Комплексы РЭБ тактической авиации ВМС и морской пехоты США (часть 4)

Jul 29, 2022 17:30

Продолжение, начало см. часть 1, часть 2, часть 3

Перспективные носители комплекса РЭБ NGJ



Все три претендента в одном кадре




Самолет РЭБ EA-18G Growler

Палубный самолет Boeing EA-18G Growler в настоящее время является и на долгосрочную перспективу останется основой групповых сил и средств РЭБ ВМС США, поэтому поначалу будет главным и единственным носителем перспективного комплекса РЭБ AN/ALQ-249 NGJ.

Что касается конструктивных особенностей этой машины, то в сравнении с базовой моделью двухместного F/A-18F Super Hornet, в составе их бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) есть одна основная общая подсистема РЭБ:

1. РЛС с АФАР AN/APG-79 AESA компании Raytheon изначально могла в пассивном режиме определять направление на источник помехового сигнала и оценивать расстояние до него. После нескольких модернизаций в настоящее время она может также использоваться в качестве дополнительного средства РЭП X-диапазона (9,6-10,9 ГГц) по данным ЦУ от станции РТР AN/ALQ-218(V)2, как и для контейнеров комплекса AN/ALQ-99.




РЛС AN/ APG-79 AESA

Если же рассматривать специализированные групповые средства РЭБ, то такими элементами в составе БРЭО EA-18G Growler являются:

2. Станция РТР AN/ALQ-218(V)2 TJR (Tactical Jamming Receiver) компании Northrop Grumman - основное средство ЦУ для контейнерных станций комплекса РЭБ AN/ALQ-99F(V). Она обеспечивает информационную осведомленность экипажа о радиоэлектронной обстановке в районе полета, позволяя обнаруживать, определять местоположение, анализировать сигналы и идентифицировать источники импульсного и непрерывного излучения с круговым обзором на 360° в горизонтальной плоскости, разрешающей способностью по азимуту 2° и погрешностью определения дальности до излучающих объектов 5-10% в частотном диапазоне от 64 МГц до 20 ГГц (поддиапазоны РТР Band 0, 1, 2, 3).

NB Поддиапазоны средств РТР ВС США (PWR Frequency Band) не совпадают со станциями РЭП комплекса AN/ALQ-99. Но их формализованные частотные границы проще запомнить, так как они привязаны к парам стандартных диапазонов принятого в США разделения электромагнитного спектра:
Band 0 включает диапазоны C и D (от 500 МГц до 2 ГГц)
Band 1 - E и F (2-4 ГГц)
Band 2 - G и H (4-8 ГГц)
Band 3 - X (I) и J (8-20 ГГц)
Band 4 - K и L (20-60 ГГц)
Band 5 - M и N (60-140 ГГц).

Антенная система станции AN/ALQ-218(V)2 представляет собой разнесенную пассивную ФАР, элементами которой являются многоканальные приемные антенны-интерферометры. Основная часть из них с короткой и средней базой для верхних частотных поддиапазонов сгруппированы по 28 шт. в двух контейнерах на законцовках крыла. Еще восемь интерферометров с длинной базой LBI (Long Base Interferometer) для нижнего и среднего поддиапазонов размещены попарно на фюзеляже - четыре по бортам в носовой части, еще четыре в хвостовой.

Станция является модернизированным вариантом системы аналогичного назначения AN/ALQ-218(V)1, использовавшейся на старых самолетах РЭБ EA-6B Prowler. При этом аналоговая аппаратура заменена цифровой, существенно снижены МГХ и внедрен ряд новых алгоритмов. В частности, для выдачи ЦУ станциям РЭП ALQ-99 по РЭС с перестройкой рабочей частоты в AN/ALQ-218(V)2 реализованы два режима - "следования" за медленной перестройкой (Following Mode), когда помехи излучаются на фиксированной частоте в ответ на принятый сигнал РЭС, а также "скольжения" (Trailing Mode), который предназначен для подавления станций с быстрой перестройкой частоты. ЦП отслеживает ее смену, выявляет и запоминает псевдослучайную последовательность, а затем использует для выборочного/реактивного подавления. При этом, в отличие от прежнего метода постановки заградительных по частоте помех, не происходит существенного снижения спектральной плотности помехового сигнала.

Для выдачи ЦУ в систему самонаведения противорадиолокационных УР AGM-88 HARM станция РТР может использовать режим стрельбы "по азимуту", однако более эффективно их применение в режиме "известной дальности" (Range Known).



AN/ALQ-218(V)2 TJR

3. Станция УКВ-радиоразведки AN/ALQ-227(V)1 CCS/EAU (Communication Counter measures Set / Electronic Attack Unit) компании Raytheon тоже является дальнейшим развитием системы аналогичного назначения AN/USQ-113 самолета РЭБ EA-6B с уменьшенными МГХ, существенно расширенными возможностями обнаружения каналов радиосвязи, местоопределения источников сигналов, а также по выдаче ЦУ на бóльшем количестве частот.

AN/ALQ-227(V)1 выдает ЦУ для первого передатчика помех с антенной вертикальной поляризации станции РЭП нижнего диапазона ALQ-99LB. Основная приемная антенна размещена над гаргротом фюзеляжа. Еще две - вместе с приемниками AN/ALQ-218 в контейнерах на законцовках крыла (длина 3 м, диаметр 0,33 м).

Для размещения значительного объема аппаратуры станций AN/ALQ-218 и AN/ALQ-227 потребовалось дополнительное пространство, в качестве которого выбрали носовой отсек фюзеляжа, где у ИБ F/A-18E/F находится 6×20-мм пушка M-61A2 Vulcan с барабаном на 570 снарядов.









4. Система обеспечения электромагнитной совместимости INCANS (Interface CANcellation System) разработки компании EDO (сейчас L3Harris) производится с конца 2000-х, и на сегодняшний день заказчикам поставлено более 223 её комплектов.

Благодаря INCANS поддерживается возможность одновременной работы на излучение станций РЭП ALQ-99, а аппаратуры связи на прием, позволяя сохранить управление и ситуационную осведомленность экипажа. Для ЕА-6В Prowler это являлось сложной проблемой и даже на EA-18G она не решена полностью, обеспечивая использование не более 85% оборудования УКВ-связи.

Принцип работы INCANS заключается в сборе образцов помех от станций РЭП и использовании их для создания блокирующих импульсов, которые смешиваются в приемном тракте, компенсируя друг друга и пропуская для последующей обработки только минимально искаженные полезные сигналы.


5. УКВ-приемник тактической спутниковой связи JTT-R (Joint Tactical Terminal - Receiver) компании Leonardo системы тактического вещания MNN (Multi-mission Network Node) CCC MUOS (Mobile User Objective System) заменил устаревшую аппаратуру аналогичного назначения MATT (Multi-mission Advanced Tactical Terminal) ССС FLTSATCOM/FLTSAT (Fleet Satellite Communications System) на ранних модификациях EA-18G.Обе системы позволяют принимать в спутниковых каналах циркулярные закрытые оповещения о текущей обстановке в районе полета (свои силы и силы противника), транслируемые от внешних источников информации. Однако аппаратура MATT обеспечивала только прием стандарта предыдущего поколения IBS (Integrated Broadcast Service), а MNN обеспечивает также и новый CIB (Common Interactive Broadcast), используя при этом принципы программно-определяемой радиосвязи SDR (Software-Defined Radio).

NB: За счет наличия терминала JTT-R возможности связи EA-18G существенно превосходят аналогичные у стандартных ИБ F/A-18E/F. Поэтому при непосредственном сопровождении самолетами РЭБ ударных групп отрабатывают передачу им ЦУ по спутниковым каналам, а те ретранслируют полученную информацию по каналам Link 16. Впрочем у F/A-18E/F наиболее современной модификации Block 3 такая возможность вроде бы тоже теперь предусмотрена.


6. УКВ-терминал тактической связи MIDS (Multifunctional Information Distribution System) по предназначению сходен с аппаратурой JTT-R. Но в отличие от приема в спутниковых каналах, терминал MIDS обеспечивает двухсторонний обмен закрытыми сообщениями на дальностях прямой видимости в единой радиосети Link 16.

Семейство терминалов MIDS JTRS (Joint Tactical Radio System) в США более 20 лет производит компания Viasat для установки на воздушных, морских и наземных носителях (у европейских заказчиков свои поставщики - Harris и Hensoldt).

Базовая версия LVT 1 предназначена для обмена информацией в звене "воздух-воздух" и устанавливается на F-16, U-2, MH-60, UCAV, C-130, P-3, B-2 и надводных кораблях. Кроме обмена данными в сети Link 16 терминалы MIDS обеспечивают голосовую связь и функции ближней воздушной навигации TACAN (TACtical Air Navigation). Модификация LVT 2 - Air Defense оптимизирована для каналов Link-16 в интересах ПВО на ТВД и используется в системах FAADC2, ADSI, JRE, Patriot, SLAMRAAM, NASAMS и на надводных кораблях. Вариант LVT 3 - Fighter Data Link обеспечивает связь Link-16 с пониженной мощностью излучения и устанавливается только на ИБ F-15 ВВС США.

На ранних модификациях F/18-E/F и EA-18G использовали первую модификацию MIDS-LVT1, в дальнейшем перешли на LVT-2.




Что касается групповых средств РЭБ из состава БРЭО, то в общих чертах это всё. Желающие большего могут посмотреть на неплохом сайте-агрегаторе.

Если рассматривать самолеты РЭБ EA-18G Growler в целом, то они серийно производятся с 2007-го, достигли НБГ и поступают на вооружение авиации ВМС США с сентября 2009 года. К концу 2021-го планировалось полностью завершить замену всего парка устаревших самолетов РЭБ ЕА-6В Prowler. Текущие долгосрочные планы командования ВМС предполагают иметь на вооружении 160 самолетов EA-18G, из них 80 машин по пять штук пойдут на полное укомплектование 16 эскадрилий:

• 10 авианосных эскадрилий РЭБ в каждой для всех авианосных крыльев палубной авиации ВМС США
• пять активных экспедиционных эскадрилий РЭБ
• одна резервная авиаэскадрилья

К настоящему времени ВМС профинансировало приобретение 163 EA-18G. Последний контракт на их поставку заключен в 2016-м, и о новых закупках пока не сообщалось.




Кроме американцев EA-18G Growler используют ВВС Австралии. Министерство обороны этой страны в 2014 году закупило 12 машин этого типа. Первый самолет им передали в марте 2017 г., однако уже в январе 2018-го одну машину они потеряли. Во время многонационального учения Red Flag 2018/1 на АвБ Неллис (Невада) при рулежке перед взлетом загорелся правый двигатель F414 австралийского EA-18G. Никто не пострадал, но полученные повреждения исключали возможность восстановления машины и ее списали. Правительство в Сиднее пыталось получить компенсацию от ВМС США или компаний-производителей самолета Boeing и двигателей General Electric. Но эти иски отклонили, а у ВВС Австралии остались 11 EA-18G. В январе 2019 г. они достигли НБГ, а ПБГ планируется после 2022-го.

Все самолеты данного типа США и Австралии в настоящее время оснащены комплексами РЭБ AN/ALQ-99F(V), поэтапная замена которых на AN/ALQ-249 в обеих странах должна быть произведена в 2025-2035 гг., из расчета на каждый самолет по два стандартных комплекта подвесных контейнеров нижнего, среднего и верхнего частотных диапазонов.



Схема основой внешней подвески самолета РЭБ EA-18G Growler: вверху - текущая, внизу - перспективная. Цифрами обозначены:
1) Станция РЭП нижнего диапазона AN/ALQ-249(V)2 NGJ-LB; 2) станция РЭП среднего диапазона AN/ALQ-249(V)1 NGJ-MB; 3) станция РЭП верхнего диапазона AN/ALQ-249(V)3 NGJ-HB; 4) станция РЭБ AN/ALQ-218; 5) ПТБ объемом 480 галлонов/1817 л на 1 454 кг топлива

С учетом известных планов программы NGJ, компания Boeing в 2013-м инвестировала собственные средства в серию обновлений EA-18G, которые были необходимы для интеграции перспективного комплекса РЭБ. В апреле 2016 г. на эти цели корпорация получила первые 20 млн. долл. из бюджета ВМС, а в декабре 2016 г. с Boeing заключили опционное соглашение еще на 308,34 млн. долл. В октябре 2021 г. МО США подписало с Boeing контракт на 14,5 млн. долл. для проведения дополнительных испытаний станций среднего диапазона AN/ALQ-249(V)1 и необходимых доработок EA-18G. Контракт предусматривает тестирование в аэродинамической трубе, на вибростенде, проверку технических характеристик на предприятии Boeing Defense Space & Security в Сент-Луисе (Миссури), а также исследование потребностей эксплуатационной поддержки в течение всего жизненного цикла системы на базе 23-й испытательной эскадрильи ВМС (АвБ Патаксент-Ривер, Мэриленд). Все работы должны быть завершены до сентября 2022 г. для принятия первой станции NGJ-MB комплекса AN/ALQ-249 на вооружение в третьем квартале 2022 финансового года.

Здесь надо упомянуть, что в настоящее время Boeing получает от ВМС финансирование для модернизации середины срока эксплуатации и продления срока службы ИБ F/A-18E/F, а также самолетов РЭБ EA-18G первых производственных серий модификации Block 1. При этом 28 сентября 2021 г. ВМС США передан первый ИБ F/A-18 Super Hornet версии Block 3. По заявлению руководства Boeing, самолеты РЭБ последних производственных партий также должны получить некоторые из обновлений.

Основными отличиями F/A-18 Block 3 являются:

• увеличенный до более 9 тыс. летных часов ресурс планера
• обновленное БРЭО
• кабина с широкоформатным многофункциональным сенсорным дисплеем
• модифицированный ПТБ, внутри которого установлена тепловизионная аппаратура поиска и ЦУ IRST (Infra-Red Search & Targeting), хотя при этом объем ПТБ уменьшился с 1817 л/480 галлонов до 1250 л/330 галлонов, а вместимость с 1454 кг до 1000 кг топлива
• элементы малой заметности - радиопоглощающее покрытие "ярких точек" и подвесной подфюзеляжный контейнер для вооружения Enclosed Weapons Pod.

Кроме того, первоначально планировалось оснастить новую версию самолета двумя конформными ПТБ, каждый объемом 1950 л на 1560 кг топлива.







Прототип ИБ F/A-18 Block 3 с подвесным контейнером вооружения под фюзеляжем и конформными ПТБ над мотогондолами

Именно эта последняя новинка представляла наибольший интерес для внедрения на самолетах РЭБ EA-18G с точки зрения существенного аэродинамического сопротивления подвесных контейнерных станций РЭП, значительно ухудшающих летно-технические характеристики их носителя.



Летные характеристики ИБ F/A-18E/F и самолета РЭБ EA-18G с подвешенными контейнерами РЭП ALQ-99

Для типового ударного вылета F/A-18E/F и EA-18G без дозаправки в воздухе конформные ПТБ позволяют увеличить боевой радиус в среднем на 220-240 км или обеспечить более 30 дополнительных минут барражирования в районе.

Так, с двумя УР AIM-9X, двумя УР AIM-120, двумя 890-кг УАБ (2000 фунтов), с 6559 кг топлива во внутренних баках и одним ПТБ на 1454 кг боевой радиус ИБ F/A-18E/F составляет 1100 км (594 морских мили). При той же нагрузке с конформными ПТБ боевой радиус составит 1323 км (714 м. миль). Такой вариант также позволяет компенсировать уменьшение запаса топлива при использовании нового ПТБ со встроенной тепловизионной системой IRST. ИБ F/A-18E/F с одним ПТБ IRST, двумя УР AIM-9X и шестью УР AIM-120 будет иметь боевой радиус около 945 км (509 морских миль), а с конформными ПТБ он увеличится до 1130 км (611 морских миль).




Дополнительный бонус - оптимизированные обводы новых ПТБ должны снижать более чем на 50 процентов ЭПР (радиолокационную заметность) F/A-18E/F в курсовой плоскости. Для самолета РЭБ их использование также повышает возможности при эксплуатации с авианосца за счет снижения общей массы машины.

В общем, казалось бы, везде сплошная выгода.

В рамках перспективной программы модернизации Advanced Super Hornet возможность оснащения F/A-18E/F и EA-18G конформными ПТБ в компании Boeing рассматривали с 2008 года. По их заказу инженеры Northrop Grumman в 2010-м начали исследовать концепцию, в сентябре 2012 г. приняли решение об ускоренном создании прототипа, выполнили его проектирование в январе 2013 г., сборку начали в мае, завершили в июле и в августе того же года приступили к летным испытаниям на арендованном F/A-18. Таким образом, поставили своеобразный рекорд - полный цикл основных НИОКР занял всего 10 месяцев.








Тем не менее, продемонстрированные характеристики не смогли полностью удовлетворить NAVAIR, и вопрос принятия их на вооружение отложили.

Спустя пять лет компания Boeing вновь предложила конформные ПТБ заказчику в рамках следующей программы модернизации Block 3, возобновив их летные испытания с 2019 года. Однако NAVAIR в январе 2021 г. поручило компании прекратить дальнейшие работы по данному направлению "в связи с высокой стоимостью, затягиванием графика НИОКР и неудовлетворительными результатами испытаний". Вот так вот обтекаемо. Если конкретнее, то есть мнение, что основной претензией заказчика являлась проблема безопасного сброса ПТБ - обязательное требование для самолетов палубной авиации при посадке на авианосец в аварийной ситуации, а также в ряде случаев боевого применения.

Тем не менее, посадочная масса F/A-18 Super Hornet достигла практически предельного значения для авианосного базирования, исчерпав тем самым резерв дальнейшей модернизации. Конформные ПТБ являются возможным решением проблемы, поэтому в Boeing заявляют, что готовы оснастить ими самолеты по первому требованию заказчика.

Специалисты отдела (программного офиса) PMA-265 NAVAIR (Program Management Office 265 - F/A-18E/F & EA-18G) считают, что рассмотрение вопроса о снятии с вооружения и прекращении эксплуатации самолетов РЭБ EA-18G Growler начнется только в 2030-х годах. Основными возможными вариантами его замены в авиации ВМС США в настоящее время считаются ИБ F-35С Lightning II, либо БЛА палубного базирования.


Истребитель F-35 Lightning II

Как известно © эта машина пятого поколения разрабатывается с 2001 года в вариантах стандартного ИБ F-35А, самолета укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B, а также в палубной версии F-35C. На вооружение КМП самолет принят в июле 2015 г., ВМС в феврале 2019 г., в авиации которых по состоянию на конец 2021 г. эксплуатируются соответственно 95 F-35B, 11 F-35C и 30 F-35C.

На этапе НИОКР и при вводе первых машин этого типа в эксплуатацию компания-разработчик Lockheed Martin и специалисты международного офиса программы JSF (Joint Strike Fighter) уверенно заявляли, что 640 кБ памяти с избытком хватит любому компьютеру F-35 не понадобится поддержка специализированных самолетов РЭБ, благодаря использованию технологий малой заметности, встроенным в планер высокоэффективным системам РТР и возможности использования бортовой РЛС AN/APG-81 AESA в режиме передатчика помех. АФАР этой станции способна формировать несколько управляемых лучей с импульсной мощностью до 68 кВт. Это примерно в 10 раз больше, чем у контейнеров комплекса РЭБ предыдущего поколения AN/ALQ-99, и практически идеально соответствует характеристикам перспективной станции РЭП верхнего диапазона NGJ-HB, что в сочетании с использованием передовых алгоритмов формирования сигналов помех позволяет эффективно подавлять РЭС противника.

Несмотря на такие радужные перспективы, командование ВМС осторожно решило продолжать эксплуатацию EA-18G Growler для прикрытия своих F-35C. В отличие от них, морпехи понадеялись на вышеприведенные оценки и поставили все на "зеро" - в том смысле, что пошли на снятие с вооружения EA-6B без замены. Последний Prowler они списали в марте 2019 г., а высвободившиеся при этом финансовые средства направили на высокозатратную программу приобретения F-35.

Впрочем, давить УКВ-связь всё-таки кто-то должен был. Для этих целей в авиации КМП намеревались использовать разрабатываемые с 2008 года и поступающие на вооружение с 2012-го контейнерные станции РЭП семейства AN/ALQ-231(V) Intrepid Tiger II. Версию (V)1 планировали подвешивать на F/A-18A++/C/D, AV-8B, MV-22B, KC-130J, CH-53E/K, модификацию (V)3 на UH-1Y и AH-1Z, а наиболее современную (V)4 на MV-22B, RQ-21A, UH-1Y и AH-1Z. Про (V)2 до сих пор ни разу никто не обмолвился ни полсловом, но изначально обещали оснастить Intrepid Tiger II еще и БЛА RQ-7B Shadow, так что, скорее всего, эту модификацию планировали для него. Кроме того, начиная с 2016-го, чуть ли не каждый год подряд обещали "вот-вот" начать программу модернизации Intrepid Tiger Block X, в результате которой, например, версия (V)1 для F/A-18A++/C/D, AV-8B и MV-22B должна получить возможность подавления РЛС. Очередной "самый последний" срок ее разработки сейчас запланирован на 2022-2023 ф.г. Но все-таки история AN/ALQ-231 слишком сильно выбивается из нашей сегодняшней темы, поговорим о ней подробнее как-нибудь в другой раз.

Напоследок стоит лишь упомянуть, что в КМП явно подозревали, дескать, "что-то идет не так". Поэтому в USMC 2016 Aviation Plan появился намек на желание после 2019-го интрегировать модификацию Block X на F-35. Но до появления этой станции "в железе" речи о реализации таких планов не идет.




Между тем, к концу 2010-х годов в странах вероятных противников США (Россия, Китай, Иран) наметился существенный прогресс в разработке современных РЛС ПВО, включая станции метрового диапазона, в котором неэффективны технологии снижения радиолокационной заметности самолетов тактической авиации.

В связи с этим сейчас уже вполне официально рассматривают возможность оснащения F-35 станциями РЭП AN/ALQ-249 комплекса РЭБ NGJ, чтобы отказаться от сопровождения боевых порядков тактической авиации самолетами РЭБ предыдущего поколения, не использующими технологии малой заметности. В руководстве Lockheed Martin заявили, что намерены интегрировать комплекс на F-35 в 2022-2023 годах. Считается, что при этом потребуются минимальные изменения в конструкции и ПО самолетов, а носителями контейнеров станут стандартные строевые машины F-35, без необходимости разрабатывать специализированную версию самолета РЭБ данного типа. Наверное, вы догадались, что наибольшую заинтересованность в этом сейчас проявляет командование КМП?

Рассмотрим данный вопрос чуть-чуть подробнее.

Потенциально F-35B могут нести станции комплекса NGJ на двух средних подкрыльевых узлах подвески №№ 2, 10 и центральном подфюзеляжном №6 вместо контейнера с пушкой.






ИБ F-35B Lightning II авиации КМП США с подвесным пушечным контейнером под фюзеляжем

Командование авиации КМП считает, что им будет достаточно только станций РЭП среднего и/или нижнего диапазона, а в верхнем подавление по-прежнему планируют производить бортовой РЛС самолета AN/APG-81 AESA с АФАР.

Как сказано выше, F-35 вроде бы не нужно дооборудовать дополнительными средствами ЦУ для активного РЭП, так как в состав БРЭО самолета изначально входит современная станция РЭБ AN/ASQ-239 компании BAE Electronic Systems. Ее приемная часть в целом аналогична станции РТР AN/ALQ-218(V)2 самолета EA-18G Growler. Она позволяет обнаруживать, определять местоположение, анализировать и идентифицировать источники импульсного и непрерывного излучения с круговым обзором на 360° в диапазоне частот 4-60 ГГц ( поддиапазоны Band 2, 3, 4).

Антенная система станции AN/ALQ-218(V)2 представляет собой разнесенную пассивную ФАР, элементами которой являются 10 встроенных в планер самолета высокочувствительных многоканальных приемных антенн с высоким коэффициентом усиления:

• поддиапазон Band 2 (4-8 ГГц) - по одной антенне на передних кромках крыльев (между антеннами поддиапазона 3/4) и по одной антенне на задних кромках горизонтального оперения
• поддиапазоны Band 3/4 (8-60 ГГц) - по две антенны на передних кромках крыльев, по одной на задних



Антенная система станции РТР AN/ALQ-218(V)2 истребителя F-35

Данные о параметрах сигналов обнаруженных РЛС ПВО противника Х-диапазона (2,7-3,9 см, 7,0-10,7 ГГц) в передней полусфере могут передаваться для подавления РЛС AN/APG-81 AESA, а в задней для автоматического отстрела тепловых и радиолокационных ловушек системам наведения ЗУР.

Специалисты компании-разработчика BAE Electronic Systems по мере серийного производства станции РЭБ AN/ASQ-239 регулярно проводят ее модернизацию, обеспечивая постоянное эволюционное развитие системы.

Так, NAVAIR 24 ноября 2021 г. подписало с Lockheed Martin очередной контракт на 585,8 млн. долл. для производства станций РЭБ и интеграции их на ИБ F-35 17-й производственной партии, намеченных к сборке на предприятии в Форт-Уэрт (Техас) в апреле 2025 - апреле 2026 годов, включая все модификации самолета для ВВС, ВМС, КМП США и других стран-партнеров программы JSF.

Сообщается, что в перспективе после 2025 года при необходимости возможно расширение РТР выше диапазона 4-60 ГГц для перекрытия участка 60-140 ГГц ( поддиапазон Band 5). Однако с точки зрения возможного применения комплекса AN/ALQ-249 этого недостаточно, потому что будет обеспечиваться только ЦУ контейнеру верхнего диапазона NGJ-HB (6-18 ГГц), и частично среднего NGJ-MB (2-6 ГГц), но без нижнего NGJ-LB (от 100 МГц до 2 ГГц). А ведь он считается едва ли не главным для семейства F-35 с точки зрения необходимости подавления РЛС ПВО метрового диапазона волн, потенциально способных обнаруживать малозаметные ЛА.

Таким образом, для интеграции на ИБ F-35 Lightning II полного комплекта перспективного комплекса AN/ALQ-249 NGJ потребуется существенная доработка станции РЭБ AN/ASQ-239, а также внесение значительных изменений в конструкцию планера самолета для установки интерферометров с длинной базой LBI (Long Base Interferometer) нижних поддиапазонов РТР Band 0 (0,5-2,0 ГГц) и Band 1 (2-4 ГГц), аналогично тому, как это сделано на самолете РЭБ EA-18G Growler.




Если этого не сделать, то останется только уповать на обещанные для комплекса NGJ "существенно расширенные возможности РТР" самих станций NGJ-МB и NGJ-LB. При этом для последней это далеко не гарантированно, по крайней мере, в версии Block 1, которая по сути является модернизированным контейнером AN/ALQ-99LB.

Ну, и в заключение нельзя не упомянуть пресловутую одноместность F-35. На EA-6B было три оператора средств РЭБ. Когда перешли к одному на EA-18G многие подозревали, что ему трудно будет заменить их всех. Натурально, придется работать за троих. Но на сомневающихся сразу же зашикали, дескать, вы не понимаете - компьютеризация, все дела. Теперь на F-35 остался только пилот, которому в нагрузку к остальным функциям придется заниматься еще и РЭБ. Нет, понятное дело, автоматизация не стоит на месте, опять же - пресловутый ИИ (искусственный интеллект). Но уж как оно там на практике повернется, будем посмотреть по ходу пиесы…

(окончание следует)


РЭБ, f-35, f/a-18, США, us marine corps, ngj (next generation jammer), Австралия, us navy, lightning ii

Previous post Next post
Up