Стихийность не совсем точное слово тут. Я бы сказал капитализм бесцелен. Он провозгласил единственной целью наращивание капитала. Но, во-первых, деньги - это средство, и прежде всего при капитализме, поэтому интересен исключительно сам процесс наращивания, этакая беготня по кругу. Во-вторых эта беготня по кругу интересна очень малой доли общества - самим капиталистам, остальным 99%, живущих от зарплаты до зарплаты какой в этом интерес?
Для убеждения, что нужна 101 пара джинс - капитализм идеален, а для реализации скажем лунной программы - приходится выходить за рамки капитализма. PS Бесцельность она очень прожорлива.
Про то, что бесцельность прожорлива полностью с вами согласен.
Однако, обратите внимание, что термин Богданова - стихийность - весьма созидателен. Он позволяет увидеть капиталистическую миросистему как неустойчивую, неминуемо идущую в разнос.
я не согласен что капиталистическая система идет в разнос из-за стихийности (несогласованности действий его игроков). Она устойчива как велосипед - устойчиво пока едет. Другое дело что капитализм конечен. Это прямое следствие из деньги -> товар -> деньги'. Где деньги = плата за труд. Откуда деньги', если заплатили за труд (работникам или овеществленный ресурсы, средства производства) деньги? Из не капиталистических источников дохода... которые конечны т.к. капитализм кормится ими. И из инфляции - но это пирамида, которая так же конечна. Поэтому капитализм не вечен. И стихийность тут не причем.
Стихийность - не есть только несогласованность действий игроков. Стихийность пронизывает всю капиталистическую систему. Приведу ещё раз замечательную цитату из Богданова: «...капитализм в своем стремительном движении <...> достиг грандиознейшего развития производительных сил, которое уже не вмещается в его рамках и, проявляя себя в невиданно жестоких кризисах, как нынешняя мировая война [имеется в виду Первая мировая]»
Не только Богданов указывает на возникшие "ножницы" между неуправляемым техническим развитием и стихийностью человека и общества. Обычно это называют "барьером Питерса", если не изменяет память.
Re: собирание опытаandreybersenevMay 14 2015, 21:06:58 UTC
Да, понял вас. Обратите внимание, что Богданов показывает, что всеобщая организационная задача должна собрать разрозненный опыт человечества в единое целое. Что есть источник отчуждения - разделение труда. Богданов показывает, что разделение труда возникает из-за дробления опыта.
Читаю: "Богданов показывает, что именно подавляющий авторитаризм норм буржуазного общества спасает его от полного разрушения социальной ткани: «нормы восполняют, насколько необходимо, этот недостаток организованности [то есть той самой фундаментальной стихийности капитализма], ставят границы антагонизмам и конфликтам, которые иначе постоянно обострялись бы, усиливаясь вплоть до полного разрушения социальной связи»."
Но ведь "авторитаризм норм" свойственен для классического капитализма. И мы видим, что в современном постмодернистском капитализме произошел отказ от авторитаризма норм. Значит если, по Богданову, именно он является стабилизатором свойственной капитализму стихийности, то на повестке дня постоянное обострение антагонизмов и конфликтов и ускоренное "разрушение социальной ткани".
Comments 61
Для убеждения, что нужна 101 пара джинс - капитализм идеален, а для реализации скажем лунной программы - приходится выходить за рамки капитализма.
PS Бесцельность она очень прожорлива.
Reply
Однако, обратите внимание, что термин Богданова - стихийность - весьма созидателен. Он позволяет увидеть капиталистическую миросистему как неустойчивую, неминуемо идущую в разнос.
Reply
Reply
«...капитализм в своем стремительном движении <...> достиг грандиознейшего развития производительных сил, которое уже не вмещается в его рамках и, проявляя себя в невиданно жестоких кризисах, как нынешняя мировая война [имеется в виду Первая мировая]»
Не только Богданов указывает на возникшие "ножницы" между неуправляемым техническим развитием и стихийностью человека и общества. Обычно это называют "барьером Питерса", если не изменяет память.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но ведь "авторитаризм норм" свойственен для классического капитализма. И мы видим, что в современном постмодернистском капитализме произошел отказ от авторитаризма норм. Значит если, по Богданову, именно он является стабилизатором свойственной капитализму стихийности, то на повестке дня постоянное обострение антагонизмов и конфликтов и ускоренное "разрушение социальной ткани".
Reply
Reply
Reply
Leave a comment