Кольский край. Общие впечатления (Норманская практика). Часть 2.

Sep 18, 2021 13:39





В  окрестностях  Колы был организован первый экспедиционный ночлег «на природе» полуострова. Неподалеку, правда, находилась База отдыха со всеми  необходимыми благами цивилизации, которыми могли воспользоваться желающие.





На следующий день колонна двинулась на северо-запад, поближе к  оленям, чтобы ознакомиться с жизнью коренного народа полуострова -  саамов, или как их еще называют, «лопарей», в их естественной среде.  Одна из саамок пригласила нас в свое жилище.



Где обогрела, напоила и рассказала множество интереснейших фактов из жизни своей и своих предков.



Но нам надо продвигаться к цели экспедиции, и поблагодарив радушную  хозяйку, отправляемся в долину горной речки Титовки. Скалы и ущелья  Титовки делают ее пейзажи невероятно похожими на Кавказские. Такие же  нагромождения камней,пороги и водопады!





Как выяснилось, человек тоже приложил руки к созданию порогов. Эти  живописные руины на Титовке - остатки сооруженной в годы войны немецкой  гидроэлектростанции!



Действовало в этих местах еще одно интересное инженерное сооружение -  немецкая военная «Мурманская» подвесная канатная дорога, сооруженная в  1941-1942 г.г. по приказу  командующего 6-й горнострелковой дивизии  генерала-майора Фердинанда Шернера для снабжения своих войск. Дорога  строилась с применением труда советских военнопленных. Возможно, эта  станция имела какое-то отношение к дороге. Военное прошлое начинает  давать о себе знать все чаще и чаще. Стало попадаться значительно больше  военных памятников и мемориалов. Самый значительный из них в «Долине  славы», которая до реконструкции была известна как «Долина смерти» .



В горах и лесах здесь можно набрести на ДОТы,  ДЗОТы, ходы сообщения и другие остатки фортификационных сооружений.



А в долине реки Лица можно «напороться» и на такое.



Кстати, мы в погранзоне, и здесь дает о себе знать не только военное  прошлое, но и настоящее. Идут учения и встречаем по дороге на полуостров  Средний колонну военных коллег-внедорожников.



Природа становится более тундровой. И на камнях растет ягель - олений  мох, который саамы использовали с незапамятных времен для изготовления  памперсов.  Хоть памперсы придумали не китайцы!



Кольские колокольчики!



А местами до сих пор «растет» колючка!



Вечереет. Становимся на ночлег - у озера.



Утреннее пробуждение.



Успеваем собрать немного любимой ягоды А.С.Пушкина - морошки.



И - вперед! Кстати, черный дымок над желтой «Нивой» военного происхождения. Там идут учения.



«Муста-Тунтури» - фьельд, на котором развернулись с 1941 по 1944,  пожалуй,  самые драматические события войны на Кольском полуострове. Это  место- единственный участок западной государственной границы СССР, который в годы войны ни разу не прорвал враг!



Хранитель здешних мест и смотритель музея- Юрий Александрович Кобяков.



Благодаря его  усилиями ( и я бы даже сказал, благодаря его подвигу) разысканы из забвения и достойно преданы земле тысячи погибших краснармейцев и  краснофлотцев.



Кажется,  что бой шел только вчера, и обстановка здесь не тронута с войны.



По большому счету - так и есть!И это, наверное, самый лучший и  наглядный  памятник подвигу наших воинов. Посмотрите, открытая, ровная  местность внизу, где находились наши бойцы и откуда шли в атаку.  Добавьте сюда постоянные ветры, снег и мороз зимой. А длинный световой день, который не позволяет укрыться в темноте! В голове не укладывается!  А на верхнем уступе хребта - немецкая огневая точка.



И с другой стороны хребта - пробитые в скалах ходы сообщения и целые  каменные города немецко- австрийских горных егерей, в которых они  существовали в относительно комфортных условиях, о чем  свидетельствуют  находки, выставленные в музее.





Здесь, в окопах Среднего  красноармеец Николай Букин в  1942 году и написал слова знаменитой песни «Прощайте, скалистые горы!»



Продолжив движение в сторону Рыбачьего полуострова, встречаем больше военной техники.



Наверное, влияет приближенность страны НАТО Норвегии! Телефон давно перестал  показывать отечественного оператора связи и высвечивает что-то  варяжско-вражеское норвежское! Но вот показались  образцы боевой техники не современной, а  устаревшего образца. Брошенная позиция береговой артиллерии! Корабельное  орудие 1946 года. А внутри позиции еще много целого!



И целы еще  скалы «Два брата».



Однако погода стала портиться! А нам еще ехать и ехать! Лучше  поискать место для ночевки, и лучше - чтобы были деревья.И такое место  находится под дождем, начинающим становиться проливным, на границе  Среднего и Рыбачьего! Очень похоже, что здесь стояли когда-то давно  военные.



Утром погода не улучшается! Но мы упрямо стартуем по направлению к северу.



Вот и допотопные финские ДОМТики береговой линии показались!



Вот мы и на мысе Немецком!



«Картина маслом»: Баренцево море волнуется!



Край Земли Русской! Самая северная точка Европейской части России! Мы - на краю!



Можно пойти омыть сапоги в водах Северного Ледовитого океана!



Собственно, я так и сделал! А где-то там - Норвегия, которую, говорят даже  видно отсюда в хорошую погоду.



Не знаю, не видел Норвегии, потому что хорошей погоды на Немецком мысе тоже не увидел. Но все-равно - хорошо!



Продолжение следует.

Кольский полуостров, 4х4, авто, война, Баренцево море, полуостров Средний, саамы, Мурманская область, Норвегия, камни, музей, фортификация, Финляндия, Северный Ледовитый океан, горы, полуостров Рыбачий

Previous post Next post
Up