Кольский край. Общие впечатления ( Норманская практика). Часть 1.

Sep 18, 2021 04:14





Прошло уже больше месяца, как завершилось путешествие на край земли - Кольский полуостров с экспедицией внедорожного клуба Ex-Drive. Впечатлений набралось не на одно море, а даже - на океан, который Северный Ледовитый!  Тут уже и журнал VOGUE в сентябрьском номере разместил итоговый отчет редакции о своем параллельном путешествии на Кольский, отхватив изрядную дозу критики от кольцев ( или - кольчан? Не знаю, как правильно!). А я всё - никак!





Но, наконец-то, и я начинаю свой обобщающий рассказ.  Прежде всего,   не могу не сказать  добрых слов в адрес организаторов поездки -  сопредседателей внедорожного клуба Ex-Drive Петра и Елены. Езжу с ними не впервые. Ребята - просто замечательные: порядочные, надежные. С ними, поистине, можно хоть на край земли, хоть - за край. При чем - хоть с авто, хоть - без.



И ничуть не преувеличу, если скажу, что в огромной степени благодаря их усилиям  все остальные участники экспедиции остались целы, здоровы и радостны! Да и все простые участники экспедиции- люди хорошие! Ни одно из животных экспедиции тоже не пострадало!



Не буду останавливаться подробно на дороге от Ростова-на-Дону до Мурманска. Скажу только, что это тоже было экстримом, ибо суметь добраться из Ростова-на-Дону до Мурманска ( а это более 3000 км) на загруженных экспедиционниках, обутых в толстую грязевую «обувь»,  а не на легких скоростных пузотерках , менее чем за полутора суток -  достойно отдельного рекорда. Но очень уж мы стремились на Кольский!



Кольский полуостров  территориально практически совпадает с Мурманской областью,  начинаясь на границе с Карелией, которая также совпадает с границей Северного Заполярья. И встретил он нас достаточно сурово: дождем и туманом.



Пейзажи оставляли вначале двоякое впечатление. Они были либо такие.



Либо - иногда такие.



Кстати, с сетевыми заправками в Заполярье - не ахти! От границы с Карелией и до предместий Мурманска по трассе их нет. Цены тоже удивляют. Они выше, чем у нас, а дизельное топливо дороже чем бензин, что вообще для южан - немыслимо!



Ближе к Мурманску погода становилась всё гуманнее и гуманнее, дорога лучше и чище. Кстати,  Мурманская область пока еще свободна от «платников». На подступах к заполярному городу-герою расположен его пригород - Кола, который  постарше будет нынешней  столицы Восточной Лапландии, основанной в 1916 году как порт Романов-на-Мурмане.



Между прочим, Мурманск  ( поименованный так во времена Временного  Правительства) - это последний город, который основан в России в эпоху православия, самодержавия и народности. Кола - исторический центр полуострова, названный так по речке, на берегу которой стояла крепость. Поэтому полуостров и залив называют Кольскими. С древних времен называли Кольский полуостров и Мурманом. По имени обитавших здесь северных людей - норманнов, норвежцев. Северные евролюди во все времена пытались «застолбиться» на Кольском полуострове.



Особенно «усердствовали» шведы, которые в 1589 году практически стерли с лица земли  Кандалакшу, Ковду, Кереть и Умбу. В 1611 году шведы даже на некоторое время ворвались в Кольскую крепость, но их оттуда все-таки выбили. Так что Мурманскую область, особенно,  его северо-западную часть можно звать  «Русской Скандинавией». Тем более что тут есть и фьорды, и фьельды. И  тролли водятся. А Мурманск и Кола - это почти одно и то же! Изначально нами было запланировано разбить экспедиционный лагерь  где-нибудь в окрестностях Колы. Но потом большинство участников порешило ехать в Мурманск, чтобы найти гостиницу, в которой  -  отдохнуть, набраться сил в комфортных условиях после изнуряющего переезда.



Найти подходящую гостиницу в Мурманске оказалось делом не хитрым.



Удивительным образом, несмотря на усталость, спать не хотелось. И виной этому была не больная совесть, а «белые», или как их раньше звали «северные», а то и «финские» ночи. Только задрапировав окно, получилось уснуть! Как оказалось, белые ночи - это, в общем, хорошо. Больше времени для осмотра достопримечательностей! И лагерь ставить удобнее. А таким был вид из гостиничного окна в 23.00 31 июля 2021.



На следующий день смотрели Мурманск не только из окна отеля, но и из окна автомобиля, а также бродили по нему пешком. А еще путешествовали по Кольскому заливу на морском катамаране. Мурманск - город культурный. Здесь - свой драмтеатр, совмещенный, правда, с кинотеатром  в одном здании.



Но я такого не видел больше нигде, чтобы в здании театра была еще и пивная! А может, это театр в пивной?



Северные олени по городу не бегают. Но памятники им стоят.



Зато по Мурманску ходит другой «рогатый» - самый северный олень  троллейбус в мире !



И самая северная в мире железная дорога Кола-Никель -  проходит через Мурманск!



В Мурманске весьма почитают рыбу треску, которую не только добывают и едят, но ей ставят памятники,  и помещают ее изображения  на стенах и заборах.





Кроме рыбов в Мурманске можно найти и другие дары моря-окияна, которые не сыскать в наших южных краях. Здесь, например, можно «натрескаться»  икры морских ежей и мяса гребешков.





В Мурманске почитают С.М.Кирова, который действительно много сделал для развития региона за счет горнодобывающих и рыбопромысловых отраслей, которые и по сию пору «кормят» полуостров.





Ленин в Мурманске тоже присутствует, в том числе в образе  знаменитого советского атомного ледокола, который обрел свою вечную стоянку в Мурманском порту.



От причала этого порта и отчалил наш катамаран, чтобы мы могли посмотреть  Кольский залив, так сказать, «изнутри».



Погода всячески благоприятствовала нашему путешествию по водной глади Кольского залива.



В пути мы повстречали немало интересных кораблей, как по названию, так и по сути. Танкер «Полар Рок», который пыталась арестовать «англичанка».



Бывший паром «Санкт-Петербург -Хельсинки», потом - плавучий ковидогоспиталь, а нынче - гостиница.



Крейсер-авианосец «Адмирал Советского Союза Кузнецов» тоже здесь. Давно стоит.



Памятник: Ростовский, точнее - Таганрогский гидросамолет Бе-6ПЛО, судя по строительным лесам, находится на ремонте. Таких «железных водоплавающих птиц» в мире осталось всего четыре. Один экземпляр  находится в Украине, в Киеве, два других - в Китае,  в музее авиации в Пекине и в  Морском музее в Циндао. И четвертый самолет стоит в Мурманской области,  в  поселке Сафоново с 1968 года. Разглядеть его, к сожалению, не получилось.



Над заливом возвышается установленный на  одной из сопок  памятник Защитникам Советского Заполярья - 35-метровый мурманский «Алеша».



Мурманск - город героический.



Через него в войну шли Ленд-лизовские поставки. Ценой неимоверных усилий и больших жертв советские люди не пустили к Мурманску немецко-фашистских агрессоров.



В результате бомбардировок вражеской авиации город во время войны был почти полностью уничтожен. В нем практически не осталось довоенных строений, почти все дома сейчас -  послевоенные.



И в мирное время  здесь совершались подвиги. Этот памятник в виде маяка - мемориал всем морякам, погибшим в военное и мирное время. Их имена занесены в скорбные списки, хранящиеся внутри.



Подлинная часть ходовой рубки с АПЛ «Курск» - тоже часть мемориального комплекса.



Посетив памятник «Ждущей» колонна двинулась в сторону Колы.



Продолжение следует.

театр, Кольский полуостров, 4х4, СССР, авто, архитектура, флот, война, Мурманская область, Кола, Мурманск, кулинария, камни, море, маяк, шведы, памятники, авиация, журнализм

Previous post Next post
Up