"Долгострой" норвежских военных-2: палубный вертолет NH-90

Nov 22, 2016 21:49




После рассказа о злоключениях норвежского поисково-спасательного вертолета давайте посмотрим, что там у них с вертолетами палубными.

Норвегия закупила шесть вертолетов Westland Lynx Mk86 в 1981 году для вооружения ими трех своих новых тогда фрегатов БОхр типа "Нордкап". Вновь созданная для этого 337-я эскадрилья нв АвБ Бардуфосс достигла оперативной готовности в 1983 году и довольно благополучно эксплуатировала "Линксы" целых 20 лет. Только в 1988-м один вертолет получил серьезные повреждения при жесткой посадке, но его успешно восстановили специалисты Westland.




А потом пришли другие времена. Вместе с планами постройки пяти новых фрегатов типа "Ф. Нансен" решили и кардинально обновить парк палубных вертолетов, для чего, как поначалу казалось, лучше всего подходил проект NH Industries NH-90. В 2001 году с итальянским отделением компании Augusta Westland заключен контракт на поставку 14 вертолетов NH-90 на сумму примерно 7 млрд. крон (около 780 млн. долл. по курсу 2001). В соответствии с первоначальными планами все "Линксы" должны были поэтапно замененять на NH-90, начиная с 2005 года. К 2008 году планировалось иметь в составе ВВС восемь палубных вертолетов для БОхр в поисково-спасательной модификации и шесть многоцелевых - для ВМС. Как вы наверное догадались, тут-то и началось все самое интересное.

В 2010 году первый "Линкс" достиг предельного срока службы, был выведен из эксплуатации и списан. С 2006 по 2011 год вошли в боевой состав флота все пять ФР УРО типа "Нансен", и только в декабре 2011 года в Норвегии появился первый и единственный винтокрыл нового типа. Причем он был в неполной комплектации, предназначался для оценки его возможностей и переучивания пилотов-инструкторов на новую технику.



Посадка первого норвежского NH-90 на ФР БОхр "Сенья" (Норвежское море, 2012) © Foto: Vetle Hallas

В 2012-м сложившаяся ситуация стала предметом обсуждения в парламенте, и депутаты наконец-то узнали, что первая машина может быть передана в эксплуатацию строевым пилотам не ранее 2014 года, а подрядчик не готов сообщить точные сроки поставок остальных машин и гарантировать их соблюдение.

Понятное дело, надо было срочно искать средства на продление срока эксплуатации остальных "Линксов", но и терпеть издевательство подрядчика желания не было. В качестве эффективного шантажа правительство Норвегии поставило итальянцев в известность, что изучает вопрос о расторжении действующего контракта и срочном объявлении тендера для заключения нового. Наиболее вероятным победителем конкурса сразу назвали американскую компани Sikorsky Aircraft с палубным вертолетом SH-60 "Си Хок". Машины этого типа строятся крупными сериями с 1990-х годов, хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, неоднократно модернизировались, в результате чего сохраняют высокие боевые возможности и летные характеристики. Услышав об этом в США сразу обрадованно заявили, что в случае принятия положительного решения готовы поставить первую машину уже в следующем году.



Вертолет NH90 номер 049 на авиабазе Бардуфосс во время учения "Колд риспонс-2014" © Foto: Torbjørn Kjosvold / Forsvaret

Итальянцы крякнули, напряглись и к концу 2014 года выдавили таки из себя два вертолета. Еще шесть обещали передать в 2015-м, но смогли только два - четвертый и пятый.

И наконец, в феврале 2016-го с завода Finmeccanicas Tessera в Венеции перелетел в Бардуфосс на севере Норвегии уже шестой и пока последний NH-90.



Посадка шестого NH-90 ВВС Норвегии на АвБ Бардуфосс, 9 апреля 2016 г. © Foto: Jenny Gudmundsen / Forsvaret

image Click to view



Маленький, но важный нюанс: все машины поставлены во временной версии так называемого начального оперативного потенциала (IOC - Initial Operational Capability), поэтому их необходимо возвращать на завод для доработок.

Второй нюанс: большая часть вертолетов - в поисково-спасательном варианте для БОхр, то есть, без поискового гидролокатора.



Многоцелевой вариант NH-90 - с поисковым гидролокатором и противолодочными торпедами © Foto: Forsvaret

Хотя это все-таки лучше, чем ничего, но с учетом того, что до следующего года новых поставок не ожидается, картина вырисовывается удручающая. Прошло больше 14 лет с момента подписания контракта. Вместо того, чтобы получить 14 вертолетов в 2005-2008 годах, Норвегия получила только шесть вертолетов и только в 2011-2016.

Еще восемь вертолетов, уже в версии полной оперативной готовности (FOC), запланированы к поставке, начиная с первого квартала 2017-го и до 2020 года. Тем не менее, реальность даже этих планов по-прежнему вызывает сомнения, при том, что срок эксплуатации состоящих в настоящее время на вооружении палубных вертолетов "Линкс" истек в конце 2014 года, продление его не планировалось и профинансировано не было.



© Foto: Øystein Stavdal Paulsen



© Foto: Øystein Stavdal Paulsen







А ведь остаются еще и обязательные "детские болезни", присущие любой новой машине. Производитель заявил, что уже успешно устранил причины многочисленных случаев коррозии на NH-90 (FOC), выявленных в ходе эксплуатации ВМС Франции и Нидерландов в 2014 году. Между тем подобные случаи уже есть и на норвежских машинах, а ведь они еще даже толком не летали с палуб кораблей в реальных условиях агрессивной внешней среды.

Как бы то ни было, обратной дороги нет и этот кактус придется грызть до конца. А строевые пилоты тихо грустят по своим нежно любимым, но канувшим в Лету "Линксам". По их собственным словам: "Летать после них на NH-90 - все равно, что пересесть с "Феррари" на мини-вэн". Уникальная была машина по тяговооруженности, маневренности и легкости управления. В качестве иллюстрации, если кто еще не видел, предлагаю оценить эффектную посадку "Линкса" на палубу датского корвета:

http://youtube.com/watch?v=2lAg-F0TosI

image Click to view



(продолжение следует)


Lu​ftforsvaret, 337 skvadron, norway, sjøforsvaret, Норвегия, lynx, forsvaret, nh90

Previous post Next post
Up