Майерлинг: три дня самоубийства

Mar 28, 2013 00:11

"Майерлинг" премьера в МАМТе

Нынче, когда в Москве понятие "балет" регулярно стало подменять собой слова "скандал", "серость" и "халтура", я все чаще стала впадать в глубокую зрительскую депрессию.
После недавнего похода на конкурс юных балетных талантов я всерьез начала думать о поиске новой любви.

Идея постановки Майерлинга в Стасике вызывала у меня противоречивые эмоции.
Страсти к этому спектаклю я мягко говоря не питала. Я не фанатка утяжеления балетных спектаклей излишними бытовыми подробностями, не люблю, когда антураж забивает действо.
Кроме того, я испытываю определенную неловкость перед покойными историческими личностями, которые были обречены на публичность при жизни, а после смерти их имена использовал всуе сэр Кеннет Макмиллан.

Запись я смотрела довольно давно, с перерывами, скрипя зубами от тоски.
Перед премьерой в Стасике сознательно пересматривать английские варианты не стала. Несмотря на мой скептицизм в отношение макмиллановского опуса, мне хотелось получить удовольствие от живого спектакля, а не заниматься ловлей блох.
Хотелось использовать свой шанс ощутить Майерлинг.

Для полной адаптации в пространстве Майерлинга мне понадобились все три дня премьерного блока.
Это был жесткий зрительский эксперимент над собой, трехдневная лихорадка, сначала совершенно меня изнурившая, но в конце концов вызвавшая фантастический прилив любви к балету и к жизни вообще.

День первый.
22 марта 2013

В возможности Сергея Полунина превратиться на сцене в кронпринца Рудольфа я ни мгновение не сомневалась.
Беспокоилась только о его перфекционистских заморочках и сменах настроения. Боялась, а вдруг и впрямь передумает танцевать Майерлинг у нас, в Москве?
Но Сергей предпочел испугать нас на сцене)

Первый спектакль фактически стал бенефисом Полунина.
Остальные артисты только подлаживались под чужеродный им спектакль.
Я как зритель тоже со скрипом переносила выверты английского драмбалета.
Сюжетные странности так и резали глаз, построение спектакля местами выглядело неуклюжим, затянутым, некоторые эпизоды непроизвольно забавляли (вроде акробатического шептания венгерских офицеров с приклеенными усами).
И всякие критические мысли в адрес англичан, терпеть не могущих Григоровича, но балдеющих от старомодностей Макмиллана, так и лезли в голову.
И даже музыка, даром что это Лист, местами действовала на нервы своим тяжеловесным бряцаньем.
В общем, мне было непросто.

К тому же было видно, что триста лет газон у нас не стригся, а аристократов у нас повыводили на корню, потому изображать высшую знать стасиковцам было сложновато. И технически, и актерски они пребывали в процессе притирки со своими персонажами.
Да и обстановка в первый день была неимоверно нервозная: на громкую премьеру пожаловала сама миссис Макмиллан, слетелась куча прессы, нарядную толпу изящно прорезали балетные, в фойе возбужденно жужжали балетоманы...
Утешала мысль о том, что артисты МАМТа, театра с разнообразным репертуаром, не раз уже доказывали, что они умеют втанцовываться в стиль спектакля.

В первый день кроме исполнителя главной роли мне понравились Анастасия Першенкова и Дмитрий Загребин.

Першенкова в роли Лариш не совсем тянула на графиню, но заигравшуюся хищницу изобразила красочно.
Ах, как азартно сверкала глазами в сцене гадания эта циничная наперсточница!
Образ получился объемным: тщеславное желание манипулировать наследником престола любым способом, не важно, соблазнив ли или подложив ему свою протеже, в определенный момент сменяется подлинной женской болью за судьбу великолепного мужчины. Сильно была сыграна прописанная автором идея, что в глубине души Лариш, как и любой женщины, живет спасительница.
Вот только не могу для себя решить, когда ей отказывают в возможности помочь Рудольфу, она приводит к нему Марию как последний шанс на спасение? Или наоборот, она умывает руки и полностью полагается на судьбу?

Мучительно желает спасти своего господина Братфиш. В исполнении Дмитрия Загребина больше всего меня впечатлила даже не его искрометная танцевальная филигрань, хотя зажигал он отлично. Меня поразила полнейшая безнадежная преданность, с которой его кучер смотрел на живого мертвеца кронпринца.
В тот момент мне подумалось, что единственный, кто действительно любит Рудольфа - это Братфиш.
Не поймите превратно), я о любви-служении.
Вроде той, что испытывал Сэм к Фродо, на собственном загривке втаскивая на адскую гору своего обессилевшего друга и господина, пожираемого злом.

Сам же Сергей Полунин решил роль Рудольфа своеобразно собственному возрасту, вкусу и мироощущению.
Его герой - дитя триллеров и городских легенд (мне почему-то припомнилось "Сердце Ангела" и опасная эротика Верхувена).
Питер Пэн 18+ : декаденствующий мальчик, который не желает и не может повзрослеть. Всерьез милующийся со скелетом, ласкающий смертельное оружие, не находящий ничего необходимого для себя в женщинах, несмотря на бурную сексуальную жизнь.
Прекрасный принц с жуткой червоточиной в душе.
Одиночка, завороженно прислушивающийся к злу в собственной душе, то борющийся со своими демонами, то заигрывающий с ними.

С актерской точки зрения - изумительно интересная трактовка. Сергей мастерски сыграл полуманьяка-садомазохиста.
Но его интерпретация в определенной степени противоречит структуре спектакля.
Каждый дуэт в Майерлинге - еще один шаг принца на пути к могиле. А Рудольф Полунина полный одиночка и не нуждается в компании, чтобы отправиться на тот свет. Потому предлагать каждой встречной-поперечной половой партнерше парное самоубийство этому кронпринцу нет резона.

Не знаю, может, в первый день сыграла свою роль не полная готовность стасиковских девушек покорять макмиллановские акробатические вершины, или Сергей их напугал, но дуэты в спектакле прозвучали менее сильно, чем соло Полунина.

Первый танец - вызывающие заигрывания с принцессой Луизой (Ольга Сизых) - прошел для меня незамеченным.

Анастасии Першенковой было не слишком комфортно проволакиваться принцем по полу, но актерски, как я писала выше, она меня убедила.

Дуэт Рудольфа с матерью носил гораздо более отстраненный характер, чем тот же эпизод в следующих двух спектаклях.
Наталья Крапивина в первый день мне не слишком понравилась. Вероятно, сосредоточившись на технических трудностях, она выдала недостаточно будоражащие эмоции при объяснении со своим пугающим и несчастным отпрыском.
В целом же ей сильно не хватало положенного по роли монаршего блеска и властности.
А Макмиллан для усложнения задачи еще зачем-то понаставил в качестве будуарных танцев августейшей мамы взрослого сына легкомысленных попрыгушек и приплясываний ...

В дуэте брачной ночи подвела Анастасия Лименько. С моей точки зрения, рано девушку допустили до партии, требующей актерских талантов. Даром, что у нее внешность бэби-балерины, но внятно сыграть испуганную благопристойную невинную принцессу она не сумела. А зачем-то начала изображать интерес к садистским склонностям новоявленного мужа. Крайне нелогично, по-моему.
Если бы Стефания оказалась любительницей секс-экстрима, кронпринцу бы просто не понадобилась Мария Вечера.
Все женщины Рудольфа в этой истории должны быть совершенно разными.
Все остальное время на сцене Лименько дула губы и капризничала, как маленькая девочка, а это с мой точки зрения полный актерский примитив.

Митци Каспар кронпринцем интересовалась как-то дежурно. По-моему, это просто не роль Оксаны Кардаш. Слишком уж она дисциплинированная, утонченная девушка. Откопать в себе расчетливую шалаву Оксана в обоих спектаклях так и не смогла. Хотя перекувыркивания в руках офицеров перенесла мастерски.

В премьерный день Анна Оль (Мария Вечера) оставила двойственное впечатление.
Видно было, что девушка отважная, что бросается в поддержки себя не щадя, но четко прорисовать героиню у нее не вышло. Вроде и не наивная фанатка-жертва зомбирования, и не провокаторша, не спусковой крючок для Рудольфа. И не верная сподвижница. Какой-то промежуточный вариант, случайная жертва самоубийцы.

Вот так и получилось, что кронринц у Полунина весь спектакль танцевал со своими женщинами, овладевал ими, а по сути общался с собственными внутренними демонами и отдавался им же.
И делал это эффектно и страшно.
Чем сильнее пожирали героя внутренние страсти, тем больше он занимал сценического пространства. А в конце заполнил болью, злом и смертью весь зал.
Его финальный монолог до сих пор стоит у меня перед глазами, как эпизод самого ужасного из фильма ужасов.
Как ночной кошмар.
Показалось, что в его истощенном теле деформированы все кости до единой. А внутренности выедены невидимыми чудовищами.

Собственно, он станцевал момент смерти. Дальше в дуэте двигался уже труп.

Сейчас пишу, вспоминаю, и все в душе холодеет.
И повторять страшно, и не пойти еще раз, не посмотреть невозможно, - от смерти глаз не оторвать.



Не удержалась, утащила отсюда
http://fashionablymale.net/2013/03/26/ballet-dancer-sergei-polunin-for-zoo-mag/
дивное фото:

прекрасные очи долу, как у монастырского послушника, а из прорехи на плече дьявольское отродье таращится.

балет, Анна Оль, Сергей Полунин, театр, МАМТ, танец

Previous post Next post
Up