Окончание, начало см.
часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4 Перспективный палубный БЛА
Возможность использования беспилотных авиационных платформ в качестве групповых сил и средств РЭБ рассматривают во всех видах ВС США с начала 2000-х. Очень модная тема тогда была, да и посейчас остается. Первоначально в качестве основного перспективного носителя американцы рассматривали малозаметный БЛА, который разрабатывали с 2006 года в рамках широко разрекламированной программы J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air Systems), единой для всех видов вооруженных сил. Но, столкнувшись с целым рядом проблем, с 2011-го этот проект продолжали уже только как демонстрацию потенциальных возможностей UCAS-D (D - demonstrator).
Американская армия и ВВС США в 2014-м вышли из программы, приняв решение в дальнейшем использовать в качестве основных своих носителей средств РЭБ отработанные ранее и имеющиеся у них на вооружении БЛА, прежде всего семейства
RQ/MQ-1 Predator/Grey Eagle /
RQ-9 Reaper компании General Atomics.
Тогда отдел (программный офис) беспилотной палубной авиации PMA-268 (Program Management Office 268 - Unmanned Carrier Aviation) командования NAVAIR продолжил грызть кактус в тяжелом одиночестве дальнейшие НИОКР самостоятельно. При этом программу реструктуризировали, сократили и переименовали, назвав палубным разведывательно-ударным БЛА UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike). Прототип-демонстратор Northrop Grumman X-47B, разработанный в рамках указанных выше проектов и построенный в двух экземплярах, успешно подтвердил способность взлета БЛА с палубы авианосца, посадки на нее и дозаправки в воздухе. Однако испытания показали, что характеристики и возможности аппаратов данного класса на современном этапе развития технологий еще явно недостаточны для решения полноценных автономных боевых задач на уровнях гибкости и надежности, сопоставимых с пилотируемым ударным самолетом.
Отдельные представители ВМС и ВПК США в 2014-2015 гг. предлагали дальнейшее развитие программы UCLASS в сторону создания серийных аппаратов на базе X-47B с урезанными ударными возможностями, или только разведывательными. Однако после всех обсуждений сочли, что и в таком виде палубный БЛА пока нецелесообразен, а единственным возможным способом его применения на ближне- и среднесрочную перспективу будет менее сложная и достаточно стандартная задача дозаправки в воздухе.
Таким образом, и программа UCLASS фактически завершилась безрезультатно. Руководство ВМС США в начале 2016-го приняло решение о ее прекращении и очередной реструктуризации, ограничившись существенно менее амбициозным проектом CBARS (Carrier-Based Aerial-Refueling System)
БЛА-заправщика MQ-25A Stingray.
Демонстратор палубного БЛА-заправщика MQ-25A Stingray
И вот здесь уместно подчеркнуть, что данное конкретное направление отнюдь не дешевая отмазка для попила бюджета. Вернее, не только она. В общем, сейчас палубная авиация ВМС США испытывает острую потребность в самолетах-заправщиках, поскольку после снятия с вооружения в 1997-м устаревших машин Grumman KA-6D Intruder, задачи дозаправки в воздухе авианосной авиации возложили на строевые ИБ F/A-18E/F Super Hornet, оснащаемые подвесными топливозаправочными агрегатами (ТЗА) Cobham. И это налагает серьезную нагрузку на парк машин данного типа, у которых доля вылетов для решения таких задач достигает 20-30% от общего налета и настолько же сокращает ударный потенциал американских авианосцев, что весьма существенно. Кроме того, продолжается перевооружение палубной авиации с ИБ F/A-18E/F на
ИБ F-35С, возможность переоборудования которых в самолеты-заправщики пока даже не рассматривается.
В конкурсе по программе CBARS приняли участие все лидеры беспилотной авиации и в целом аэрокосмического сектора ВПК США - компания GA-ASI (General Atomics Aeronautical Systems, Inc.), корпорации Lockheed Martin, Northrop Grumman и Boeing. Однако победителем выбрали предложение последней из них, инженеры которой к тому времени уже собрали в инициативном порядке три прототипа БЛА-заправщика, завершали их наземные тесты и готовились к началу летных испытаний. NAVAIR 30 августа 2018 г. заключило с Boeing первый контракт на 805 млн. долл. для поставки к августу 2024 г. четырех MQ-25A. Затем 2 апреля 2020 г. подписали опционное соглашение стоимостью 84,7 млн. долл. на три дополнительных БЛА, в результате чего количество заказанных машин достигло семи единиц.
На удивление, реализация программы CBARS до сих пор идет до неприличия гладко.
UMCS (Unmanned Carrier Aviation Mission Control System)
UCA (Unmanned Carrier Aviation)
Первый раз БЛА поднялся в воздух 19 сентября 2019 г. и к настоящему времени выполнено более 30 испытательных полетов общей продолжительностью 125 часов. При этом MQ-25A стал первым в истории авиации БЛА, совершившим дозаправку в воздухе другого самолёта - в июне 2021 г. ИБ F/A-18F, в августе E-2D Advanced Hawkeye, в сентябре ИБ F-35C, а в декабре проверена возможность базирования на авианосце USS George Bush (CVN-77).
Испытания демонстратора БЛА-заправщика MQ-25A Stingray (июнь-декабрь 2021 г.)
Командование ВМС в 2020 г. приняло решение к октябрю 2021 г. сформировать на АвБ Пойнт-Мугу (Калифорния) новую 10-ю многоцелевую беспилотную палубную эскадрилью (VUQ-10 - Unmanned Carrier Launched Multi-Role Squadron 10) в составе четырех БЛА MQ-25A.
Сборка второго прототипа началась на предприятии Boeing в первой половине 2021 г., его испытания ожидали с начала 2022-го, а передачу заказчику в середине года. Достижение НБГ БЛА намечено на 2025-й. Всего ВМС США планируют приобрести не менее 72 MQ-25A Stingray а общая стоимость программы их закупки и эксплуатации оценивается в 13 млрд. долл.
По замыслу разработчиков, с использованием MQ-25A также будет производится адаптация крупных БЛА к типовым условиям палубного базирования на авианосцах и к использованию в составе авиагрупп. Отрабатывавшаяся ранее в рамках программы UCLASS, система управления и обмена данными позволит управлять с одного ИБ F-35C тремя MQ-25A.
Полезная нагрузка MQ-25A при максимальной дальности полета 930 км составит 6800 кг. В варианте заправщика это обеспечит пополнение запасов топлива в воздухе 4-6 ИБ F/A-18E/F и позволит увеличить боевой радиус авианосного авиакрыла с 830 до 1300 км. При этом БЛА будет оставаться вне зоны досягаемости ПВО противника, в основном, действуя в форме дежурства в воздухе в заданных районах или сопровождения пилотируемых машин на маршруте полета.
Сразу можно заметить, что такие варианты использования полностью соответствуют существующей тактике применения самолетов РЭБ, поэтому считается потенциально возможным проведение экспериментов по использованию MQ-25A в качестве носителя групповых средств РЭБ.
С этой точки зрения интересно, что ТТЗ NAVAIR изначально включало требование оборудования БЛА штатной, встроенной в планер станцией РТР AN/ALR-69A(V) RWR (Radar Warning Receiver), обеспечивающей автоматическое беспоисковое по частоте и направлению обнаружение излучений РЛС ПВО в 16 каналах диапазона 2-20 ГГц с круговым обзором по азимуту на 360°. Разработанная компанией Raytheon в 1990-х годах, первая модификация этой системы AN/ALR-69(V) устанавливалась на ИБ General Dynamics F-16 Fighting Falcon, штурмовиках Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II, транспортных самолетах Lockheed C-130 Hercules и тяжелых транспортно-десантных вертолетах Sikorsky MH-53 Pave Low ВВС США. Всего к настоящему времени Raytheon поставила заказчикам несколько тысяч комплектов станции. В 2005 г. инженеры компании разработали полностью цифровую модификацию AN/ALR-69A(V) с существенно уменьшенными МГХ и повышенными возможностями, включая увеличенные чувствительность, частотный диапазон, а также режим автоматической идентификации излучающего объекта и его триангуляции с одного носителя. Данную версию с 2007 г. устанавливают на ИБ F-16 при проведении их модернизации, а на новых транспортных самолетах Lockheed Martin C-130J Super Hercules, базовых патрульных Boeing P-8A Poseidon и заправщиках Boeing KC-46A Pegasus сразу при их постройке.
При этом использованная в ALR-69A(V) концепция МОА позволяет легко расширять состав аппаратуры, модернизировать ее, а также обеспечивает достаточно простую и быструю ее интеграцию на других носителях, включая беспилотные. Так, еще в апреле 2017 г. компания General Atomics по заказу ВВС провела успешную демонстрацию применения станции РТР AN/ALR-69A(V) в подвесном контейнере на одном из подкрыльевых пилонов БЛА MQ-9 Reaper. Испытания успешно завершились в январе 2021 г. уже в варианте подфюзеляжного контейнера самообороны SPP (Self-Protection Pod).
Но более подробно об этом мы поговорим в другой раз.
Слева - демонстрация возможности БЛА MQ-9 Reaper Block 5 нести приемник Raytheon ALR-69A(V) RWR в стандартном контейнере полезной нагрузки (апрель 2017 г.).
Справа - испытания контейнера самообороны SPP (Self-Protection Pod). В дополнение к RI&S AN/ALR-69A он оснащен системой ИК-противодействия с распределенной апертурой Leonardo DRS AN/AAQ-45 для предупреждения о ракетной атаке, системой отстрела ложных целей BAE Systems ALE-47 и одноразовой малой автономной активной приманкой Leonardo’s BriteCloud EAD (Expendable Active Decoy) на основе цифрового запоминания частоты DRFM (Digital Radio Frequency Memory). Сопряжение, встроенный контроль и управление всеми подсистемами контейнера обеспечивает Terma AN/ALQ-213 (январь 2021 г.) © GA-ASI
Возвращаясь к MQ-25A Stingray, следует признать, что c AN/ALR-69A(V) этот БЛА будет изначально оборудован достаточно эффективной системой РТР, которая потенциально может использоваться в качестве источника ЦУ для станций РЭП комплекса AN/ALQ-249 NGJ, два контейнера которого можно подвешивать под крыльями вместо ПТБ и ТЗА.
Кроме того, нужно упомянуть, что именно компания Boeing в сотрудничестве с NAVAIR проводит эксперименты по групповому использованию БЛА РЭБ. Так, в феврале 2020 г. на АвБ Патаксент-Ривер (Мэриленд) в ходе ежегодного учения по развитию ВВСТ FLEX (Fleet Experiment) проведены испытания, при которых двумя беспилотными палубными самолетами РЭБ EA-18G Growler дистанционно управлял экипаж третьего, пилотируемого, находившегося от них на некотором удалении. В ходе четырех вылетов выполнена программа 21 эксперимента, подтвердившая эффективность системы связи, позволяющей ИБ F/A-18E/F и самолетам РЭБ EA-18G решать боевые задачи совместно с беспилотными платформами без значительного увеличения нагрузки на экипажи. Испытания также позволили определить основные направления совершенствования данной технологии.
Сочетание Boeing+БЛА РЭБ кагбэ должно намекать внимательным читателям…
Испытательный полет пары беспилотных самолетов РЭБ EA-18G Growler на учении FLEX (АвБ Патаксент-Ривер, февраль 2020)
В общем потенциально БЛА MQ-25A Stingray вполне может стать в будущем одним из носителей нового комплекса РЭБ AN/ALQ-249 NGJ палубной авиации ВМС США. Однако ожидать этого следует только в долгосрочной перспективе с учетом текущего графика программы CBARS и объявленных планов выбора замены
самолетам РЭБ EA-18G в 2030-х годах.
Примечания:
1) … - нет данных
2) Военная версия турбовентиляторного двигателя Rolls-Royce AE3007N
Заключение
Если попытаться резюмировать все вышесказанное, то прежде всего нужно напомнить, что командование ВМС США считает самолеты РЭБ EA-18G Growler не в полной мере удовлетворяющими современным требованиям, а комплекс РЭБ AN/ALQ-99 c подвесными автономными контейнерными станциями активных помех признан полностью устаревшим. Несмотря на это, следует признать, что даже такие силы и средства позволяют ВМС США формировать единую эшелонированную систему, которая в ближнесрочной перспективе будет гарантированно способна решать практически все основные задачи по обеспечению групповыми средствами РЭБ полного спектра действий национальных и коалиционных вооруженных войск (сил) в ходе морских, амфибийных и частично сухопутных операций.
При этом продолжается разработка новой системы РЭБ AN/ALQ-249, которая в среднесрочной перспективе должна полностью заменить аппаратуру аналогичного назначения AN/ALQ-99. Новый комплекс РЭБ NGJ станет ее эволюционным развитием на основе комбинации современных гибких методов РЭП и передовых технологических решений, соответствующих как текущим, так и предполагаемым в будущем условиям ведения военных действий. Прежде всего к таким новшествам относятся приемопередающие АФАР с полупроводниковыми усилителями на основе нитрида галлия, современная цифровая электроника, высокопроизводительная вычислительная техника, а также электрогенераторы HIRAT (High-power Ram Air Turbine) с увеличенной в 4-5 раз мощностью.
Считается, что кроме стандартной задачи постановки активных помех РЭС управления войсками и оружием вражеских систем ПВО это позволит мощными электромагнитными импульсами выводить из строя приемную аппаратуру противника, приближая комплекс по энергетическому потенциалу к оружию направленной энергии.
Приемные тракты станций комплекса должны в полном объеме решать задачи РТР на ТВД, включая анализ частотных параметров излучения и структуры сигналов для распознавания по ним источника и носителя.
При ведении асимметричных военных действий кроме уже довольно стандартной задачи подавления средств мобильной телефонии, дистанционных радиовзрывателей СВУ появится также и возможность проведения удаленных кибератак на компьютерные системы. В более отдаленной перспективе значительный дополнительный потенциал связан с реализацией функций обмена данными на принципах программно-определяемой радиосвязи SDR (Software-Defined Radio).
Тем не менее, следует учитывать, что реализация программы NGJ сопровождается значительными задержками.
Формально она началась в 2008-м, но фактически разработка комплекса AN/ALQ-249 ведется только с 2013-го. На первом этапе компания Raytheon разрабатывает контейнерную станцию РЭП среднего диапазона AN/ALQ-249(V)1 NGJ-MB и должна была начать ее серийные поставки в 2017 году. Этот срок несколько раз переносили, и сейчас достижение НБГ станции ожидают к концу 2022-го. Таким образом, задержка графика превышает четыре года.
UPD:
По состоянию на август 2022 г. - достижение НБГ станции ожидают осенью 2023-го, а задержка графика превышает пять лет.
Второй этап программы начался в 2016 году. Выбранная ВМС США в конце 2019-го компания L3-Harris должна разработать станцию нижнего диапазона AN/ALQ-249(V)2 NGJ-LB. Однако основные работы по данному заказу были заблокированы в течение всего 2021-го и остаются таковыми до сих пор из-за судебных тяжб с корпорацией Northrop Grumman по обвинению в конфликте интересов. Таким образом, задержка второго этапа программы превысила 18 месяцев и продолжает расти в ожидании решения федерального суда США по претензиям.
Разработка третьей станции верхнего диапазона AN/ALQ-249(V)3 NGJ-HB даже еще не начиналась и остается на этапе подготовки к проведению конкурса. Хотя при этом считается, что принцип модульной открытой архитектуры позволит максимально использовать технологические решения, отработанные для первой станции NGJ-MB.
В результате задержек командование ВМС в настоящее время планирует достижение НБГ комплекса РЭБ NGJ не ранее 2025 года, ожидая в дальнейшем очередные переносы сроков.
При этом основным носителем перспективного комплекса AN/ALQ-249 в палубной авиации ВМС США будут оставаться самолеты РЭБ EA-18G Growler не менее, чем до 2035 года. С середины 2020-х возможно проведение экспериментов по использованию в этом качестве ИБ F-35С Lightning II, а с начала 2030-х еще и БЛА-заправщиков MQ-25A Stingray.
В авиации КМП США нет групповых средств РЭБ после снятия с вооружения без замены в 2019-м самолетов EA-6B Prowler. Командование этого вида вооруженных сил обосновывало свой отказ все более широким применением малозаметных самолетов короткого взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II. Однако в настоящее время такой подход признан ошибочным, поэтому в 2022-2023 гг. планируется начать интеграцию комплекса AN/ALQ-249 на ИБ F-35B. Считается, что при этом потребуются минимальные изменения в конструкции и ПО самолетов, а носителями контейнеров будут стандартные строевые машины, без необходимости разрабатывать специализированную версию самолета РЭБ данного типа. Но такие оценки вызывают определенные сомнения.
Тем не менее, нужно отметить, что в случае успешной интеграции комплекса РЭБ NGJ на F-35, этот еще нереализованный вариант внезапно уже начал постепенно набирать и некоторый экспортный потенциал. Прежде всего, здесь имеется в виду
принятое в марте 2022 г. решение Германии о закупке 35 ИБ F-35A, а заодно с ними еще 15 самолетов РЭБ и подавления ПВО Eurofighter ECR серии Tranche 4, однако разработка последних даже не начиналась. С учетом весьма вероятного затягивания сроков этого проекта, немцы вполне могут заинтересоваться предложением по F-35+NGJ для быстрого приобретения необходимого потенциала на фоне текущего обострения геополитической обстановки в Европе. А с учетом того, что такая же фигня во всем мире начинается, дальше вполне могут и другие заказчики подтянуться. Конечно, если правительство США "добро" на экспорт даст.