Раз люди не видели пользы в заводах, значит были на то основания.
Заводов становилось все больше и больше, а очереди за продуктами все длиннее и длиннее. Импортные вещи приобретали все более красивые упаковки и становились предметом культа, сопоставимого с астрологией и Шамбалой.
И все это на фоне партсобраний и ритуальных речей о строительстве коммунизма, в которые не верил никто.
Вот опять я у вас встречаю откровенно невнятные попытки объяснения социальных процессов в позднем СССР. Выходит, что советское общество достигло некого уровня в неотчужденном от своих собственных социальных институтов состоянии, а потом впало в отчуждения, потому что «качели»)). Не говоря уж о том, что советское общество у вас представляет однородную массу вроде хорошо замешанного теста
( ... )
Вот тут и лежит корень, самая мякотка лжи в позднем СССР. На словах все еще речь шла о движении к коммунизму, о развитии, о прогрессе производительных сил и общественных отношений, а в реальности те, кто должны были по сути возглавлять это движение, на самом деле и стали главным, и все более активным препятствием развитию
( ... )
Вопрос про номенклатуру и ее роль в формировании антисоветизма упирается в проблему этой самой номенклатуры самоидентификации. В том смысле, что начальство не обозначало себя, как начальство - что, соответственно, препятствовало выработки классового сознания.
Точнее наоборот: отсутствие самоидентификации свидетельствует об отсутствии классового сознания у номенклатуры. (У современных чиновников, кстати, это самое "самосознание" присутствует в полной мере - они "опора государства" и "слуги государевы".)
Классовая самоидентификация необходима только для сознательных форм классовой борьбы, что мы видим большую часть истории классовых обществ. Для организации партий, создания программ и т.д. Но сама классовая борьба на молекулярном уровне шла всегда. Классовая борьба в первую очередь является постоянной, неотменяемой деятельностью людей в своих интересах в процессе производства, а поскольку эти интересы (базовые) в классовом обществе противоположны, т.е. классовый характер, то из обычных действий раба, портящего орудия труда, чтобы попросту отдохнуть и поспать, выходит классовая борьба рабов против рабовладельцев. И от желания крестьянина работать на своем участке и нежелания тратить дни на барщину рушится феодализм. А вовсе не от восстания Жаков
( ... )
Верно подмечено, популярный тогда фильм про Мюнхаузена с Янковским хорошо иллюстрирует эту потребность в явной лжи! Только это была внутренняя потребность значительной части людей, а вовсе не навязанная идеологией. И как она возникает в обществе - актуальный вопрос.
Comments 49
Reply
Reply
Заводов становилось все больше и больше, а очереди за продуктами все длиннее и длиннее.
Импортные вещи приобретали все более красивые упаковки и становились предметом культа, сопоставимого с астрологией и Шамбалой.
И все это на фоне партсобраний и ритуальных речей о строительстве коммунизма, в которые не верил никто.
Reply
Reply
Reply
Точнее наоборот: отсутствие самоидентификации свидетельствует об отсутствии классового сознания у номенклатуры. (У современных чиновников, кстати, это самое "самосознание" присутствует в полной мере - они "опора государства" и "слуги государевы".)
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment