На сайте janes.com лежит анонс статьи Хью Гриффита (Hugh Griffith)
"Норвегия рассматривает дополненную реальность для повышения ситуационной осведомленности" (Norway examines augmented reality for enhanced SA).
Основные положения:
- Очки ДР были успешно использованы экипажем бронированной машины, обеспечивая им при вождении обзор на 360°;
- В изображение очков ДР была интегрирована информация от АСУБ.
Норвежская армия изучает возможности по использованию технологии дополненной реальности (ДР) для улучшения ситуационной осведомленности (СО) и повышения эффективности систем управления и связи (C2IS) боевых бронированных машин.
"Мы используем наши боевые машины так же, как делали это последние 60 лет. Действительно, изменений пока очень мало", - сказал майор Оле Петтер ОДДЕН из учебного центра сухопутных войск НИЛ "Нобл", выступая на проходившей в Лондоне конференции "Ситуационная осведомленность перпективных бронемашин-2016" (Future Armoured Vehicles Situation Awareness 2016).
Примечание: Оставим на совести автора незнание организации радиоэлектронных войск Норвегии - на самом деле, там сам черт ногу сломит, и без пол-литры никак не разобраться. Но, как вы должны были догадаться,
об этом в другой раз.
Майор ОДДЕН представил подробную информацию об эксперименте "Норвизион" (NORVISION - Norwegian vehicle information system integration), начавшемся в 2013 году и завершившемся после серии полевых испытаний в мае 2014 года.
Ссылаясь на проект сценария NGVA (NATO Generic Vehicle Architecture - архитектура наземной техники НАТО), майор Одден заявил: "Западные страны теряют свои технологические преимущества... Нам нужны инновационные, умные и изобретательные люди, которые могут подойти наилучшим образом к использованию существующих технологий". Затем он добавил: "...нашим методом достижения преимуществ станет качество нашего человеческого материала, а не получение превосходства в технологиях".
Всеобъемлющей доктриной, регулирующей развитие В и ВТ во многих странах НАТО, в настоящее время считается развитие поддержки возможностей СЦВ, что даст нам превосходную общую ситуационную осведомленность (СО), обеспечив тем самым преимущество в будущих конфликтах. В норвежских боевых машинах это решается за счет интеграции автоматизированной системы управления боем (АСУБ) в архитектуру платформы.
АСУБ успешно обеспечивают экипажу поток информации от бортовых датчиков, других носителей, внешних каналов и удаленных источников. Вся полученная информация - такая как слежение за дружественными силами, сообщения различного формата, изображения с наружных камер, сигналы систем оповещения - как правило, все это отображаются на экране дисплея. Значительный объем таких данных и то, каким образом они представляются пользователю, могут привести к когнитивному перенасыщению и перегрузке оператора.
Хотите узнать больше? Чтобы прочитать всю статью (1215 слов), войдите на сайт по платной подписке…
CV90 стала одним из типов бронемашин, которые привлекались к испытаниям (с) SAAB
Подозреваю, что у большинства читателей нет подписки на "Джейнс", впрочем, как и у меня. Но также рискну предположить, что смогу вам рассказать ничуть не меньше, чем в 1215 словах статьи Хью Гриффита.
Упоминая о НИИ "Ффи"
в прошлом цикле статей, мы оставили их почти сразу после сравнительных испытаний в 2006 году своей "новой" АСУБ NORTaC BMS и ее аналога "Финдерс". Среди прочего тогда в "Ффи" узнали, что французы обладают важным преимуществом за счет наружных камер с отдельными экранами. Собственно, никто и не спорил, что дополнительный обзор, это очень хорошо. Решение лежало на поверхности, и в "Ффи" сами уже давно поглядывали в этом направлении. Но куча дисплеев не менее, чем для двух членов экипажа (как минимум - командир и механик-водитель) в условиях стесненного внутреннего пространства боевой машины - довольно дорогое удовольствие. Во всех смыслах дорогое. Может, вывести видеоизображение на основной монитор АСУБ? Но там и без того тесно. А что, если наоборот - перенести информацию из АСУБ в видеоизображение с наружных камер? Так сказать, дополнить его, получив дополненную реальность (Augmented Reality - AR). Смело. Даже чересчур. Никто ведь ничего подобного еще не делал в текущей реальности. Зато в виртуальной примеров того, насколько это удобно уже хватало с избытком - в компьютерных видеоиграх.
Дополненная реальность для изображений виртуальной реальности? Мозголомно и крышесносяще. И тем не менее.
Компьютерные игры Frontlines: Fuel of War от Kaos Studios (слева) и Heavy Rain от Quantic Dream (справа)
Дополненная реальность - это те самые значки положения и состояния над фигурками игровых персонажей. Или ниже еще один пример. Он хоть и относится к более поздним временам, но гораздо больше подходит к нашей теме в содержательном плане. Узнаете?
В общем, хотя и страшно было, но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. И попробовать реализовать такое на практике стоило только потому, что в случае успеха бонус получался преизрядный.
Как мы уже знаем, использование АСУБ на боевых бронированных машинах (ББМ) обеспечивает экипажу сопровождение своих войск (сил) - функция BFT, позволяет обозначить на карте местоположение обнаруженного противника и в дальнейшем отслеживать его передвижение - функция RFT. Однако у оператора нет возможности видеть всю эту информацию непосредственно в прицеле или перископе ББМ. Поэтому необходимо постоянно перемещать взгляд между экраном АСУБ и приборами наблюдения. Как минимум, такое отвлечение внимания приводит к увеличению работного времени, к повышению вероятности ошибок и потери важной информации. А в целом при этом существенно возрастает риск срыва выполнения поставленной задачи. Совмещение информации от АСУБ и изображения реальной обстановки позволило бы в значительной мере компенсировать указанный недостаток.
Хотя прежде, чем рассказывать, как оно все там складывалось, давайте сначала окончательно определимся, что же это за зверь такой - оптикоэлектронные системы (ОЭС) с технологией ДР.
В таких системах специальное программное обеспечение (ПО) в режиме реального времени должно создавать изображения различных виртуальных объектов (главным образом, в виде компьютерной графики), а затем производить их наложение и слияние на экране индикаторов с реальной обстановкой. В "Ффи" справедливо полагали, что использование таких систем позволит существенно повысить ситуационную осведомленность экипажа об обстановке на поле боя, сократит время реакции на угрозы и, в целом, увеличит боевую эффективность систем В и ВТ при решении различных задач.
Никого не удивит, если я скажу, что военные просекли эту фишку уже в 70-х годах прошлого века, когда и термина-то такого придумано не было - дополненная реальность. Именно в силу новизны понятия мало кто догадывается, что первыми образцами систем ДР были прекрасно зарекомендовавшие себя еще во Вьетнаме индикаторы на фоне лобового стекла боевых самолетов
Head-Up Display (HUD).
Кокпит истребителя F-4S "Фантом" (начало 1980-х годов)
Понятное дело, совершенно новые горизонты для развития систем ДР открылись в конце 1990-х - начале 2000-х годов, начиная с изобретения самого термина. А удешевление, миниатюризация и внедрение во все сферы повседневной деятельности современных информационно-компьютерных технологий (ИКТ) привели в тому, что именно гражданские программные приложения технологии ДР получили наибольшее распространение в последние годы, включая следующие:
- медицинская диагностика и обучение;
- визуализация данных об экологическом состоянии (радиационный фон, радиочастотное загрязнение и др.);
- проектирование, строительство (монтаж), ремонт и техническое обслуживание различных инженерных объектов;
- навигация летательных аппаратов и автомобилей;
- сфера развлечений.
Использование современных программных приложений технологии ДР в гражданской сфере
Наисвежайший пример по последнему пункту - прямо вот в этот самый момент все более стремительно набирающая во всем мире популярность игра
Pokemon Gо (Поймай покемона). Мобильный телефон с системой позиционирования позволяет найти и поймать компьютерного персонажа, которого можно увидеть только в дополненной реальности на реальном изображении с встроенной в смартфон видеокамеры:
Примечание: Потенциально технологии ДР не ограничиваются использованием только зрительного восприятия. Существует возможность также задействовать органы слуха, осязания и обоняния оператора. Однако в настоящее время такие системы не получили сколько-нибудь значимого распространения, и пока развиваются только оптические системы ДР.
В силу самой своей природы, военные на этом направлении сразу отстали, даже несмотря на изрядную фору, полученную ими еще перед общим стартом. Довольно долго в области совершенствования технологий ДР они не могли похвастаться ничем, кроме дальнейшего инновационного развития индикаторов на фоне лобового стекла и нашлемных индикаторов аналогичного назначения.
И даже после команды "Фас!" на готовые передовые коммерческие технологии
"Котс" (COTS - Commercial Off The Shelf) каких-то особых прорывов заметно не было. Из того, что известно, было разработано мобильное приложение для оповещения о минной угрозе на основе имеющейся информации об обнаруженных взрывных устройствах и потенциально-опасных местах их установки. Такая система применялась в Афганистане. По сути - тот же Pokemon Go, только с миной или СВУ вместо мультперсонажа.
Кто-то, где-то и как-то пытался экспериментировать и с АСУБ. Однако разработка полноценных систем ДР для отображения тактической боевой информаций и внедрение их в принятые на вооружение системы В и ВТ представляет собой сложнейшую инженерно-конструкторскую задачу, которая практически не решена до настоящего времени ни в одной стране мира даже на уровне ОЭС боевых машин, не говоря уже о портативных устройствах.
А теперь давайте остановимся поподробнее на норвежских исследованиях и достигнутых ими успехах.
(
продолжение следует)