Дополненная реальность для боевых машин СВ Норвегии (часть 1)

Jul 18, 2016 23:47



На сайте janes.com лежит анонс статьи Хью Гриффита (Hugh Griffith) "Норвегия рассматривает дополненную реальность для повышения ситуационной осведомленности" (Norway examines augmented reality for enhanced SA).

Основные положения:
- Очки ДР были успешно использованы экипажем бронированной машины, обеспечивая им при вождении обзор на 360°;
- В изображение очков ДР была интегрирована информация от АСУБ.

Норвежская армия изучает возможности по использованию технологии дополненной реальности (ДР) для улучшения ситуационной осведомленности (СО) и повышения эффективности систем управления и связи (C2IS) боевых бронированных машин.

"Мы используем наши боевые машины так же, как делали это последние 60 лет. Действительно, изменений пока очень мало", - сказал майор Оле Петтер ОДДЕН из учебного центра сухопутных войск НИЛ "Нобл", выступая на проходившей в Лондоне конференции "Ситуационная осведомленность перпективных бронемашин-2016" (Future Armoured Vehicles Situation Awareness 2016).

Примечание: Оставим на совести автора незнание организации радиоэлектронных войск Норвегии - на самом деле, там сам черт ногу сломит, и без пол-литры никак не разобраться. Но, как вы должны были догадаться, об этом в другой раз.
Майор ОДДЕН представил подробную информацию об эксперименте "Норвизион" (NORVISION - Norwegian vehicle information system integration), начавшемся в 2013 году и завершившемся после серии полевых испытаний в мае 2014 года.

Ссылаясь на проект сценария NGVA (NATO Generic Vehicle Architecture - архитектура наземной техники НАТО), майор Одден заявил: "Западные страны теряют свои технологические преимущества... Нам нужны инновационные, умные и изобретательные люди, которые могут подойти наилучшим образом к использованию существующих технологий". Затем он добавил: "...нашим методом достижения преимуществ станет качество нашего человеческого материала, а не получение превосходства в технологиях".

Всеобъемлющей доктриной, регулирующей развитие В и ВТ во многих странах НАТО, в настоящее время считается развитие поддержки возможностей СЦВ, что даст нам превосходную общую ситуационную осведомленность (СО), обеспечив тем самым преимущество в будущих конфликтах. В норвежских боевых машинах это решается за счет интеграции автоматизированной системы управления боем (АСУБ) в архитектуру платформы.

АСУБ успешно обеспечивают экипажу поток информации от бортовых датчиков, других носителей, внешних каналов и удаленных источников. Вся полученная информация - такая как слежение за дружественными силами, сообщения различного формата, изображения с наружных камер, сигналы систем оповещения - как правило, все это отображаются на экране дисплея. Значительный объем таких данных и то, каким образом они представляются пользователю, могут привести к когнитивному перенасыщению и перегрузке оператора.

Хотите узнать больше? Чтобы прочитать всю статью (1215 слов), войдите на сайт по платной подписке…



CV90 стала одним из типов бронемашин, которые привлекались к испытаниям (с) SAAB

Подозреваю, что у большинства читателей нет подписки на "Джейнс", впрочем, как и у меня. Но также рискну предположить, что смогу вам рассказать ничуть не меньше, чем в 1215 словах статьи Хью Гриффита.

Упоминая о НИИ "Ффи" в прошлом цикле статей, мы оставили их почти сразу после сравнительных испытаний в 2006 году своей "новой" АСУБ NORTaC BMS и ее аналога "Финдерс". Среди прочего тогда в "Ффи" узнали, что французы обладают важным преимуществом за счет наружных камер с отдельными экранами. Собственно, никто и не спорил, что дополнительный обзор, это очень хорошо. Решение лежало на поверхности, и в "Ффи" сами уже давно поглядывали в этом направлении. Но куча дисплеев не менее, чем для двух членов экипажа (как минимум - командир и механик-водитель) в условиях стесненного внутреннего пространства боевой машины - довольно дорогое удовольствие. Во всех смыслах дорогое. Может, вывести видеоизображение на основной монитор АСУБ? Но там и без того тесно. А что, если наоборот - перенести информацию из АСУБ в видеоизображение с наружных камер? Так сказать, дополнить его, получив дополненную реальность (Augmented Reality - AR). Смело. Даже чересчур. Никто ведь ничего подобного еще не делал в текущей реальности. Зато в виртуальной примеров того, насколько это удобно уже хватало с избытком - в компьютерных видеоиграх.

Дополненная реальность для изображений виртуальной реальности? Мозголомно и крышесносяще. И тем не менее.



Компьютерные игры Frontlines: Fuel of War от Kaos Studios (слева) и Heavy Rain от Quantic Dream (справа)

Дополненная реальность - это те самые значки положения и состояния над фигурками игровых персонажей. Или ниже еще один пример. Он хоть и относится к более поздним временам, но гораздо больше подходит к нашей теме в содержательном плане. Узнаете?



В общем, хотя и страшно было, но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. И попробовать реализовать такое на практике стоило только потому, что в случае успеха бонус получался преизрядный.

Как мы уже знаем, использование АСУБ на боевых бронированных машинах (ББМ) обеспечивает экипажу сопровождение своих войск (сил) - функция BFT, позволяет обозначить на карте местоположение обнаруженного противника и в дальнейшем отслеживать его передвижение - функция RFT. Однако у оператора нет возможности видеть всю эту информацию непосредственно в прицеле или перископе ББМ. Поэтому необходимо постоянно перемещать взгляд между экраном АСУБ и приборами наблюдения. Как минимум, такое отвлечение внимания приводит к увеличению работного времени, к повышению вероятности ошибок и потери важной информации. А в целом при этом существенно возрастает риск срыва выполнения поставленной задачи. Совмещение информации от АСУБ и изображения реальной обстановки позволило бы в значительной мере компенсировать указанный недостаток.

Хотя прежде, чем рассказывать, как оно все там складывалось, давайте сначала окончательно определимся, что же это за зверь такой - оптикоэлектронные системы (ОЭС) с технологией ДР.

В таких системах специальное программное обеспечение (ПО) в режиме реального времени должно создавать изображения различных виртуальных объектов (главным образом, в виде компьютерной графики), а затем производить их наложение и слияние на экране индикаторов с реальной обстановкой. В "Ффи" справедливо полагали, что использование таких систем позволит существенно повысить ситуационную осведомленность экипажа об обстановке на поле боя, сократит время реакции на угрозы и, в целом, увеличит боевую эффективность систем В и ВТ при решении различных задач.

Никого не удивит, если я скажу, что военные просекли эту фишку уже в 70-х годах прошлого века, когда и термина-то такого придумано не было - дополненная реальность. Именно в силу новизны понятия мало кто догадывается, что первыми образцами систем ДР были прекрасно зарекомендовавшие себя еще во Вьетнаме индикаторы на фоне лобового стекла боевых самолетов Head-Up Display (HUD).



Кокпит истребителя F-4S "Фантом" (начало 1980-х годов)

Понятное дело, совершенно новые горизонты для развития систем ДР открылись в конце 1990-х - начале 2000-х годов, начиная с изобретения самого термина. А удешевление, миниатюризация и внедрение во все сферы повседневной деятельности современных информационно-компьютерных технологий (ИКТ) привели в тому, что именно гражданские программные приложения технологии ДР получили наибольшее распространение в последние годы, включая следующие:

- медицинская диагностика и обучение;
- визуализация данных об экологическом состоянии (радиационный фон, радиочастотное загрязнение и др.);
- проектирование, строительство (монтаж), ремонт и техническое обслуживание различных инженерных объектов;
- навигация летательных аппаратов и автомобилей;
- сфера развлечений.



Использование современных программных приложений технологии ДР в гражданской сфере

Наисвежайший пример по последнему пункту - прямо вот в этот самый момент все более стремительно набирающая во всем мире популярность игра Pokemon Gо (Поймай покемона). Мобильный телефон с системой позиционирования позволяет найти и поймать компьютерного персонажа, которого можно увидеть только в дополненной реальности на реальном изображении с встроенной в смартфон видеокамеры:



Примечание: Потенциально технологии ДР не ограничиваются использованием только зрительного восприятия. Существует возможность также задействовать органы слуха, осязания и обоняния оператора. Однако в настоящее время такие системы не получили сколько-нибудь значимого распространения, и пока развиваются только оптические системы ДР.
В силу самой своей природы, военные на этом направлении сразу отстали, даже несмотря на изрядную фору, полученную ими еще перед общим стартом. Довольно долго в области совершенствования технологий ДР они не могли похвастаться ничем, кроме дальнейшего инновационного развития индикаторов на фоне лобового стекла и нашлемных индикаторов аналогичного назначения.



И даже после команды "Фас!" на готовые передовые коммерческие технологии "Котс" (COTS - Commercial Off The Shelf) каких-то особых прорывов заметно не было. Из того, что известно, было разработано мобильное приложение для оповещения о минной угрозе на основе имеющейся информации об обнаруженных взрывных устройствах и потенциально-опасных местах их установки. Такая система применялась в Афганистане. По сути - тот же Pokemon Go, только с миной или СВУ вместо мультперсонажа.



Кто-то, где-то и как-то пытался экспериментировать и с АСУБ. Однако разработка полноценных систем ДР для отображения тактической боевой информаций и внедрение их в принятые на вооружение системы В и ВТ представляет собой сложнейшую инженерно-конструкторскую задачу, которая практически не решена до настоящего времени ни в одной стране мира даже на уровне ОЭС боевых машин, не говоря уже о портативных устройствах.

А теперь давайте остановимся поподробнее на норвежских исследованиях и достигнутых ими успехах.

( продолжение следует)


nettverks-basert forsvar (nbf), virtual reality, norway, forsvarets forskningsinstitutt (ffi), сетецентрическая война, c2is, c4isr, augmented reality, thales, Норвегия, situation awareness, network centric warfare, norsk battlelab eksperimentering (noble), battlefield management system (bms), forsvaret

Previous post Next post
Up