Продолжение, начало см.
часть 1,
часть 2
Станция нижнего диапазона AN/ALQ-249(V)2 NGJ-LB
Станция разрабатывается с июля 2016 г., когда министерство ВМС разослало запрос для предоставления предварительных заявок на конкурс по второму этапу программы NGJ. В первом туре тендера приняли участие консорциумы Lockheed Martin и Kobham, Northrop Grumman и Harris Corp., а также самостоятельно корпорации Raytheon и L3 Technologies (еще раз напомним, что в 2018-2019 гг. вроде бы конкурирующие L3 Technologies и Harris Corp. провели слияние в единую компанию
L3-Harris).
Как указывалось выше, с целью максимального ускорения НИОКР по AN/ALQ-249(V)2 всех конкурентов обязали при разработке своих прототипов использовать имеющиеся у Kobham технологические наработки по станции нижнего диапазона комплекса РЭБ
ALQ-99LB. Считалось, что разработанная всего 10 лет назад, она во многом соответствует уровню текущих угроз ПВО, поэтому в качестве временного решения ее конструкцию выбрали за основу для контейнера РЭП NGJ-LB начальной версии Block 1.
В связи с этим многие эксперты уверенно предсказывали победу во втором этапе программы NGJ консорциума Lockheed Martin & Kobham. Сразу скажем, что эти оценки не оправдались. Оглядываясь назад, можно предположить, что после выхода из состава BAE Systems специалисты Kobham в той или иной степени утратили компетенции и не смогли полноценно представить свое предложение на конкурсе. Кроме того, в 2019 г. британская Kobham оказалась вовлечена в процесс недружественного ее поглощения американским частным инвестиционным фондом Advent International, от которого полностью не оправилась до настоящего времени и пока не представляет серьезной конкуренции лидерам американского ВПК.
Таким образом, основные преимущества в конкурсе по NGJ-LB внезапно получал тот, с кем была Harris Corp., которая оказалась собственницей большинства прав на патенты по основным технологиям комплекса РЭБ предыдущего поколения AN/ALQ-99. Причем изначально разработавшую его компанию EDO в 2007 г. приобрела ITT Exelis, которая с 2015 г. вошла в состав Harris Corp., а в 2019-м в L3-Harris.
Но тогда на эти тонкости мало кто обратил внимание. А между тем 16 ноября 2017 г. ВМС выпустили ТТЗ для заключения одного или нескольких контрактов на разработку прототипа станции AN/ALQ-249(V)2 NGJ-LB. Как следовало из документа, министерству требовались "расширенные знания и понимание существующих технологий" в области РЭП нижнего диапазона, где "существуют значительные ограничения по размеру, массе, мощности и охлаждению". Согласно ТТЗ, присуждение контракта будет основано на рассмотрении технических достоинств и "важности для задач этапа NGJ-LB". Что касается последнего фактора, уточнялось, что предложения будут оцениваться на предмет потенциальной возможности внести зрелое технологическое решение в соответствии с двумя основными заявленными целями первой фазы 2-го этапа NGJ Increment 2:
1) продемонстрировать концепцию низкочастотной станции РЭП в рамках ограничений по мощности, охлаждению, размерам, массе (максимально допустимое значение обещали сообщить позже) для контейнера, который подходит для
узла подвески №6 самолета EA-18G и при этом не создает препятствий взлету, посадке, пилотированию самолета, а ещё обеспечивает сохранение боевого радиуса не менее 370 морских миль (686 км)
2) оценить возможные характеристики станции по частотному и пространственному охвату, спектральной плотности и поляризации помехового сигнала, а также эквивалентной изотропно-излучаемой мощности (ЭИИМ) для заданных диапазонов частот, скоростей и высот.
ЭИИМ (EIRP англ., Equivalent Isotropically Radiated Power) - мера эффективности передающей антенны, произведение мощности подводимого к антенне сигнала на абсолютный коэффициент усиления антенны.
В августе 2018 г. NAVAIR объявило о выходе во второй тур тендера L3 Technologies и консорциума Northrop Grumman & Harris Corp.. В октябре 2018 г. с ними заключили отдельные контракты на 35,76 и 35,18 млн. долл. соответственно для продолжения разработки прототипов станции. Положения договоров предусматривали проектирование, сборку, поставку, интеграцию, испытания и обслуживание демонстрационных образцов от каждого заказчика со сроком окончания НИОКР в июне 2020 года.
Как водится, предстоящее подписание обоих соглашений приостановили сразу после их объявления в августе 2018 г. из-за официального протеста Raytheon. Впрочем, счетная палата правительства США безапелляционно отклонила этот иск (для интересующихся
ссылка на Global Security, там есть некоторые технические подробности, основной смысл которых - попытка внедрения технологий, использованных в NGJ-MB, привела к просто неприличному увеличению размеров). После этого дальнейшее участие в конкурсе продолжали уже Northrop Grumman и L3-Harris (слияние последней
завершилось в июле 2019-го). При этом оба конкурента сотрудничали с отдельной целевой группой Task Group NGJ-LB, созданной в недрах структуры L3-Harris для помощи сразу двум участникам тендера, а ее независимость от материнской компании должен был гарантировать специальный механизм внешнего контроля со стороны NAVAIR.
Высокие, высокие отношения! ©
В 2017-2018 гг. ВМС провели предварительные испытания демонстрационных образцов обоих конкурентов для применения на EA-18G:
Судя по опубликованным изображениям, основным внешним отличием модели Northrop Grumman от контейнера РЭП нижнего диапазона ALQ-99LB является дополнительный воздухозаборник в задней части корпуса, который необходим для более эффективного охлаждения аппаратуры из-за планируемого существенного роста энергетического потенциала станции NGJ-LB.
Вверху - прототип Northrop Grumman, внизу - L3-Harris
В свою очередь, L3-Harris предложила более глубокую модернизацию. У их станции тоже появился небольшой задний воздухозаборник, хотя прежде всего в глаза бросается новый электрогенератор RAT, но не с внешней крыльчаткой, а, скорее всего, с внутренним винтом-импеллером, вероятно, обладающим частью преимуществ
турбины HIRAT, прежде всего уменьшенным аэродинамическим сопротивлением.
Обе конкурирующие корпорации в январе 2020 г. представили свои образцы для тестирования в рамках завершения второго тура и всего тендера по этапу NGJ Increment 2. Министерство ВМС в мае 2020 г. допустило обе станции к заключительным демонстрационным испытаниям Demonstration of Existing Technologies. Несмотря на трудности, связанные с пандемией Covid-19, участники NGJ-LB до конца августа 2020 г.
смогли продемонстрировать свои технологии на АвБ Патаксент-Ривер.
Одновременно с этим произошло важное изменение статуса проекта NGJ-LB. Изначально он относился к разряду быстрого приобретения в интересах ВМС, но сперва его включили в перечень программ закупок среднего уровня. Однако очередные корректуры текущей военной политики потребовали срочного перемещения проекта в список программ крупных оборонных закупок. Поэтому незадолго до присуждения контракта МО США присвоило NGJ-LB категорию ACAT IB.
Индекс ACAT (acquisition category) - категория программ крупных оборонных закупок МО США. ACAT I имеют наивысший уровень надзора, по сравнению с ACAT II и III. При этом ACAT IB находится на контроле непосредственно у министерства обороны.
В декабре 2020 г. L3-Harris объявили победителем конкурса и соответственно главным проектировщиком, разработчиком, производителем, подрядчиком и интегратором будущей станции РЭП нижнего диапазона AN/ALQ-249(V)2 NGJ-LB на весь период ее эксплуатации. Министерство ВМС заключило с корпорацией четырехлетнее рамочное соглашение на 496 млн. долл. для проведения основных НИОКР второй фазы Milestone B, включая функциональность контейнера, интеграцию с самолетом РЭБ EA-18G и сертификацию летной годности (для справки и оценки - Northrop Grumman запрашивала за свои услуги по всему этому перечню 544 млн. долл.).
В соответствии с договором, L3-Harris должна была завершить проектирование, а также собрать восемь действующих прототипов станции Operational Prototype Pod; два прототипа для летных испытаний бортовых систем Mission System Prototype Test Pod; шесть МГМ, из которых два подвешиваемых Captive Mass Model Aeromechanical Pod и четыре сбрасываемых Jettison Mass Model Pod; 10 учебных контейнеров Pod Simulator; две станции отработки технологий Technique Development Station. Эти контейнеры должны использоваться на различных этапах испытаний до достижения третьей фазы Milestone С второго этапа NGJ-LB, предусматривающей развертывание начального мелкосерийного производства.
NAVAIR выразило свое удовлетворение предложенными руководством L3-Harris расценками, графиком НИОКР и планами производства.
В общем, все были счастливы, радостны и полны самых радужных надежд...
Однако сразу после этого в течение всего 2021 года и половины 2022-го этап NGJ-LB находится в замороженном состоянии из-за судебных тяжб.
Судебные тяжбы
Сразу после подписания контракта с L3-Harris против этого подали официальный протест их конкуренты из Northrop Grumman. Счетная палата (СП) правительства США GAO (Government Accountability Office) начала рассмотрение дела, материалы которого первоначально носили полностью закрытый характер.
Не дожидаясь вынесения окончательного решения по данному иску 10 марта 2021 г. министерство ВМС отозвало контракт с L3-Harris и объявило о планах корректуры этапа NGJ-LB. Такой шаг намекал на серьезность обвинений и одновременно позволил отклонить протест Northrop Grumman, поскольку формально контракта-то больше нет.
Несмотря на это, L3-Harris в инициативном порядке и за счет собственного финансирования продолжила проектирование и сборку восьми действующих прототипов станции и четырех МГМ контейнеров, демонстрируя уверенность в своем положении.
СП завершила рассмотрение дела только 18 августа 2021 г. и объявила о решении поддержать протест Northrop Grumman, так как министерство ВМС не учло влияние потенциального конфликта интересов. При этом раскрыли обстоятельства этого дела. Выяснилось, что один из офицеров отдела NAVAIR (программного офиса) бортовых систем РЭБ PMA-234 (Program Management Office 234 - Airborne Electronic Attack Systems), который разрабатывал ТТЗ для станции NGJ-LB, в то же время вел переговоры с руководством L3-Harris о возможном трудоустройстве к ним на работу после планируемого увольнения в запас. С учетом этого компания могла получить незаконное конкурентное преимущество перед Northrop Grumman, хотя прямых доказательств этому не нашли. СП потребовала от министерства ВМС провести независимую проверку участия указанного офицера в разработке ТТЗ с привлечением сторонних специалистов, обладающих необходимыми техническими знаниями, чтобы определить соответствие спецификаций фактическим потребностям авиации флота. Вне зависимости от того, посчитает ли ВМС что спецификации ТТЗ требуют изменений, или нет, СП рекомендовала начать проведение нового тендера, с повторной рассылкой запроса на предложения, их оценкой и принятием нового решения по выбору генподрядчика. При этом подчеркивалось, что обычная практика при выявлении конфликта интересов предусматривает исключение скомпрометированной компании из конкурса. Однако, учитывая нецелесообразность этого в отношении L3-Harris, СП согласилась с продолжением ее участия в проекте NGJ-LB.
После публикации отчета СП в министерстве ВМС заявили следующее:
1. Независимая проверка начнется немедленно, будет проводиться без каких-либо ограничений по времени, чтобы провести всеобъемлющую оценку ТТЗ, гарантирующую их соответствие потребностям авиации ВМС.
2. Даже в отчете СП отмечено, что технический фактор этапа NGJ-LB значительно более важен, чем фактор затрат. При этом ВМС оценили технологию Northrop Grumman и рейтинг технического риска как "неприемлемые", хотя их предложение дешевле на 48 млн. долл. На таком фоне технология L3-Harris признана "выдающейся", а уровень технического риска, как "умеренный".
3. Таким образом, министерство ВМС считает решение СП принципиально неправильным, по факту чего опротестовало его в Федеральном суде по претензиям, требуя признать законным присуждение контракта L3-Harris.
В свою очередь компания L3-Harris 8 сентября 2021 г. также подала иск в Федеральный суд по претензиям, опротестовав требование СП к ВМС о проведении нового тендера по скорректированному ТТЗ. Свои действия в компании обосновали необходимостью предотвратить дальнейшее затягивание реализации этапа NGJ-LB, так как руководство L3-Harris уверено, что даже после проведения повторного тендера и их ожидаемой победы Northrop Grumman снова подаст протест в СП.
В начале декабря 2021 г. министерство ВМС объявило о подтверждении прошлогоднего контракта с L3-Harris, при этом его стоимость возросла с 496,0 до 544,4 млн. долларов - эдакий щелчок по носу Northrop Grumman ;)
Дальше все пошло по накатанной - Northrop Grumman 21 декабря 2021 г. снова подала жалобу против такого решения из-за сохраняющегося конфликта интересов, и соглашение вновь заморозили.
Круг замкнулся. Уроборос намертво вцепился зубами в собственный хвост.
Главный нюанс - Northrop Grumman теперь тоже обратилась в Федеральный суд. Процедура здесь предусматривает издание постоянного судебного запрета, чтобы помешать ВМС продолжать проект NGJ-LB с L3Harris и запретить ей до окончания процесса участвовать в любых повторных конкурсах по данной программе. Northrop Grumman также затребовала от суда объявить, что "неспособность ВМС полностью выполнить рекомендованные СП корректирующие действия [в отношении NGJ-LB] была иррациональной, неправильно задокументированной и противоречащей закону".
В общем противники сцепились в клинче, а рефери пока молчит.
Если оглянуться назад, то нельзя не отметить, что все многочисленные прежние протесты по программе NGJ еще ни разу не приводили к столь значительным результатам. Только из-за судебных тяжб и разбирательств задержка этапа NGJ-LB превысила 18 месяцев, продолжает расти и вряд ли может быть решена без решения Федерального суда по претензиям, поскольку признаки конфликта интересов никто не оспаривает, но министерство ВМС отказывается менять ТТЗ.
Реально, навскидку на ум не приходит ни одного случая, когда происходило что-то подобное.
Программа быстрого приобретения? Категория крупных оборонных закупок ACAT IB под непосредственным контролем Пентагона? Не-а, не слышали…
А между тем, в Northrop Grumman выиграли время для доработки своего предложения, действительно уступающего конкурентам. И если ВМС все-таки заставят переписать ТТЗ с проведением нового конкурса, то…
Станция верхнего диапазона AN/ALQ-249(V)3 NGJ-HB
Третий этап программы NGJ Increment 3 по разработке контейнерной станции РЭП верхнего диапазона AN/ALQ-249(V)3 NGJ-HB всё ещё остается на начальном этапе.
В далеком уже 2013-м оптимистично планировали, что NGJ-HB достигнет НБГ
к концу 2024 года. Фактически, только в 2021-м началась ранняя разработка требований к перспективным возможностям в рамках подготовки к проведению конкурса. Сейчас продолжается изучение возможных вариантов концепции и доступности технологий. Пока официально планируют, что станции верхнего диапазона будут введены в эксплуатацию в 2026-2028 гг. Столь оголтелый оптимизм упорно связывают с надеждами существенно сократить сроки НИОКР по третьему этапу программы NGJ за счет внедрения принципов МОА. Считают, что им удастся максимально адаптировать и внедрить в конструкцию NGJ-HB те решения, которые ранее уже проверили и отработали для станции среднего диапазона NGJ-MB. В первую очередь к ним относятся современная
АФАР SMArT с GaN-усилителями и
электрогенератор переменного тока HIRAT. При этом утверждают, что все станции комплекса РЭБ AN/ALQ-249 еще и смогут использовать единое ПО с минимальными модификациями.
Конкретики пока никакой, за исключением того, что в рамках подготовки к 3-му этапу ВС и ВПК США усиленно изучают российский ЗРПК 96К6Е "Панцирь-С1Э", захваченный в качестве трофея военизированными формированиями Правительства национального согласия Ливии и любезно переданный американцам. Сначала его перебросили на АвБ Рамштайн ВВС США в Германии, а оттуда на АвБ Райт-Паттерсон (Огайо), где находится исследовательская лаборатория ВВС AFRL (Air Force Research Laboratory). К тестированию возможностей комплекса привлекли специалистов Raytheon Space and Air Systems и Lockheed Martin. Их основной задачей является изучение системы 96К6Е и оценка ее эффективности по обнаружению, захвату и сопровождению перспективных высокоточных средств поражения, разработанных этими корпорациями. Кроме того, производится оценка помехозащищенности приёмных трактов сантиметрового радиолокационного обнаружителя на базе ПФАР 1РС1-Е (функционирует в X-диапазоне), а также миллиметрово-сантиметровой РЛС сопровождения целей и наведения ЗУР 1РС2-1Е "Шлем" (функционирует в X/Ku-диапазонах). Очевидно, что результаты этих испытаний будут использованы при разработке станции AN/ALQ-249(V)3 NGJ-HB (более подробно см.
на сайте "Тульские новости" от 18.02.21).
Испытания элементов комплекса РЭБ NGJ
Еще до подписания в марте 2016 г. контракта с Raytheon на этапе проверки зрелости технологий и снижения рисков TMRR (Technology Maturation & Risk Reduction) специалисты этой компании совместно с NAVAIR провели значительный объем подготовительных мероприятий, чтобы устранить наиболее высокие технологические риски программы перед началом основных НИОКР первого этапа NGJ-MB.
В частности, именно к этому периоду относится разработка и интеграция прототипа электрогенератора
HIRAT, а также проведение его испытаний в аэродинамической трубе Комплекса инженерных разработок им.Арнольда на АвБ Арнольд (Теннесси).
Фаза TMRR завершилась тестированием на максимальную выходную мощность прототипа
АФАР с GaN-усилителями под обтекателем в режиме непрерывного излучения CW (Continuous Wave) в безэховой камере Бенефилдской лаборатории на АвБ Эдвардс (Калифорния).
После подписания контракта в апреле 2016 г. ВМС США и Raytheon согласовали четырехлетнюю программу предварительных испытаний для критического анализа конструкции CDR (Critical Design Review) будущей станции NGJ-MB.
Однако практически сразу ВМС выявили существенные недостатки в моделировании, допущениях и методологиях, использованных при проектировании обтекателя станции компанией General Dynamics. Их устранение потребовало времени. Дополнительные испытания в аэродинамической трубе провели в 2017 г. с использованием масштабных моделей, чтобы подтвердить расчетное аэродинамическое сопротивление самолета с подвешенным контейнером, а также возможность его безаварийного сброса. Устранение выявленных недостатков потребовало внесения существенных изменений в конструкцию всего контейнера и затянулось до конца года, отложив переход к этапу основных НИОКР и подготовке производства EMD (Engineering and Manufacturing Development).
После устранения проблем с аэродинамикой в апреле 2017 г. завершили этап критического анализа конструкции CDR, а следующий начался тестированием электрогенератора HIRAT с использованием летающей лаборатории на базе коммерческого самолета Gulfstream 3 рег. № N710CF (448) авиакомпании Calspan Corp, контракт с которой заключили
еще в конце 2014-го.
Испытания прототипа-демонстратора станции NGJ-MB на летающей лаборатории Gulfstream. Хорошо видно, каковы были первоначальные размеры контейнера, который пришлось уменьшить в три-четыре раза
Во втором квартале 2018-го началась обширная программа воздушно-механических испытаний отдельных подсистем в предсерийной конфигурации, чтобы перейти к тестированию прототипа контейнера в сборке на самолете EA-18G Growler. Первыми на данном этапе стали испытания на излучение в безэховой камере АвБ Патаксент-Ривер (Мэриленд) для определения воздействия электромагнитной среды E3 (Electromagnetic Environment Effects) перед получением начального сертификата годности к фактическим полетам с контейнерами, включенными на излучение.
Нужно заметить, что на данном этапе в программе принимало активное участие агентство исследовательских проектов Управления научных исследований ВМС ONR (Office of Naval Researches) с целью изучения достигнутых возможностей РЭБ и разработки нескольких новых, которые потенциально могут быть интегрированы в комплекс NGJ после достижения НБГ первого этапа, которое тогда планировали на 2020-й, а ожидают в конце 2022 - начале 2023 годов.
Сдвиг этого срока "вправо" в последний раз был связан с задержкой поставки прототипов контейнеров NGJ-MB, потребовавших очередного "вылизывания" аэродинамики, чтобы не допустить снижения боевого радиуса носителей EA-18G. Первую из 15 заказанных станций среднего диапазона AN/ALQ-249(V)1 ВМС получили от Raytheon в июле-августе 2019 года. С этого момента начались работы для подтверждения МГХ, отработки процессов подвески, демонтажа, сброса и процедур эксплуатации.
Наземные войсковые испытания предсерийных образцов станции NGJ-MB в 23-й испытательной эскадрилье ВМС США (АвБ Патаксент-Ривер, Мэриленд)
Параллельно продолжались тесты в лабораторных условиях:
Слева - испытания в безэховой камере NAVAIR самолета EA-18G с двумя станциями РЭБ NGJ-MB и одной ALQ-99LB (март 2020 г.); справа - отдельно контейнер NGJ-MB (апрель 2020 г.)
…и в полигонных. Так, в августе 2020 г.
состоялось первое летное испытание станции РЭБ NGJ-MB на самолете EA-18G 23-й испытательной эскадрильи ВМС США, а затем до середины следующего года продолжались полеты в различных конфигурациях подвески, включая совместное применение AN/ALQ-249(V)1 со станцией РЭБ ALQ-99LB и ракетным вооружением.
Самолет РЭБ EA-18G Growler 23-й испытательной эскадрильи ВМС США с двумя станциями РЭБ NGJ-MB, контейнером ALQ-99LB, двумя УР AIM-120 AMRAAM класса "воздух-воздух" и двумя противорадиолокационными УР AGM-88 HARM (июнь 2021 г.)
В дальнейшем основная программа летных тестов переместилась с АвБ Патаксент-Ривер (Мэриленд) в центр боевого применения авиации ВМС на АвБ Пойнт-Мугу (Калифорния).
При этом 29 июня 2021 г. NAVAIR объявило, что после 3100 часов наземных и 145 часов летных испытаний подтверждено достижение основных эксплуатационных характеристик станции NGJ-MB, и компания Raytheon готова к развертыванию ее начального мелкосерийного производства.
Параллельно с первым этапом NGL Increment 1 в 2020 году NAVAIR начало проведение предварительных испытаний демонстрационных образцов второй станции комплекса AN/ALQ-249(V)2 NGJ-LB компаний Northrop Grumman и L3-Harris в рамках заключенных с ними в августе 2018 г. контрактов на демонстрацию
существующих технологий. В частности, специалисты отдела PMA-234 NAVAIR протестировали МГМ контейнеров
в полете на подвеске EA-18G, а затем исследовали действующие прототипы на АвБ Патаксент-Ривер (Мэриленд). Для каждого из участников конкурса наземная программа включала тестирование на полигоне антенн и диаграмм направленности Antenna and Radar cross-section Measurement Facility Центра испытаний и оценки боевой среды (на снимках слева), а также проверку в безэховой камере (фото справа). Этот этап завершился летом 2020 года.
Испытания прототипов станции РЭП NGJ-LB: вверху - контейнер корпорации Northrop Grumman (май-июнь 2020 г.); внизу - компании L3-Harris (июль-август 2020 г.)
Нужно заметить, что при этом в очередной раз подтвердилась сложность комплексного тестирования в экстремальных условиях таких многофункциональных систем, как комплекс РЭБ NGJ. Однако они критически необходимы на этапе наземных испытаний, чтобы максимально решить все возможные проблемы перед началом летных.
Семейство симуляторов боевой электромагнитной среды CEESIM (Combat Electromagnetic Environment Simulator) компании Northrop Grumman является одной из немногих систем в США, которая имеет возможность достаточно широкой конфигурации в пространстве принимающих и передающих датчиков для моделирования и имитации сложной радиоэлектронной обстановки при тестировании различных режимов работы современной аппаратуры РЭБ.
Аппаратный комплекс и ПО симулятора боевой электромагнитной среды CEESIM компании Northrop Grumman
Однако испытания эффективности в режиме непрерывного излучения на полную мощность таких высокоэнергетических и широкополосных систем как АФАР с GaN-усилителями можно обеспечить только в безэховой камере.
Сложность тестирования еще больше возрастает, если необходимо одновременно проверить совместную работу АФАР на излучение и электрогенератора HIRAT в набегающем потоке воздуха.
В идеальном варианте для их полноценного тестирования необходим испытательный стенд, в котором объединены безэховая камера, аэродинамическая труба со скоростью не менее 750 км/час, а также симулятор боевой электромагнитной среды CEESIM с приемниками и генераторами импульсов. В настоящее время ни одна из известных испытательных систем в США, да и в целом мире не удовлетворяет всем указанным требованиям, что не позволяет произвести полноценную доводку комплекса РЭБ NGJ, особенно когда завершатся НИОКР и начнутся совместные испытания всех трех станций.
Для создания максимально близкого подобия такого полигона в рамках инициативы NAVAIR рабочая группа по взаимодействию, планированию и проведению испытаний отдела РМА-234 активно сотрудничает с лидерами американского ВПК, включая корпорации Boeing, Northrop Grumman и Raytheon. Фактически, в настоящее время строится новая безэховая камера достаточной мощности с датчиками для определения характеристик АФАР. Потенциальным вариантом тестирования станций РЭП NGJ считается установка на опоре в центре такой камеры полноразмерного EA-18G вверх шасси с подвеской полного комплекта контейнеров для проверки их радиочастотных характеристик, физических возможностей подавления и структуры помеховых сигналов. Однако сроки реализации этого проекта не озвучивают, а возможность создания достаточной силы набегающего потока воздуха на таком полигоне даже не рассматривают.
Предполагаемая конфигурация испытательного стенда NAVAIR США для наземного тестирования станций комплекса РЭБ NGJ
(продолжение следует)