Продолжим тему игр, которую я начала с
"первых" игр, и продолжила
математическими.
Еще среди настольных игр сейчас часты игры на одного игрока. Идея сродни раскладыванию пасьянса -- и занимательно, и партнеров не надо. Только "пасьянсы" современные разноцветны, разнообразны и всегда гарантируют, что решение есть.
Основная идея одиночных игр -- это набор карточек с заданиями, по которым ребенок (или взрослый) пытается составить решение.
Задания могут быть для совсем-совсем маленьких. Например, вот такие вот можно давать даже полуторагодовалому:
Melissa & Doug Magnetic Pattern Block Kit. Там сналала ребенок выкладывает фигуры прямо поверх рисунка, сопоставляя по цвету и форме. Задания можно постепенно усложнять -- чтоб ребенок собирал сам на белом листе, а не прямо поверх нарисованной картинки. Да детям и просто нравится выкладывать рисунки из кусочков, как в мозаике.
Годам к четырем, мы со своими переходили к трехмерному варианту таких паззлов:
Castle Logix.
Там тоже задания разного уровня, начиная с самых легких, где еще и прорисованы пунктиром нужные части, до самых сложных, где ребенок должен сам сообразить, что куда идет. Интересно, что важен и порядок составления частей. И просто замки всем нравится строить.
Жаль, что сложность там даже в конце не слишком сложная, и задачи заканчиваются. Впрочем, у нас был свой вариант: дети должны были нарисовать задачку для родителей. Заодно и чертежи учились рисовать.
А потом уже можно и классические
Танграм -- Tangoes
Немного другой тип задач -- это известные всем
Rush Hour Jr.
Там надо двигать машинки, чтоб "выпустить" грузовик с мороженым. Карточки тоже от довольно легких, до довольно сложных. Идея в том, чтоб продумать серию ходов, иногда повторяя некоторые под-серии. Этакие "мои первые алгоритмы". Самой первой задачей можно считать расставление машинок по рисунку, как по чертежу. Для детей тоже изначально не самое легкое задание, зато помогает с картографией.
Есть и не "Jr" вариант:
ThinkFun Rush Hour.
Тут выпускать надо уже пожарную машину.
Правда я особой разницы между этими вариантами не замечаю. Даже по уровням карточек -- легкие похожи на легкие, сложные -- на сложные. У нас есть обе версии; как-то из одной потерялись некоторые машинки, и дети по собственному решению просто сложили оба набора в один, и так и пользуются, выбирая машинки правильного размера для карточки.
Для тех, кому эта игра очень нравится, скажу, что для нее много дополнительных наборов карточек продается:
ThinkFun Rush Hour 2 и т.д.
А есть еще
Railroad Rush Hour -- с паровозиками и
версия с животными. Хотя мне легче обьяснять детям, что это паровозы и машинки вбок не едут. В версии с поездами есть еще и специальная платформа, которая немного разнообразит задания.
От производителей Rush Hour, есть и другие одиночные игры, с немного другим типом заданий. Например,
ThinkFun Hoppers, где надо убрать лягушечек с поля. Лягушечки милые (но немного маловатые), детям нравится. А то, как они "ходят" напоминает одновременно и шашки и шахматы, так что можно считать в чем-то и тренировкой для этих игр.
По уровню я б сказала, что лягушки сложнее, чем rush hour.
И еще немного более сложные задачи:
ThinkFun River Crossing. Тут надо с помощью бревен переводить человека через реку. Игра осложняется для детей тем, что фигуры и бревна маленькие (а когда там еще и кот добавляется, то и вовсе). Ну и думать надо за несколько ходов заранее, а не подвинув уже что-то. Я б расчитывала на немного более старший возраст, чем Rush Hour.
Что мне нравится в играх от компании
Think Fun -- так это еще и продуманность упаковки: удобные пластиковые коробки, куда складывать мелкие фигуры и карточки, и/или мешочек, в который все вместе сложить, с названием игры -- чтоб не надо было хранить разламывающуюся бумажную коробку.
Немного другой тип игр -- это то, что можно отнести к разделу "типа судоку" -- то есть там, где есть условия, и надо найти подходящее решение.
В игре
Logic Links на карточке написаны условия задачи: такой-то цвет стоит рядом с таким-то, но слева от такого-то и т.д. И по этим условиям надо составить решения. Очень хорошо готовит к похожему типу задач, часто появляющихся на олимпиадах.
Именно с Logic Links, правда, у нас в семье вышел немного конфуз: с одной стороны задания слишком сложные, чтоб младшая могла читать себе сама (то есть нужно присутствие взрослого, который читал и перечитывал бы, потому что там в заданиях суть). С другой -- слишком легко для старшего, даже самые сложные карточки. В результате они решали вдвоем: старший читал, младшая решала.
А я докупила набор более сложных задач:
MindWare Logic Links: Level D (там есть и промежуточные уровни).
Похожий вариант, уже больше даже напоминающий судоку:
Zoologic.
Еще для более сложного уровня таких задач, многие рекомендуют
Chocolate Fix. Надо будет и нам попробовать, особенно потому что задачи с шоколадками у нас всегда идут лучше, чем с другими вещами!
По рекомендации
meshko, добавляю
Troy Extra Muros. Мало деталей, много задач разных уровней. Еще и на геометрическое мышление.