Еще раз про наших урбанистов

Jul 22, 2021 17:09

К  предыдущему.

Кстати, забавно - но убежденность наших урбанистов (да и не только урбанистов, а вообще, постсоветского большинства) в том, что наиболее «дружественной» к обитателям выступает европейская «уличная застройка» на самом деле основывается на одной совершенно локальной особенности. Как, впрочем, и нелюбовь к советским микрорайонам. И является этой самой особенностью та самая быстрая урбанизация, которая происходила в нашей стране в 1950-1960 годах. И которая породила уже упомянутую «демографическую волну» 1960-1980 г.р. (Разумеется, условно.) То есть, фактически «одномоментно» рожденное «первое городское поколение» молодежи.

Кстати, поэтому у данной «волны» такой разброс в датировке: в разных городах «десятилетие взрывного роста» приходилось на разные времена. Тем не менее, основного свойства описываемого явления - «спрессованности» рождений в рамках одного населенного пункта - это не отменяет. Равно, как не отменяет и того, что эти самые «новые горожане» не могли получить полноценных навыков социализации в данных условиях. Просто потому, что им неоткуда было их взять: родители, разумеется, были социализированы - но в условиях сельской жизни. «Коренных» же горожан было просто мало. Да и кто мог считаться в каком-нибудь 1970 «коренным»? Тот, кто приехал в город в 1930 годы? Реально же «живущих поколениями» обитателей подобных типов расселения было ничтожное количество - порядка 10%, а то и меньше. (Если вспомнить, что до революции облик «среднего города» мало отличался от сельского.)

Отсюда неудивительно, что вся эта «народившаяся масса» оказалась в некоем «стратегическом вакууме». В смысле - не имела конструктивных стратегий поведения просто потому, что ей некогда было выработать. (Родители помочь тут не могли, потому что так же их не имели, а у государства не хватало ресурсов.) Отсюда проистекала та деструктивность, которая пронизывала все поведение позднесоветской молодежи. Ну да, если кто помнит все эти драки «стенка на стенку» (трансформировавшийся сельский обычай, но в более жестком виде), драки вообще как норма поведения, стремление к разрушению окружающего пространства - от росписи стен уродливыми надписями до ломания скамеек и разбития окон - жестокий буллинг в молодежных группах, ну и т.д., и т.п. Причем, никакая борьба с данным явлением - вплоть до применения милиции - не помогала.

Да и помочь не могла, поскольку данный момент был неизбежен. Его можно было лишь пережить, переболеть как ветрянкой - в том смысле, что взрослея, эта молодежь должна была научиться жить конструктивно. (И научилась - даже с учетом того ада, в который бросило их старшее поколение в 1990 годах.) Ну, а последующие генерации молодых людей по умолчанию были бы более «мягкими». (И они стали «более мягкими» - несмотря на колоссально возросшую «жесткость» общества.)

Впрочем, о данном моменте надо будет говорить уже отдельно. Тут же стоит только еще раз отметить то, что указанную деструкцию, пропитывающую молодежную среду, современные люди - а они в значительной мере выступают как раз участниками указанной «волны» - неизбежно переносят на все остальные реалии жизни. В том числе и на тип застройки - скажем, микрорайоны в 1960-1980 годы неизбежно соответствовали «новы кварталам» с бандами гопников и разбитыми стеклами подъездов. «Улицы» же, напротив, означали место «центра», населенного пенсионерами и поэтому лишенного указанных «прелестей».

Это, кстати, в лучшем случае. В худшем жизнь рабочих поселков сравнивалась с тем, что показывали в западных фильмах «о жизни среднего класса». Именно оттуда и брался тот самый «образ классической Европы», что постоянно преследует нашу урбанистику. С красивыми рядами исторических ухоженных домиков, со столиками кафе на тротуарах, с чистой брусчаткой - вот отсюда идет пресловутая «плиткофилия», что накрыла нашу страну в 2000 годах. И конечно же, с приятными улыбающимися людьми в хороших костюмах. Думаю, результат сравнения тут понятен.

Поэтому микрорайоны объявляются урбанистами, как минимум, психологически некомфортными и «зрительно опасными». (Ну да - там за каждым деревом мнится притаившийся гопник, который к будущему разработчику градостроительных концепций, а сейчас - ботанику или неформалу - относится соответственно.) А извилистые узкие улочки европейских городов - наиболее удобными для человека. При том, что в реальности именно микрорайонная застройка разрабатывалась для решения проблем застройки «квартальной». В том числе, и в плане создания безопасного пространства - за счет четкого разделения транзитных и местных потоков, а так же исчезновения самой потребности в активном перемещении. (Потому, что все необходимое тут рядом.) Ну а т.н. «историческая застройка» - это вообще кошмар с т.з. комфорта. (Поскольку она проектировалась под совершенную иную транспортную и иную ситуацию.)

Однако найти «веселую компанию» гопников в подобном месте действительно сложнее, нежели под березками на детской площадке. Точнее было сложнее, поскольку по мере изменения демографических процессов современные «источники опасности» - вроде мигрантов - тяготеют как раз к центру. (Причем - как не забавно это прозвучит - в Европе сейчас чуть ли не опаснее, нежели у нас.) Но все это игнорируются урбанистикой, ибо урбанисты сейчас - люди уже солидные, могущие позволить себе не тусоваться там, где опасно.

И в целом получается, что современная «урбанистика» превращается в способ попадания пальцем в небо. То есть - в способ решения проблем, которые, во-первых, вообще не могут быть решенными никак, за исключением «переболевания» ими. (То есть, устранить «градостроительным путем» опасность, исходящую от деструктивно настроенной молодежи, невозможно.) А, во-вторых - по этой же причине они давно уже не актуальны. В отличие от, например, накрывающей современное общество транспортной проблемы, которая становится для современного города основной.

Но об этом, понятное дело, надо говорить уже отдельно…

постсоветизм, урбанистика, прикладная мифология, архитектура

Previous post Next post
Up