Есть у норвежских военных такая структура - Cyberforsvaret (CF или CYFOR нор., Norwegian Cyber Force/NORCF англ.). Название условно-дословно переводится как кибероборона (о чём ниже), но подразумеваются уже довольно привычные слуху кибервойска. С 2012 года они официально считаются пятым видом вооруженных сил. Хотя пока больше славны не этим, а тем, что о них практически нет никаких толковых обобщенных материалов ни на каком языке, даже на родных для них букмоле или нюноршке. Все варианты Википедий, кому есть до этого дело, не заморачиваясь, просто копируют к себе очередную скупую информацию с официальной страницы, поэтому у интересующихся регулярно возникают
вопросы и недопонимание. Раньше всё как-то руки не доходили устранить эту досадную оплошность, хотя и приходилось
время от времени упоминать их в этом блоге под названием радиоэлектронные войска. Ну, а как еще называть это, если там под одну крышку с компьютерами и цифровыми сетями утрамбовали проводную, спутниковую и СДВ-связь, радионавигацию, РЛС, фельдъегерско-почтовую службу, секретное делопроизводство, ЗАС и военный архив?
В принципе, с точки зрения авторов явления, подобный подход вполне правомочен. В норвежской традиции киберпространство считается сферой применения любых радиоэлектронных систем (РЭС), связанных с получением, передачей и обработкой информации, которые кроме компьютеров включают ещё и средства освещения обстановки, связи, радиоэлектронной разведки, РЭБ и т.п. Поэтому у интерпретаторов с постсоветского пространства возникают проблемы из-за кардинальных различий в понятийных аппаратах. В СССР исторически сложилось, что приставка кибер- относится исключительно к сфере электронно-вычислительной техники, и такая тенденция сохранилась до настоящего времени. Отсюда, с учетом смысла термина радиоэлектроника, и появился для Cyberforsvaret перевод радиоэлектронные войска, потому что это наиболее полно соответствовало их целям, задачам, составу сил и средств.
Но жизнь не стоит на месте.
RIP: Loran-C 1960-2015
В 2015-м выключили норвежскую цепь станций Loran-C, а в августе этого года завершили очередную реорганизацию Cyberforsvaret, среди прочего всё-таки отобрав у них РЛС. Тем самым исчезла большая часть деталей, наиболее вызывающе выпиравших из кириллического пространства "кибер". Ну, а звезды наконец-то сошлись, соединив вместе повод и возможность обстоятельно поговорить на эту тему.
Кому неинтересно нудное перечисление бесконечных слияний и поглощений, или просто лень читать многабукафф, могут сразу перейти к
современному состоянию кибервойск. Остальным предлагается совершить затяжной экскурс в их историю.
Начать следует с того, что истоки многих текущих проблем внутри вооруженных сил Норвегии, да и не только её, лежали в глобальных геополитических изменениях 1990-х. За полстолетия подготовки страны к противостоянию с восточным соседом тысячи километров проводов опутали сотни расположенных в труднодоступных местах военных объектов. Дополняли эту паутину десятки стационарных и сотни мобильных радиорелейных станций. Узлы связи ВМС Норвегии и ударного флота НАТО готовы были обеспечивать действия армад кораблей в море, а радиолокационные станции, по образному выражению одного из прежних начальников ПВО, стояли тогда на вершине едва ли не каждой норвежской горы. Поддержка бесперебойного функционирования такого великолепия оборачивалась огромными расходами, а руководство Альянса все более явно и открыто сомневалось в необходимости этого, раз за разом урезая финансирование из бюджета блока скандинавскому королевству.
Радиорелейный пост (слева) и РЛС "Майссаваре" (справа) на горных вершинах Финнмарка
Единственным доступным для Норвегии решением проблемы стало постепенное избавление от "избыточных и непрофильных активов". За 15 лет перманентных реорганизаций и оптимизаций к середине 2000-х военные оказались практически лишены единой и цельной системы управления, связи и наблюдения, хотя каждый утюг вещал о неуклонном росте их значимости в современной войне. Сохранившиеся элементы были излишне многочисленны, разбросаны по территории всей страны, слабо взаимосвязаны, частично фрагментированы, структурно децентрализованы и, в связи с этим, в значительной степени неэффективны. Хотя они и комплектовались высококвалифицированными специалистами, но их расчеты во многих местах сократились ниже нижнего предела и состояли всего из нескольких человек.
Весь персонал радиолокационного поста "Грокаллен". Можно в таком составе одновременно уйти в отпуск, на выходной и заболеть?
На фоне безостановочного процесса деградации параллельно семимильными шагами продолжалось развитие передовых информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Считалось, что их внедрение в различные сферы деятельности развитых государств мира достигло такого уровня, когда нарушение функционирования компьютеров и основанных на их использовании сетевых коммуникаций способно парализовать работу энергетических, транспортных, финансовых и информационных систем, вызвать экономический хаос, а также существенно затруднить работу органов государственного и военного управления. Поэтому ИКТ-системы и коммуникации стали рассматривать в качестве критической инфраструктуры любой страны, а кибернетические операции, проходящие без физического уничтожения живой силы и военных объектов противника - в качестве альтернативы применению обычных средств поражения. Многочисленные эксперты в один голос заявляли, что современные средства борьбы в киберпространстве вполне достигли сравнимого с ними уровня.
Курсанты училища радиоэлектроники FIH на учении Cold Matrix 2013
Железное правило любого грамотного военачальника - если безобразие нельзя прекратить, его нужно возглавить. Поэтому в 2005 году решили создать в вооруженных силах единую (межвидовую) структуру для обеспечения комплексного развития и управления информационной инфраструктурой военного назначения с учетом хода обоих вышеуказанных процессов.
В начале славных дел
Организационно-штатные мероприятия начались в сентябре 2007 года с издания приказа главнокомандующего о подготовке к формированию нового Командования INI (Innovasjon, Nettverkskapasiteter og Informasjonsinfrastruktur нор., Innovation, Network Capabilities and Information Infrastructure Command/Cyber Command англ., инновации, сетевые технологии и информационная инфраструктура). При этом уже на начальном этапе пытались поднять вопрос о придании организации статуса отдельного вида вооруженных сил во главе с главным инспектором. Однако на тот период руководство страны не пошло на столь кардинальный шаг, приняв решение только о создании отдельного командования центрального подчинения.
Дальнейшие мероприятия проходили в два этапа.
Первая фаза (Fase 1) ни шатко, ни валко продолжалась более двух лет, аж до декабря 2009 года. Первоначально этим руководил начальник штаба обороны, в качестве временно исполняющего обязанности начальника новой структуры. Официально командование INI учредили 1 февраля 2009 года и началось формирование его штаба, а 20 апреля первым начальником INI был назначен генерал-майор Роар Сюндсет, который занимал эту должность вплоть до своего ухода в отставку в 2013-м.
В конце 2009-го у INI наконец-то появились первые подчиненные части - в состав командования передали центр FK KKIS, училище FIH, лабораторию NOBLE и архив FAA:
Первый этап второй фазы (Fase 2А) продолжался весь следующий год с 1 января по 31 декабря 2010-го. В этот период училище FIH замкнули на центр FK KKIS, передали из состава службы тыла FLO два отдела INI PA и DVU, а также начали формировать службу INI OPS.
1 января 2011 года INI передали центр кибербезопасности FSKI из состава отдела безопасности FSA штаба обороны. А еще у командования теперь появился свой собственный герб, на котором пару перекрещенных маршальских жезлов сковывают воедино цепи информационно-компьютерных технологий и инноваций.
Второй этап второй фазы (Fase 2В) продолжался до декабря 2011 года и сформировал окончательный облик нового командования. Оргштатные мероприятия этого периода включали завершение формирования новых подразделений, полную внутреннюю структурную реорганизацию, а также перебазирование штаба командования и отдельных его подразделений из Осло и Колсос в гарнизон "Йостадмуен" (коммуна Лиллехаммер), где ранее был ППД учебного полка связи, а после его расформирования обосновалось сначала училище радиоэлектроники FIH, а потом центр FK KKIS. Там же с незапамятных времен находился и военный архив FAA.
Когда-то давным-давно в Йостадмуене кипела жизнь. В гарнизонном клубе перед курсантами зажигал рок-н-ролл Чак Берри во время своего европейского турне, а в рамках подготовки к тотальной войне прошла курс программы обучения женщин-военнослужащих запаса сама будущая королева Соня.
Kronprinsesse Sonja på Stabstjenestekurs på Jørstadmoen 17. oktober 1980 © NTB
Но за прошедшие с тех пор годы военный городок изрядно захирел, обветшал, поистрепался и терпеливо ждал своей участи в очереди на снос при следующем сокращении. И теперь он должен был возродиться из праха и пепла, превратившись в настоящее гнездо современных норвежских военных киберинженеров.
Подводя промежуточный итог, можно резюмировать, что в состав командования INI вошла бóльшая часть сил и средств ВС Норвегии, связанных с эксплуатацией РЭС военного назначения. Исключение из их числа составили все подразделения тактического уровня:
в сухопутных войсках - батальон связи, а также все подразделения РЭС из других батальонов механизированной бригады "Север": отделения связи всех штабов, батарея управления штабной роты артиллерийского батальона, а также рота РЭР и РЭБ разведывательного батальона;
ВВС - самолеты РЭР и РЭБ DA-20 Jet Falcon, РЭС ЗРК NASAMS;
ВМС - РЭС кораблей и судов.
А вот из РЭС оперативного и оперативно-стратегического уровней новому командованию досталось далеко не все. Так, разведывательная служба NIS не желала даже обсуждать передачу своих стационарных постов РЭР и разведывательного корабля "Марьята". А ВВС поступили хитрее - отдали все РЛС, а с ними оба центра управления и оповещения ПВО "Сёррейса" и "Могерё" с национальным центром программирования, но только их техническую часть, а дежурные смены ЦУО продолжали числиться за летчиками. Похожим путем пошли и флотские. У них формально остались оба центра (узла) радиосвязи "Рейтан" и "Ставангер", но специалисты INI должны были эксплуатировать всю аппаратуру, да ещё и закоммутированные на них средства расформированных в 2008 году узлов связи "Тромсё", "Харстад" и "Берген", а также КВ-радиоцентров системы связи ударного флота НАТО в Хельгеландсмуен и Киннволл.
Это же золотая мечта любого начальника! Командуй себе на здоровье, а ежели чего не так, то виноваты во всем смежники.
В общем, прежние хозяева оставили себе все реально нужное и полезное, а избавиться постарались ото всех чемоданов без ручек, количество которых оказалось весьма внушительным. Все части доставшегося командованию INI наследства распределили внутри двух основных структур, которыми стали Центр FK KKIS и Служба INI OPS. Причем делили отнюдь не по-честному, а по-братски (о чем см. ниже). И поскольку с недавних пор обеих этих структур не существует как таковых ни в каком виде, есть смысл остановиться на них поподробнее, хотя бы для того, чтобы оценить масштабы происходившей вакханалии.
Слева-направо: замначальника центра FK KKIS полковник Курт Педерсен, начальник INI генерал-майор Роар Сундсет, директор управления развития военно-строительной службы Олаф Доблуг и начальник центра FK KKIS бригадный генерал Ингве Одло на открытии нового административного здания центра в гарнизоне "Йостадмуен" 1 августа 2011 года
Центр передового опыта по системам управления FK KKIS
(Forsvarets kompetansesenter for kommando og kontroll-informasjonssystemer/ нор., Command, Control, Information and Surviellance Center Of Excellence/C2IS COE англ.) создавался для внедрения в вооруженных силах оперативной концепции C2IS (Command, Control, Information and Surviellance) в ответ на постоянно растущий запрос со стороны военных на обеспечение их действий эффективными интегрированными системами управления и связи. Центр стал межвидовой структурой армии, ВВС, ВМС и Хемверна, а также центральных служб, командований и управлений. Объединивший все их силы и средства C2IS орган существенно повышал эффективность вертикального и горизонтального взаимодействия. Это позволяло в более короткие сроки и с меньшими затратами создавать организационную, информационную, инфраструктурную и ресурсную основу, которую в Норвегии считали важным этапом на пути перехода к перспективной концепции
сетецентрической войны (Nettverks-basert forsvar/NBF), с которой тогда все носились, как с писаной торбой.
Основная направленность на реализацию новой концепции нашла отражение в официальной символике центра, на гербе которого в синем поле геральдического щита помещено стилизованное серебряное (белое) изображение информационной сети с коммутационными узлами над заснеженной горной вершиной.
Создание центра FK KKIS началось в декабре 2004 года на базе Центра обучения и передового опыта по связи сухопутных войск SBUKS (Samband Utdannings- og kompetansesenteret for Hærens samband). Бóльшая часть личного состава армейского центра вошла в состав FK KKIS (80 человек). Остальных инструкторов и техников перевели из учебных и строевых подразделений ВМС (24 человека), ВВС (14), Хемверна (1) и радиоэлектронного управления службы тыла FLO (31). Таким образом, общая численность персонала поначалу составила 150 человек.
В августе 2005-го FK KKIS посчитали достигшим начальной оперативной готовности, его официально открыли, а SBUKS расформировали. Оставшееся после этого "бесхозным" отделение подготовки шифровальщиков вернули отделу безопасности FSA штаба обороны. Но далеко им ехать не пришлось - в соседний гарнизон "Ховемуен". Завершающие оргштатные мероприятия по FK KKIS продолжались до конца 2005 года, после чего в центре были сформированы пять его первых подразделений: оперативная группа систем управления и связи CIS TG (Communication and Information Systems Task Group англ.), отдел C2IS единых сил и три отдела C2IS для СВ, ВВС и ВМС. Ещё в составе центра тогда сформировали Группу компьютерных операций CNО (Сomputer Network Operations enheten) численностью целых 19 человек, но не очень-то пока понимали, что с ней делать. Впоследствии на ее базе хотели развернуть новый отдельный Центр передового опыта по информационным системам и безопасности ВС FOKIS (Forsvarets kompetansesenter for informasjonsforvaltning og sikkerhet), однако эти планы так и остались нереализованными, потому что началось формирование командования INI и у начальства появились новые идеи.
В 2007 году центру административно подчинили Высшее военное училище радиоэлектроники FIH. Первоначально ППД части подразделений центра был гарнизон "Колсос", а ППД центра SBUKS и училища FIH оставался гарнизон "Йостадмуен". В 2009 году центр FK KKIS передали в состав нового командования INI и приняли решение о передислокации всех подразделений в "Йостадмуен".
После переезда в мае 2010 года в структуре центра появилась комендантская рота (Baseskvadronen), которую позднее объединили со штабом, "приподняв" в правах до уровня отдела управления (сначала Baseskvadronen avdeling, затем Stabsavdeling), а для чего это нужно было -
см. ниже. Там же в Йостадмуене обосновалась и группа компьютерных операций CNО. Но уже в 2011-м то, во что она постепенно превращалась, передали службе INI OPS.
Центр кибербезопасности - один из "наследников" группы CNO в составе INI OPS
Служба операторов информационной инфраструктуры INI OPS
(Informasjonsinfrastruktur Operasjoner) начала формироваться в составе командования INI c 1 мая 2010 года со штабом в гарнизоне "Колсос". Официальное учреждение состоялось 1 августа 2011-го, уже под новым названием Служба эксплуатации и применения (Operasjons- og driftsavdeling нор.). Но при этом, как водится в Норвегии, для ее обозначения до самого конца официально использовали отчего-то очень понравившуюся всем первоначальную аббревиатуру INI OPS. Что поделать, уж такие нравы.
Еще обратите внимание на словосочетание "начала формироваться". Здесь нет никакой стилистической ошибки, и для лучшего понимания процесса вообще можно было бы сказать "начала самозарождаться в недрах INI".
В красивых терминах это звучит примерно так: в состав службы INI OPS вошел ряд органов управления, а также стационарные РЭС оперативного и оперативно-стратегического уровня всех видов ВС, управлений, служб вооруженных сил и центрального аппарата министерства обороны (исключения - см. выше) с практически всеми операторами и техническим персоналом (всего около 900 человек, из них 65% гражданских).
Но для понимания реальной ситуации нужно отказаться от ласкающих слух любого бюрократа округлых формулировок, чтобы прямо и честно сказать, что в INI OPS просто спихнули все то, что досталось командованию INI, но оно никак не желало умещаться в самые широкие рамки FK KKIS, в организации которого прослеживалась какая-никакая логика. Просто сравните две схемы с дислокацией подразделений и отгадайте с первого раза, где чьи:
Занятно, что при этом обе должности и начальника центра, и службы удостоились штатной категории "бригадный генерал/флагкомандор". Для INI OPS это было вполне понятно, с учетом численности подразделений и персонала. Но возникли проблемы с начальником FK KKIS, у которого на пике могущества в подчинении было аж целых 265 человек, из которых 165 гражданских. Как быть? На фоне бытующих в Норвегии патриархальных нравов, это вызывало у гражданских некоторое недопонимание, мягко говоря. Поэтому придумали и официально озвучивали такую объяснялку, что кроме семи штатных отделов (это с той самой
комендантской ротой) начальнику центра ещё административно подчинены училище радиоэлектроники FIH, исследовательская лаборатория NOBLE и даже целый военный архив FAA. В сумме получается уже десять подразделений, что примерно соответствует организации полкового уровня. Многие верили.
Возвращаясь к INI OPS, как бы то ни было, создание этой службы позволило навести хоть какой-то порядок в эксплуатации техники и управлении кадрами. Ведь раньше все вопросы технического обслуживания и ремонта, подбора и приема на работу персонала, их специальной подготовки и повышения квалификации возлагались на соответствующие органы тех структур (видов вооруженных сил, центральных служб, управлений, командований и т.п.), в чьем ведении находились данные РЭС. А поскольку для большинства начальников всё это было чем-то вроде общественно-полезной нагрузки, соответственно, к ее выполнению подходили по остаточному принципу. Централизация управления такой деятельностью действительно помогла ее оптимизировать, насколько это было возможно.
(окончание следует)