Коротко напомню, на чем мы остановились
в прошлый раз. За почти 15 лет с момента подписания контракта, вместо того, чтобы получить 14 вертолетов в 2005-2008 годах, Норвегия получила только шесть вертолетов, только в 2011-2016 годах и только в комплектации начальной оперативной готовности (IOC). Еще восемь вертолетов, уже в версии полной оперативной готовности (FOC), запланированы к поставке, начиная с первого квартала 2017-го и до 2020 года. Тем не менее, реальность даже этих планов по-прежнему вызывает сомнения, да еще с учетом того, что всех IOC потом нужно возвращать на завод для доведения их до уровня FOC.
Многоцелевой вариант палубного вертолета NH-90 - с поисковым гидролокатором и противолодочными торпедами © Foto: Forsvaret
И вот, информация, которая даже читателям этого блога известна еще с ноября прошлого года, в прошлую пятницу наконец-то дошла до норвежских депутатов на слушаниях в парламенте. Но зато это сразу получилось в форме очередного
вертолетного скандала: "Неукомплектованность палубными вертолетами норвежских фрегатов вряд ли удастся устранить до 2020 года. То есть, корабли на протяжении большей части расчетного срока эксплуатации будут лишены одного из основных своих видов вооружений".
Как известно, на кораблях серии "Ф. Нансен" проблем
изначально было выше крыши. По линии технического обслуживания и ремонта, дефицита ЗИП и комплектования экипажей дело постепенно сдвинулось с мертвой точки. Да так, что на последнем учении "Флотекс" в море смогли выгнать сразу четыре корабля этого типа, что стало
предметом личной гордости министра обороны Инне ЭРИКСЕН-СЕРРЕЙДЕ. Но с NH-90 до сих пор всё не просто плохо, а очень плохо.
- Я не вижу света в конце туннеля, - заявил главком ВС Норвегии адмирал Хакон БРЮЮН-ХАНСЕН. - Контракт должен был быть расторгнут еще после прошлого скандала в 2012 году.
- Ситуация очень сложная, - более дипломатично вторит ему госпожа министр. - Но и тогда у этой проблемы не было быстрого решения, - заявила она на слушаниях в парламенте.
По ее словам, существовало несколько причин, по которым договор не был расторгнут предыдущим правительством еще в 2012 году: рост стоимости программы, неясные сроки строительства машин другим производителем, особенно с учетом необходимости его выбора после проведения нового конкурса (не исключено, что услышав про "новый вертолетный тендер" у некоторых присутствующих в зале внезапно
начались сильные боли).
Министр напомнила, что она еще в декабре прошлого года предупреждала по данному вопросу Стортинг: - Всегда возможен компромисс, попытаться выжать все возможное из того, что у вас есть, или прервать контракт и произвести новую закупку. В настоящее время мы продолжаем наблюдать за развитием ситуации, но пока еще не приняли окончательное решение. Оно будет зависеть от того, возникнут ли в дальнейшем новые проблемы у поставщика, допустит ли он задержки или нет.
PS: Не люблю спорить, но готов биться об заклад, что проблемы и задержки будут. И при этом не имею ни малейшего понятия, каким будет окончательное решение оборонного ведомства норгов. С одной стороны,
отказ от "Арчеров" какбэ намекает, что от нынешнего правительства всего можно ждать. Но с другой, слабая психика норвежских военных еще одного вертолетного тендера может и не пережить.
(продолжение следует)