целом, развивается много лучше, нежели с ними. И даже потерю некоторого количества офицеров и инженеров в данном случае можно пережить: те блага, что они производили, "петербургское" или "московское" - да хоть "киевское" - "общества" успешно прожирали, вместе со всеми остальными благами! И когда этот гной, заполнявший крупные города, вытек, стране стало жить легче настолько, что она смогла пережить потерю реально полезных людей.
Таким образом, "история русского исхода" являет собой практическое подтверждение того, что некоторые люди имеют "отрицательную историческую ценность", и их эмиграция есть чистое и неоспоримое благо! Понятно, что понять - и принять - оное невозможно, потому, что это противоречит обыденному восприятию. (Для обывателя банкиры и проститутки - есть носители нужных качеств, т.к. первые дают им возможность жрать больше, нежели производить, а вторые дают этому жору дополнительный вкус. Но для общества ситуация обратна.) Поэтому уже в 1960 годы и позднее произошла переоценка "значения эмиграции" со сведением ее в начале к "русской трагедии", а затем - и к указанному "из страны уехали все лучшие, осталось одно быдло и поэтому Россия несчастна, а я не могу купить себе несчастный "Бентли"!
И указанное представление оказалось господствующим и по сей день. Но - как не странно - последние события опять поставили вопрос о переоценке "эмигрантской проблемы", причем в том направлении, в котором ее оценивали в 1920-30 годы. Однако об этом будет сказано уже в следующем посте.